Родословная басни

Эзоп Ковчега
фрагмент книги "Басни Эзопа и Эхо", редакция 2019 г.


Электронная книга - http://online.pubhtml5.com/ucdb/cwny
На сайте с иллюстрациями - https://sites.google.com/view/ezop2010/


Прежде, чем говорить о сохранении басен Эзопа или Эзоповского наследия, следует сказать о его исторических корнях.


Гесиод



Гесиод (др.-греч. VIII—VII века до н. э.) — первый исторически достоверный древнегреческий поэт, рапсод, представитель направления дидактического и генеалогического эпоса.

Главным источником информации о биографии Гесиода являются выдержки из сочиненных им произведений. Родиной Гесиода была Эолида (Малая Азия), но его семейство, главой которого был обедневший купец, перебралось к подножью горы Геликон, в Беотию (внутренняя Греция). Там, обзаведясь скромным земельным участком в поселении Аскра, они занимались крестьянским трудом, поэтому все тяготы и радости жизни земледельца Гесиод познал с малых лет. Впоследствии он стал первым древнегреческим поэтом, представляющим этот социальный слой, и, возможно, был единственным его представителем. Юному Гесиоду частенько приходилось пасти скотину, и роскошные пейзажи, представавшие его взору, вдохновляли его, пробуждали в нем
желание творить. По его собственным словам, ему однажды явились Геликонские нимфы, которые призвали его к сочинительству и вещанию истины о прошлом и будущем, вдохнули в него поэтический дар и в знак этого вручили ему ветвь пышного лавра, которая служила отличительным знаком рапсодов – исполнителей эпических песен. Однако если говорить о становлении Гесиода как поэта с более реалистических позиций, то использование им гомеровского диалекта, дактилического гекзаметра дает основание предположить, что мастерству он учился у бродячих рапсодов. Гесиод стал первым среди древнегреческих поэтов, кто называл себя по имени, позиционировал себя как конкретная личность – до него певцы-гомериды предпочитали оставаться
безымянными.  Став поэтом, хоть и «от сохи», Гесиод до самой смерти практически не покидал Аскру, занимался крестьянским трудом наравне с остальными.


Легенды упоминают лишь о его поездке на поэтическое соревнование с Гомером, которое было объявлено в честь погибшего царя Халкиды. Оттуда он уехал победителем и обладателем бронзового треножника, пожертвованного им Геликонским музам. Однако справедливости ради стоит сказать, что победа ему досталась только благодаря воспеванию мирного труда, а не кровопролитий на войне. Известно, что соревнование это имело место на рубеже VIII-VII вв. до н. э., что служит ориентиром для определения времени жизни поэта. Первое сочинение Гесиода из известных сегодня – это поэма «Теогония» («Родословная богов»), (др.-греч.), является попыткой привести в систему разноречивые эпические сказания о богах и связать богов в единое генеалогическое древо, начиная от предвечных Хаоса, Геи и Эрота и кончая Зевсом, устроителем нынешнего миропорядка, и его потомками.

Однако наибольшую известность получила дидактическая поэма «Труды и дни». Произведение было написано как обращение к родному брату Персу, который после смерти их отца был недоволен разделением наследства и активно претендовал на имущество, оставленное Гесиоду. Поэт призывает брата честно и упорно трудиться, а не уповать на подкуп сильных мира сего. Однако содержание «Трудов и дней» выходит далеко за рамки морализаторства, в частности, предлагая читателю наставления хозяйственного характера.  В поэму введён разнообразный материал нравственных правил и хозяйственных наставлений, она обильно оснащена фольклором: пословицами, поговорками, притчами, баснями, мифами. Изречения: «Кто верит женщине, тот верит вору», «Всякий дающему даст, не дающему всякий откажет» и др.
 
Другие произведения Гесиода дошли до наших дней только в виде отрывков, запечатленных на папирусах и в рукописях. В издание Меркельбаха-Уэста от 1967 г. вошло 363 фрагмента. Умер поэт-земледелец в родной деревне, а похоронили его в Орхоменах.
Источник




;
Стесихор

 
Стеси;хор (др.-греч. 2-пол. VII в. до н. э. — ок. 556 до н. э.). - древнегреческий лирический поэт, представитель хоровой мелики. Был включен в канонический список Девяти лириков.

