Диалог о поэзии и поэтах Лирика А. Поминова

Любовь Сушко
Диалог в прямом эфире   Мир А.Поминова

http://www.stihi.ru/avtor/pominov

Наверное, это самая странная в мире история знакомства с поэтом, второй такой точно не было… И  вряд ли будет потом.
 
Александра Поминова я слушала шесть часов вот на этой записи, там, где он вместе с Игорем Царевым ведет передачи о поэзии и встречается, беседует с разными поэтами о современной поэзии, об открытиях и тайнах.

Конечно,  когда слушала в первый раз,  смотрела только на Игоря Вадимовича,   слушала только его, потому что это уникальная возможность еще раз увидеть и услышать, и понять и почувствовать Мастера, которая осталась у нас после его ухода..

Но невольно  возникала строчка из Вознесенского «Пошли мне господь второго,  чтоб вытянул петь со мной», хотя бы в рамках такой вот поэтической передачи они были друг другу необходимы.
И со временем стало понятно, что у Игоря Царева такой второй коллега и соведущий  был, они могли прекрасно «на два голоса спеть», и провести  большую по объему и эмоциональному напряжению передачу с теми, кто приходил к ним в студию. А это дорогого стоит. А уж когда к их компании присоединяется самый обаятельный и привлекательный Лешек, то  происходит совсем уж что-то невероятное.  Ясно одно,  что удача всегда была рядом с нашим  любимым Мастером, и  работал он с уникальными людьми. В чем вы сами можете убедиться – записи есть на ЮТУБе сегодня.

Потом,  в  2014 году в ноябре на подведении итогов конкурса памяти И.Царева я видела его живьем, скажем так,  и  14 и 15 ноября, когда мы все были перед  открывшимся памятником, он был  таким ярким и неповторимым, что любоваться им можно было бесконечно. Но все это время со стихами с его я не была знакома, совсем, никак, только застолбила их себе в избранное, решив, что открытие это еще состоится. Оно состоялось  потом, когда вернулась домой в Омск, но потребовалось еще несколько лет, чтобы  так много написав  о Мастере, вернуться к тому, кто был с ним рядом 6 часов в эфире, это  только из того. что у нас есть, вероятно значительно больше. Вот так и получилось, что поэзию А.Поминова вместе с вами открываю только сегодня, настало и для нее свое время.

Ну  какие стихотворения можно сравнить? Конечно, о Москве, о городе, где так много времени  пришлось прожить обоим.

Вспомните знаменитое у  И.Царева

Город
Игорь Царев

Этот стреляный город, ученый, крученый, копченый,
Всякой краскою мазан – и красной, и белой, и черной,
И на веки веков обрученный с надеждой небесной,
Он и бездна сама, и спасительный мостик над бездной.

Здесь живут мудрецы и купцы, и глупцы и схоласты,
И мы тоже однажды явились - юны и скуласты.
И смеялся над нашим нахальством сиятельный город,
Леденящею змейкой дождя заползая за ворот.

Сколько раз мы его проклинали и снова прощали,
Сообща с ним нищали и вновь обрастали вещами,
И топтали его, горделиво задрав подбородок,
И душой прикипали к асфальту его сковородок...
http://www.stihi.ru/2009/07/06/5537

И вот А.Поминов  о том самом городе, где   каждое  утро  выходит  он, чтобы  проследовать  в какой-то пункт назначения, и, наверное,   замечает  все, что там   происходит и творится так, как это может видеть только поэт, а не просто обыватель.

Что изменилось со времени ухода И. Царева?  Он стал только больше, пробки длиннее, суматоха утомляет сильнее, да и сами герои  не молодеют с годами, а потому  живется и дышится еще труднее, чем тогда, когда писал свои кристальные строки Мастер.

Я читать пытаюсь город
Александр Поминов 2

Я читать пытаюсь город, что застрял в вечерней пробке,
Освещенный ярким светом и витрин, и фонарей.
Я гляжу на лица улиц, на бетонные коробки
Так знакомых мне кварталов и просторных площадей.

