Фотография и мотив снимка

Евгений Гольдендрут
Не секрет, что фотографические снимки помогают сохранить память о том или ином событии, человеке, или ином объекте. Вместе с тем они способны отразить мир внутренних образов автора.

В предыдущих публикациях мы затрагивали тему снимков, которые подобно абстрактной живописи могут не иметь определенного сюжета. Вместе с тем бывает, что снимок отражает некие композиционные закономерности. При этом, они могут иметь не только строго геометрический характер (например, в духе «золотого сечения»), но и свободное, природное происхождение. Примечательно, что и в этом случае зритель подсознательно будет искать на изображении другие возможные закономерности. По всей вероятности, так устроено наше восприятие. По ассоциации с музыкой назовем подобный прием мотивом снимка. Чем он может быть интересен?

Думается, что абстрактная тема (или мотив) фотографии, имеющая вместе с тем определенные композиционные закономерности, формирует некое послание. При этом, никакой конкретной сюжетной линии не прослеживается. Сочетание одного обстоятельства с другим создает уникальную возможность свободы интерпретации снимка для зрителя. Если же к данному приему повествования добавить выразительные светотеневые отношения, то окажется, что подобные фотографии могут иметь и богатую эмоциональную выразительность.

Таким образом, используя даже привычные для восприятия элементы (ветви, камни или особенности природного рельефа) можно сформировать уникальные графические композиции, отражающие «зашифрованный» смысл и специфическое эмоциональное состояние. Если же сделать подобную практику регулярной, можно выработать уникальный стиль собственного фотографического языка.

19.02.2015