Там, под тяжёлой бронзовостью глаз,
угрюмым памятником горестных историй,
Нева, бескрайним коридором разлилась,
век омывая красных дней преторию.
Где над Крестами в Ленинграде мгла —
воспоминанием горькой ночи бледной —
ты в полуобороте замерла
как в страшной очереди, вечною последней.
О, жест у сердца замершей руки:
безмолвный крик. Как тех времён опала.
Навечно, у излучины реки —
хрупка — но несгибаемая встала.
Невольным зрителем других нелучших дней
следишь, как жизнь страны летит с откоса.
Как символ гордой Родины моей —
величественный профиль горбоносый!
———————————
В Евангелиях преторией называется место, куда Иисус Христос был уведён после суда Пилата: «А воины отвели Его внутрь двора, то есть в преторию» (Мк. 15:16; Мф. 27:27), или место, где Пилат допрашивал Иисуса (Ин. 18:28, 18:33, 19:9).
На фото памятник Анне Ахматовой на набережной Робеспьера напротив печально известных Крестов, где поэт стояла в очереди с передачами невинно осужденным близким, и где завещала поставить ей памятник:
А если когда-нибудь в этой стране
Воздвигнуть задумают памятник мне,
Согласье на это даю торжество,
Но только с условьем — не ставить его
Ни около моря, где я родилась:
Последняя с морем разорвана связь,
Ни в царском саду у заветного пня,
Где тень безутешная ищет меня,
А здесь, где стояла я сотни часов
И где для меня не открыли засов…