Пахнет кофе и корицей в беззаботных ресторанах,
На подмостках театральных жизнь во всей красе кипит.
А на плазменных экранах так навязчива реклама,
Что всерьёз себя искусством, даже очень часто, мнит.

Из метро выходят люди, до утра свернув работу.
И оставили в покое в парках дворники листву.
Зажигает молча звезды неизвестный в небе кто-то.
Ночь сменила день вчерашний на ответственном посту.

http://www.stihi.ru/2019/10/15/2972
 
 У Александра  все еще живы, а если и есть элемент мистики, я сказала бы   мистического налета, то таится он в предпоследней строчке

Зажигает молча звезды неизвестный в небе кто-то
И среди этих звезд, верю,  есть и звезда Игоря Царева, пытаемся разглядеть мы все. Потому что  его присутствие чувствуется кожей, потому что он все время рядом.

И в «Городском романсе»  - этот мир тих и прекрасен ночью, когда можно перевести дух и передохнуть  от дневной суеты.

В лужи смотрится город большой и усталый.
Занавешена тучами звёздная высь.
За проёмами окон притихших кварталов
Спит, в подушки уткнувшись пуховые, жизнь.

Тянет лёгкой прохладой с речного затона.
Долгожданный застрял в телефоне звонок.
Я в ночной тишине, на ладони балкона,
Пью на пару с тоской молодое  вино.
( Городской романс)
http://www.stihi.ru/2019/11/04/2421

И хотя в данном случае  звездная высь занавешена тучами, но она есть, она снова появится у нас перед глазами в хорошую погоду, и мы  не забудем о том, что они существуют, они есть где-то там, за тучами.

Вот так и заставляет  автор этих строк и поверить в бессмертие, и погрузить свой город и нас всех в ночь, время не самое худшее, потому что поэты – заложники ночи. Кстати, о поэтах и пророках, помните, у Царева «Есть демиурги языка, язычники, языкотворцы». А ведь именно с ними они и встречались и работали в тех самых передачах.

Здесь у нас  взгляд на поэтов немного со стороны,  размышления о пророках,  с которыми он так много сталкивался, и свидетельствуют о том  и эти записи, к коим  ЛГ себя явно не относит, как будет следовать из финальных строк, ну хотя бы потому что «мы еще живы»

Пророк - расстрельная судьба
Александр Поминов 2

Бегут года, бегут века,
Недели за неделями.
Все знают, и наверняка,
Пророк - судьба расстрельная.

Но, не смотря на приговор,
На море ли, на суше ли,
Пророки жизнь сбивали в кровь,
Не торговали душами.

На дыбах корчились тела,
В кострах сгорали искрами,
Но становились их слова
Сильней и тверже истины.

Так было, да и будет так,
Другого не положено.
Пророки - это Божий дар,
А мы не вышли рожами.
http://www.stihi.ru/2019/09/27/2424

Как говорил в одной из  их  передач Лешек, поэтов очень много, не только великих, но и разных, и они пишут каждый о своем, и тем и хороши.  И  делятся поэты на тех, кто  уходит до срока, и на тех, кто остается, и опять же в этих 16  строчках все, о чем писал, чем жил  Игорь Царев, только пишет наш автор об этом уже сегодня, когда настало время  собирать камни и подводить итоги. Я не  случайно взяла стихотворения двух последних лет. Он дает совершенно четкое и точное определение Пророкам:

Пророки жизнь сбивали в кровь,
Не торговали душами.

Сразу вспоминается знаменитое определение демиургов, так их называет И. Царев.

Но кто бы знал, какой ценой
Им достается почерк легкий,
И сколько никотина в легких,
И сколько боли теменной,

Вот так в 2019 году, диалог о поэзии и поэтах  на лунной дорожке продолжается, когда Л.Г обращает свой  взор к звездам, и у кого, если не у А.Поминова  есть на это право, - продолжить разговор с ушедшим  другом и Мастером. Вдруг наши гении программисты установят контекст и с тем берегом, и мы сможем еще поговорить с ушедшими?

