Фотография и движение в кадре

Евгений Гольдендрут
Как известно фотография представляет собой статичное изображение. При этом в кадре может быть запечатлено движение, представленное перемещением людей, животных, техники и элементов природной стихии. Но, попробуем отделить снимок того или иного движения в кадре от психологии его восприятия. В чем смысл подобной задачи? Дело в том, что не каждое реальное движение адекватно своему восприятию в кадре.

В качестве иллюстрации сказанного представим себе снимок оживленной городской магистрали. Казалось бы, на фотографии все указывает на движение: многочисленные пешеходы, транспорт, перспектива зданий и т.д. Но, вопреки ожидаемому эффекту при просмотре подобного снимка у зрителя не складывается ощущения живой городской среды. Причина статичности восприятия подобного изображения состоит в том, что в этом случае в кадре нет фокуса, с которым данное движение могло бы быть связано. Подобного эффекта трудно добиться даже современными средствами компьютерной обработки. Каким же образом можно привнести эффект движения в восприятие фотографического снимка?

Для ответа на поставленный вопрос обратимся к окружающей действительности. Что способно привлечь наше внимание? В первую очередь - нечто неожиданное, иными словами то, что выделяется на общем фоне. Это может быть внезапный звук (к примеру, пение птицы), световой эффект (луч прожектора, свет луны и т.д.), движение человека или предмета, отличного от окружающих его объектов по цвету, форме, скорости и т.д. Таким образом, необходима концентрация внимания на каком-либо заметном явлении, в данном случае - на движении.

Как следует оживить восприятие в рассмотренном ранее примере городской среды? Сделать это можно, к примеру, посредством выделения (крупным планом или фокусировкой) одного или нескольких движущихся человек по отношению к окружающим. Аналогично обстоит дело с движением машины, бегом животного и т.д. В любом случае, необходимо сконцентрировать внимание зрителя на определенном объекте (или небольшой группе), чтобы отделить состояние движения от окружающих объектов. Важно иметь в виду, что внимание человека носит дискретный характер и как правило не способно оценить движение во всем кадре. Вместе с тем, выделив главное можно легко решить подобную задачу средствами противопоставления.

15.12.2014