Красные туфельки Холокоста

Геннадий Коган
Казимеж, сердце еврейского Кракова. История еврейского района охватывает столетия. Он был основан в 1335 году и назван в честь его основателя, короля Казимежа Вельки ( Казимира Великого ). Город остаётся одним из  наиболее культурно значимых еврейских районов в мире. В 1495 году евреи, которые были изгнаны из Кракова, поселились здесь, и Казимеж стал смесью христианской и еврейской культуры. До 1818 года был самостоятельным городом, находящимся к югу от Кракова, отделённым от него на сегодня несуществующим рукавом Вислы, под названием Старая Висла. Красивый исторический район Кракова, в северо-восточной части которого с 16-го века и до Второй мировой войны проживали евреи.

Во время войны нацисты делали всё возможное, чтобы уничтожить Казимеж. После войны десятилетия коммунистического пренебрежения превратили Казимеж в руины. С падением коммунизма, этот район Кракова изменился до неузнаваемости. Возможно, одним из наиболее важных факторов в обновлении Казимежа, был фильм Стивена Спилберга " Список Шиндлера ", который был снят здесь и вызвал большой интерес в этой области. Каждый год в Польше проводятся Фестивали еврейской культуры, который говорит о важности еврейской истории и культуры в Польше.

На одном из таких Фестивалей, моему знакомому журналисту один старый еврей, который чудом остался в живых после Второй мировой войны, рассказал трагическую историю жизни одной еврейской семьи, которая произошла в небольшом польском городе Казимеж. На то время таких семей, пострадавших от фашистов были миллионы, но эта семья была ему очень дорога. Ефим Маркович Герц жил с женой Юткой в центре города. Рядом с домом они держали свой магазин, где торговали обувью. Своих детей у них не было, и они очень привязались к соседской семье Левински и к их дочке Сонечке. И вот какую историю жизни и любви с трагическим концом он рассказал.

Весна 1928-го года в одном из красивейших городов старой довоенной Польши выдалась удивительно тёплой. Цветение фруктовых деревьев радовало всех жителей города. С каждым днём становилось всё теплее и теплее. И все люди, встречаясь на улице, были в хорошем настроении. Недалеко от центра жила молодая семья Левински. Глава семьи – Яков, его  жена – Злата и дочь Соня. Дочка только пришла из школы и весёлым голосом спросила маму: - А когда мы пойдём за подарком? Через три дня у неё должен быть день рождения и ей исполнится 12 лет. Она давно уже мечтала, чтоб мама купила для неё новые красивые красные лакированные туфельки.
- Сейчас пойдём, сказала мама, только выключу плиту. Она быстро собралась и вместе с дочкой пошли в магазин обуви, чтоб купить красивые туфельки ко дню рождения. Сонечка попросила купить ей красные туфельки на каблуках. Когда они зашли в магазин, мама сказала дочке, что на каблуках ей ещё рано носить обувь, а когда она вырастет, то ей обязательно купят самые красивые туфельки на высоких каблуках красного цвета.

В магазине их очень вежливо встретил пожилой продавец Ефим Маркович и сказал, что с радостью подберёт для Сонечки новые туфельки по её размеру. " Как поживает пан Левински " - спросил Ефим Маркович? 
" Спасибо, пан Герц, у нас всё хорошо. Не забудьте в пятницу прийти к Сонечке на день рождения ". 
" Спасибо, пани Злата, обязательно придём поздравить Сонечку с женой. Пани Ютка уже купила подарок и ждёт пятницы с большим нетерпением ". Мама и дочка, радуясь отличной покупке, в хорошем настроении шли домой, чтоб обрадовать папу тоже и подготовиться к предстоящему празднику. Наконец настал день рождения, который прошёл  очень весело. Было много гостей и все остались очень довольные приёмом. Родители и Сонечка тоже были очень рады гостям и подаркам. Потом снова начались будни, и все дни  стали, как и раньше, обычными и тусклыми. Школа, работа и домашний быт.

Прошло десять лет. Сонечка выросла и стала очень красивой девушкой. Она начала замечать, как на неё стали заглядываться молодые парни и предлагали ей встречаться. Но ей никто из них не нравился. Она, уже как два года, была влюблена в своего соседа Давида. Соня видела, как он смотрит на неё влюблёнными глазами, но стесняется сказать ей о своей любви. Тогда она решила сама пригласить его в кино. Соня купила два билета и, подойдя к Давиду, предложила пойти с ней на вечерний сеанс новой кинокомедии. Она заметила, как у него сразу заблестели глаза, и он с радостью согласился  пойти с ней, предупредив, что угощение будет за ним.

С этого вечера Соня и Давид начали встречаться и уже больше никогда не расставались. Прошло два месяца и влюблённая пара больше свою любовь не скрывали и старались всё своё свободное время проводить вместе. Они были самые счастливые люди на всей планете. Полгода пролетело очень быстро, и молодые решили пожениться и сыграть свадьбу в начале января, сразу после Нового 1939-го года. Соня и Давид были очень рады. Родители приложили немало усилий, чтоб свадьба прошла лучше всех. И у них всё получилось так, как и планировали. Жених и невеста стояли рядом под хупой, обменявшись, золотыми кольцами и счастливо смотрели на гостей, ощущая в душе радость и, с нежностью поцеловав друг друга, дали клятву верности и под свадебный марш Мендельсона всех гостей пригласили за стол.