Говоря о том, что « не вышли рожами», он, конечно, немного кокетничает, потому что  кто-то должен остаться, подхватить  то самое упавшее гусиное  перо, которым  и пишутся шедевры даже в наше время. И сегодня этому миру поэты нужны больше, чем всегда, потому что как замечает и  сам А.Поминов, он  неумолимо катится в пропасть. « Время подлецов» - так называется еще одно его стихотворение. И хорошо бы продолжить те самые передачи о поэтах и поэзии в прямом эфире.

Невольно вспоминается  лекция об А.Блоке, когда профессор говорил примерно следующее:

- А  что Блок, хорошо ему было так  писать( речь о поэме «12»),  он умер в 1921 году, вот если бы до 1937 дожил,   тогда бы и посмотрели,  что он написал, как написал, а тогда все было только в самом начале.
За эти  6 лет тоже немало воды утекло, и если все изменилось, то вовсе не в лучшую сторону, увы. И на веское определение И.Ц. « Я сын страны, которой больше нет» он ответил  «Временем подлецов»

Время подлецов
Александр Поминов 2

На жизнь взгляните... словно дети мы
В "монаршей" тонем добродетели,
Где двадцать долгих лет подряд
Чубы холопские трещат.
Плодятся орки и невежды,
Рядясь в красивые одежды.
Повсюду мерзкий запах серы.
Предательство не знает меры
И ухмыляется в лицо.
Сегодня время подлецов
http://www.stihi.ru/2019/09/07/4145


Рассуждать об этом и приводить примеры, иллюстрирующие эти строки, можно бесконечно, но  горько и обидно, что точнее и не придумаешь определения для нашего горемычного века. Приговор вынесен точный и обжалованию не подлежит. И с каждым днем все больше убеждаешься, какие кошмары нас окружают, какие чудовищные дела творятся.  И прав был Бродский, когда утверждал, что лучше жить в глухой провинции, даже если и не у моря, но если тебе суждено оставаться в столице?

Вот и следующее стихотворение продолжает эту горькую тему о времени, которого не выбирают

Да повторится в мире неизбежность
Александр Поминов 2

Как горько мне порой осознавать,
Вникая в суть продвинутого века,
Что в человеке, надо ж твою мать,
Всё меньше остаётся человека.

Сердца и души будто бы слепы,
А разум тверже чем гранитный камень.
В бессильной злобе мечутся попы,
Другие Боги поднимают Знамя.

Иисус не в тренде. Всё тускнее лик.
Уже не катят Новые Заветы.
Храм новой Веры гаджетов, не книг,
Возводят Демиурги интернета.

http://www.stihi.ru/2019/11/12/3035

Приводя следующие строчки, немного  жутко становится, и не потому,  что я чего-то или кого-то боюсь, просто боюсь впасть в уныние от всего, о чем говорит нам поэт, и от осознания того, что он совершенно прав.

Вспоминая демиургов Игоря Царева, которым тот столько  времени уделял, А.  Поминов делает горькие выводы о том,  что сегодня правят бал  Демиурги интернета, где гаджеты заменяют книги.  Они уговаривают  нас и убеждают в том, что  так удобнее и легче и проще, как настоящие бесы искусители. И что самое страшное, многие из нас доживут до тех времен, когда внуки и правнуки не будут  понятия иметь о том, какая она книга настоящая.  Как можно ощущать ее вес, листать страницы, которые уже сегодня не пахнут типографской краской,  как в пору нашей молодости.  Но скоро они просто превратятся в гаджеты, где будет втиснута целая библиотека и не будет  книг как таковых.

Но чтобы хоть немного развеять уныние обращаюсь к самому любимому стихотворению А.Поминова  «Старик и контролёр». Даже когда  взгляд падает на название,  вспоминается «Бродяга и Бродский» И.Царева, строчки которого  я лично помню наизусть с самого начала, которое за эти годы столько раз звучало в исполнении автора, и делаю предположение, что строки будут созвучны

Старик и Контролёр
Александр Поминов 2

Страницы дней в себе перебирая,
Давно уже забывший про заботы,
Он ездил каждый день, как на работу,
В тридцать восьмом "намоленном" трамвае.

