Гетерограмма. Рифмоид. Бесконечный стих

Николай Александрович Жданович
ГЕТЕРОГРАММА.

Игра слов, различных по значению,
Но по составу букв – сходных.
Играют с каламбурным увлечением
На базе слов и фраз исходных:
«больше веков – большевиков»,
«не бомжи вы – небом живы»,
«теперь я – те перья».

Из Гетерограмм да, вдруг, стихи?
Редчайшее явление в поэзии.
Но если появляются они,
Не важно, хороши или плохи, –
По качеству не требуют рецензий.
Да и к поэтам с ними нет претензий.
А просто интересные они –
Экспериментальные стихи:
Азам учили,
а замучили.
Пока лечили –
покалечили.
Ослабел – осла б ел.
(С. Федин)
Наполеон стоял и думал:
Ко злу дорога широка.
На поле он стоял и думал:
Козлу дорога широка.
 
Зубра сбил –
Зуб разбил.
(В. Евлухин)

Нету житья! Снова меч таю –
Не тужить! Я снова мечтаю…
(Валентина Васина)

Да, в ноябре думал, осмысляя в ночи тайны небес:
«Давно я бреду, мало смысля явно. Читай ныне, бес!»
(Иван Чудасов)

Гетерограмма Дмитрия Авалиани:

Что вы простонете?
Что вы просто не те?
Заказ и нож дали
За казино ждали.
Игру стих, лад открыл,
И грусти хлад от крыл…
Ночи тают, оскудев
Но читаю тоску дев.
Не ЗАКОН – чучело вечное.
Не закончу человечное,
Ибо где точка?
И Бог – деточка:
Утро – бабочка,
Утроба – бочка.

***

РИФМОИД.

Рифмоид, скажем предварительно, –
Термин редок, но употребителен.
К канонам рифм весьма почтителен,
Стихи рифмует заразительно,
Но очень приблизительно.

Рифмоид – рифмы эволюция?
Канонов старых разрушение?
Возможно, параллельное течение
Приёмов новых в рифмоотношениях?
От Маяковского слышим резолюцию
Внести поправки в рифмоконституцию.

Важнейшей из поправок заявляется:
Привить Рифмоид, как приём законный,
В грядущее развитие стихформы.
Пари среди поэтов заключается,
Имажинизм бурно развивается.

О рифме «очень приблизительной» в стихе
Мы рассказать с трудом позволили себе.
Для лучшего запоминания в уме
Мы, как всегда, примеры приведём в конце
Из изысканий Поливанова Е.Д. –
Рифмоиды от Маяковского В.В:

«А если я вас когда-нибудь крою
И на вас замахивается перо-рука,
То я, как говорится, добыл это кровью,
Я больше вашего рифмы строгал»
В дальнейшем, будем рифмы называть
И вслед в примеры отсылать:
на подмосток – с досок:
«Рассказ о взлезших на подмосток
аршинной буквою графишь
и зазывают в вечер с досок
Значки малеванных афиш»
крови – коровьи:
опоясан – мяса:
«Они не тревожась картиной крови
и тем, что пожаром миг опоясан,
молоком богаты силы коровьи
и безмерно богатство бычьего мяса»
высей – крысьей:
«Всунув копытом молитвы высей
арканом в небо поймали бога
и ощипавши, с улыбкой крысьей,
глумясь, тащили сквозь щель порога»
морде – городе:
 «Унынье у лошади на морде
и никто не поймет тоски Петра
Узника, закованного в собственном городе»
к примерке – в Америке:
«Эти брюки принес к примерке чего ты ради?
у тебя совершенно нету дядей,
а если есть, то небогатый, не мрет и не в Америке»
караваны – рваной:
«В зоне пустыни вытянешь караваны,
где львы на чеку,
тебе под пылью ветром рваной
положу Сахарой горячую щеку»
раб, расти – храбрости:
 «А так
полсотни лет еще можешь, раб, расти
Ложь,
я знаю, и в лаве атак
Я буду первый в геройстве, в храбрости»
 
авиатор – Травиата:
«Француз, улыбаясь, на штыке мрет,
с улыбкой разбивается подстреленный авиатор,
если вспомнят в поцелуе рот
твой, Травиата»
в городе – орден:
«Тяжко и чинно выстроились в городе,
будто сейчас набираться будет
хмурых монахов черный орден»

***

БЕСКОНЕЧНЫЙ СТИХ.

Стих этот – с кольцевой структурой,
Где конец переходит в начало.
Больше связан с басенной фактурой,
В детских песнях стих часто встречаем…:

…Сидел на ветке
как-то глупый попугай.
И взлетая очень редко,
Он смеялся с птичьих стай:
«Будет дымка голубая,
Красивее облака,
Вот тогда и полетаю
Выше всех, наверняка!»

И решил он вниз спуститься,
Сэкономить больше сил.
Только ж надо так случиться:
Он в силки и угодил.
И теперь в красивой клетке
Всё твердит:…

***

«Кто вечно хнычет
И скучает,
Тот ничего не замечает.
Кто ничего
Не замечает,
Тот ничего
Не изучает.
Кто ничего
Не изучает,
Тот вечно хнычет
И скучает.
(Если скучно стало,
Начинай сначала!)»
(Сэф Роман «Бесконечные стихи»)

***

«Была у соседа корова,
Рога у коровы – корона!
Корова родного сыночка
Баюкала каждую ночку:
– Спи, мой бычок,
Белый бочок,
Мягкие рожки,
Резвые ножки!
Телёнок спросонок ей: «Му-у!»
И бедная мама ему
Мычать начинала сначала
И сонно короной качала.
– Спи, мой бычок,
Белый бочок,
Мягкие рожки,
Резвые ножки!
И так без конца до утра,
Когда просыпаться пора»
(Ю. Чёрных «Про белого бычка»)

***

«Пришел медведь к броду,
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис,
Вымок, выкис, вылез, высох.
Встал на колоду – Бултых в воду»
Уж он мок, мок, мок…»

***

«ШЁЛ Я КАК-ТО через мост,
Глядь – ворона МОКНЕТ.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост –
Пусть ворона СОХНЕТ!
ШЁЛ ОПЯТЬ Я через мост,
Глядь – ворона СОХНЕТ.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост –
Пусть ворона МОКНЕТ!
СНОВА ШЁЛ Я через мост,
Глядь – ворона МОКНЕТ.
Взял ворону я за хвост,
Положил её на мост –
Пусть ворона СОХНЕТ!
Я ОПЯТЬ ПРИШЁЛ на мост,
Глядь – ворона СОХНЕТ.
Взял ворону я за хвост,
Положил её под мост –
Пусть ворона МОКНЕТ!
Я ПРИШЁЛ НА ТОТ же мост,
Глядь – ворона мокнет…»

***

«Стоит над рекою дуб.
На том дубу сидит сорока –
В реку смотрит.
А рак вылез из воды и ползёт.
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт, а
сорока смотрит.
Вот она смотрит, а рак лезет да ползёт
Вот он лезет да ползёт, лезет да ползёт. А
сорока смотрит.
Вот она смотрит, да смотрит, да смотрит. А рак
лезет да ползёт…»
(и так без конца)

***

- Рассказать тебе сказочку про сову?
- Расскажи!
- Хорошо! Слушай, да и не перебивай!
Летела сова –
Весёлая голова.
Вот она летела, летела,
На берёзку села,
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела.
Вот она летела, летела.
На берёзку села
Хвостиком повертела,
По сторонам поглядела,
Песенку спела
И опять полетела…
Сказывать ли дальше?...