Через три с половиной месяца после свадьбы у Сони был день рождения и они вместе с мужем собрались в магазин за подарком. Она давно сказала Давиду о своей мечте и он дал обещание, что на день рождения купит ей красные лакированные туфельки на высоком каблуке. Давид знал, что Ефим Маркович и его жена Ютка сегодня задержатся в магазине и будут их ждать, приготовив им желанные туфельки, так как он заранее договорился с ними. Соня вспомнила, как она с мамой точно так же за три дня до дня рождения, собралась за красными туфельками в магазин к соседу и, улыбнувшись, поцеловала мужа и в хорошем настроении они пошли в магазин к Герцу.

Ефим Маркович и его жена встретили Соню и Давида с радостью и теплом. Ютка пошла за коробкой с туфельками, а Ефим Маркович спросил Соню, как поживает пани Злата и пан Яков. « Спасибо, пан Герц, у них всё в порядке и они вам передали привет и пожелали крепкого здоровья « - ответила Соня. В это время Ютка принесла коробку и открыла перед изумлённым взглядом Сони. Она была в восторге от таких красивых туфелек и сказала со слезами на глазах от радости, что именно о таких туфельках она мечтала с детства. Давид вынул портмоне, чтоб расплатиться, но Ефим Маркович с Юткой категорически отказались брать деньги и сказали, что это подарок молодым от них. Сонечка была очень рада и, поблагодарив их, с улыбкой сказала, что расскажет им один свой секрет, о котором пока ещё не знают её родители. " Вы можете меня поздравить, я беременная и срок уже два месяца. Вы себе представляете, какой приятный сюрприз ожидает моих родителей? "
" Сонечка, Давид, мы так рады за вас, будьте здоровы сами и чтоб у вас родился здоровенький ребёнок всем нам на счастье ". Соня и Давид ещё раз поблагодарили за подарок Ефима Марковича с Юткой и пошли домой. Счастливая Соня шла по дороге в очень хорошем настроении и говорила Давиду, как она мечтала о таких красивых лакированных красных туфельках ещё с детства, и вот, только сейчас, её мечта сбылась. А в душе она ещё больше радовалась, что сможет подарить Давиду ребёнка и не важно будет это мальчик, или девочка. Она будет любить ребёнка очень сильно и заботиться о нём лучше всех. Она так и сказала сама себе мысленно: " Я буду самая лучшая мама в мире ".

Но Сониным желаниям не суждено было сбыться. Её судьба, как и судьбы других польских евреев, была уничтожена в Освенциме – фабрике смерти. Когда Соня была на шестом месяце беременности, 1-го сентября 1939 года немцы напали на Польшу. Тогда ещё не знали, что эта война затянется на долгих пять лет, и сколько людей в ней погибнут. Во время Второй мировой войны евреи были согнаны в Краковское гетто, которое располагалось на противоположном берегу Вислы. Большинство краковских евреев были убиты во время ликвидации гетто или в лагерях смерти.
Мать Сони – Злата и отец Яков, тоже погибли в лагере смерти Освенциме. Там же погибла и жена Ефима Марковича – Ютка. Давид и Соня были схвачены немцами при облаве и отправлены в Освенцим. Судьба так распорядилась, что в этой фабрике смерти находился и Ефим Маркович Герц. Но он так и не успел встретиться с ними в этом аду.
Так как Ефим Маркович был знатоком в обуви, его назначили в лагере разбирать и упаковывать в коробки обувь, которую заключённые оставляли  перед тем, как их загоняли в газовые  камеры и пускали туда газ.
Однажды, когда немцы привезли новую партию заключённых и направили их в газовые камеры, он как обычно, разбирал тысячи пар обуви и его взгляд вдруг застыл на одной паре красных лакированных туфелек. Ефим Маркович сразу их узнал. Это были те самые туфельки, которые он подарил беременной Сонечке. Слёзы сами текли по его щекам. Он понял, что Соня, её муж Давид и её ребёнок погибли в лагере. Семьи Левински больше не было.

Ефиму Марковичу и остальным заключённым, которых осталось в лагере почти семь с половиной тысяч, несказанно повезло. Немцы готовились уничтожить всех заключённых в лагере, но не успели, так как Советские войска стремительно приближались и смогли не дать немцам уничтожить узников.
День 27-го января 1945 года для узников маленького польского городка оказался страшным и счастливым. Люди за колючей проволокой готовились к смерти, а обрели свободу и надежду на жизнь. Именно в Польше нацистами были созданы фабрики смерти по уничтожению евреев со всей Европы. Треблинка – 2, Аушвиц – Биркенау ( Освенцим -2 ), Собибор, Белжец.

Среди спасшихся узников была девочка Здислава Влодарчик.  Она в 11 лет попала в нацистский лагерь смерти Аушвиц – Биркенау 12 августа 1944 года и там пробыла до самого его освобождения советскими солдатами. На её руке до сих пор виден вытатуированный номер 85282.
Сейчас пани Здислава считает, что её миссия - рассказывать о всех ужасах пережитого следующим поколениям.

                26.11.2019