Кривой костыль поставив между ног,
Разглядывал в окно, сощурясь, лето,
Что было в зелень сочную одето
Вдоль тротуаров встречных и дорог.

Сверяла память с ним свои часы
И прошлых лет в салон входили тени.
Садились рядом, даже на колени,
Стрельцы и Рыбы, Девы и Весы.

Он забывался в круговерти лет,
Все прошлое одним окинув взором...
Но, вдруг, раздался голос контролёра,
Чуть слышно попросившего билет.

Он протянул.
- У Вас не тот маршрут,-
Сказала контролёр с глазами ночи.
- Ваш проездной, увы, уже просрочен,
Со мною выйти Вас я попрошу.

И кто-то рядом помянул Христа,
Трамвай на всём своём ходу споткнулся,
Когда Старик вздохнул и улыбнулся.
Он так от одиночества устал.

http://www.stihi.ru/2019/10/30/3170

Поразительные строки. Ничего подобного не читала давно у современных авторов. И роднит эти два самые прекрасные на свете стихотворения главное, - движение  электрички или трамвая, и то,  что происходит с  главными героями. И в том, и в другом случае ЛГ находится в стороне и остается  наблюдателем. Здесь он вообще не участвует в том, что происходит,  и «контролер с глазами ночи» – понятно, что за персонаж перед нами, и то, что происходит в финале, и пронзительная последняя строчка - это тот высший пилотаж  ПОЭЗИИ, который и делает ее таковой.

Если сравнивать этот текст с каким-то классическим, то конечно,  вспоминается  И.Бунин. Но хорошо, что  здесь нет того тихого уныния, старик улыбается нам всем  на прощание – и это  вдохновляет

Старик сидел, покорно и уныло
Поднявши брови, в кресле у окна.
На столике, где чашка чаю стыла,
Сигара нагоревшая струила
Полоски голубого волокна.
Был зимний день, и на лицо худое,
Сквозь этот легкий и душистый дым,
Смотрело солнце вечно молодое,
Но уж его сиянье золотое
На запад шло по комнатам пустым.
Часы в углу своею четкой мерой
Отмеривали время... На закат
Смотрел старик с беспомощною верой...
Рос на сигаре пепел серый,
Струился сладкий аромат.
23.VII.05

Но если вернуться все-таки к немного ироничному   ЛГ А.Поминова, который с завидным мастерством нам рисует свой портрет, так, как ему самому хочется и видится. «Свой оставляя будущему след» - пожалуй – это самое главное о чем и может мечтать тот, кто обращается к стихотворениям, к творчеству

Цвет неба, не подсказывайте, синий

Александр Поминов 2

Цвет неба, не подсказывайте, синий.
Под ним я, скажем так, почти поэт,
Разматывал клубки сюжетных линий,
Не в одночасье прожитых мной лет.

Стекали  реки по земле покатой,
Менялись русла, смыслы, времена,.
Я путался порою только в датах,
Но помнил лица все и имена,

Что были рядом в радости и горе,
Не покладая сил своих и рук.
Впадали реки, без остатка, в море,
Не ведая сомнений и разлук.

Я мерил эту землю шаг за шагом.
Скулили скрипки и звенела медь.
Слова ложились строчкой на бумагу,
Свой оставляя будущему след.
 http://www.stihi.ru/2019/08/20/4623

Не сомневаюсь, что  ПОЭТ  Александр Поминов подарит нам еще немало открытий и чудных строк. Пока удалось только  сделать первый шаг в сторону его  поэтического мира. Давно пора и мне и вам всем тоже его открыть для себя. И конечно посмотреть и послушать их передачи о поэзии, которые собрали воедино после ухода Игоря Царева.  И они длятся шесть с лишним часов. Это незабываемое зрелище последних лет, и они стоят того, чтобы  мы снова к ним возвращались – это тоже их общий след  будущему, за что мы  бесконечно благодарны двум Мастерам.

Поэзия должна звучать, поэты появляться в студии со своими хорошими и разными стихами пока мы живы, пока жива поэзия