Почти все работы Стесихора были утеряны, творчество представлено только в отрывках из поздних текстов. Суда приписывает Стесихору 26 книг, а также сообщает, что Стесихора называют и гимерцем (т.е. родился в г. Гимера в Сицилии), и матаврцем (т.е. родился в г. Матавр в Локриде); что он родился в 37-ю Олимпиаду (632—628 до н. э.), умер в 56-ю (556—552до н. э.). Эти данные согласуются с разрозненными упоминаниями, что Стесихор был современником Сапфо, Алкея, правителя Митилен Питтака (ок. 651—569 до н. э.) и агригентского тирана Фалариса (ок. 570—554 до н. э.). Византийский грамматик Иоанн Цец включает Стесихора в число современников Фалариса и Пифагора (ок. 570—495до н. э.). Евсевий Кесарийский сообщает, что расцвет Стесихора приходился на 2-й год 42-й Олимпиады (611 до н. э.), смерть — на 1-й год 55-й (560 до н. э.). О происхождении поэта существует легенда, связанная со смертью Гесиода. Гесиод, выиграв треножник на поэтических состязаниях в Халкиде, отправился к дельфийскому оракулу, где получил предупреждение: «Смерть настигнет тебя в прекрасной роще Зевса Немейского». Гесиод посчитал, что оракул имел в виду Немейский лес на Коринфском перешейке, и возвратился в Локриду. Он остановился у неких Амфифана и Ганиктора в г. Ойноэ — место, также посвященное Зевсу Немейскому. Там поэта заподозрили в соблазнении сестры братьев и убили. Одна из легенд согласуется с данными Суды, которая приводит пять имен отца Стесихора, в числе которых присутствует Евфорб, Евфем, Евклид, Гиед и Гесиод. Гесиода отцом Стесихора считают также Иоанн Цец и схолиаст Гесиода Прокл. Цицерон утверждает, что Стесихор был не сыном, но внуком Гесиода; однако это представляется сомнительным, так как Гесиод жил на рубеже VII—VIII вв. В то же время Стефан Византийский и Платон сообщают, что отца Стесихора звали Евфем; а согласно надписи в Тиволи имя отца — Евклид. У Стесихора было два брата: Гелионакт, занимавшийся правом, и Мамертин, успешно занимавшийся геометрией. Комментатор Евклида Прокл называет его Мамерком.


Суда приписывает Стесихору 26 книг, главное место в которых занимали лиро-эпические поэмы. Как у прочих поэтов из числа Девяти лириков, почти все работы Стесихора были утеряны; его творчество представлено только в отрывках из поздних текстов. Самый большой фрагмент, который составляет основу корпуса сохранившихся текстов Стесихора, был найден в Лилле в 1960. Сохранившиеся тексты Стесихора по содержанию примыкают к эпосу Гомера и кикликов.
В них Стесихор дает обработку старых сюжетов в новых формах и в новой интерпретации. Каждая из 26 книг представляла собой, по-видимому, цельную эпическую поэму. Античные источники сохранили более половины названий работ Стесихора.  По Суде, первоначальным именем поэта было Тисий. Только впоследствии, за его заслуги в хоровой мелике, он был назван Стесихором — «устроителем хоров».





ИСТОРИЯ СОХРАНЕНИЯ БАСЕН

 ...ДАЛЕЕ - тут
http://stihi.ru/2023/09/28/4551  -  История сохранения басен Эзопа

Список авторов басен приводит Википедия:


Эзоп
Жан де Лафонтен
И. А. Крылов
Демьян Бедный
Олеся Емельянова
Василий Майков
Федр
Авиан
Бабрий
Сергей Михалков
Александр Сумароков
Иван Дмитриев
Людвиг Хольберг
Григорий Саввич Сковорода
Пётр Гулак-Артемовский
Левко Боровиковский
Евгений Гребёнка
Леонид Глибов
Л. Н. Толстой
Дэвид Седарис