Журавли

Марина Сергеева-Новоскольцева
Новоскольцев Валерий

Родился 28 января 1964 г. Окончил Ленинградский электротехнический институт связи им. М. Бонч-Бруевича, курс банковского дела в Плехановском университете (Москва). Заочно обучался в Литературном институте им. М. Горького. Участник 9-го Всесоюзного совещания молодых писателей СССР (1989 г.). Участник ЛИТО поэта Виктора Сосноры (Ленинград). Печатался: «Смена», «Нева» (Ленинград), «Парус» (Минск), «Дружба», «Юность» (Москва).
Официальный представитель «МФРП-IFRW» (Лондон).
С 1986 г. работал инженером в КБ ПО «Большевик» (Ленинград); с 1991 г. — председатель правления Фонда творческой молодёжи России; 1992 г. — директор издательства газеты Верховного Совета РФ «Федерация»; 1993–1995 гг. — председатель правления «Евросиббанка» (коммерческий банк); 1996–1998 гг. — директор представительства в Югославии «Юганскнефтебанка» (коммерческий банк); 1998–2003 гг. — координатор от России в проекте «Русско-Балканский Мост»; с декабря 2003 г. — председатель правления Международного Христианского Фонда Десницы святого Иоанна Крестителя (Черногория, с 2009 г. — Сербия) и тд. и тп.

М

ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ

Журавлиная песня
муз. К. Молчанова, сл. Г. Полонского

Может быть, пора угомониться?
Но я, грешным делом, не люблю
Поговорку, что иметь синицу
Лучше, чем грустить по журавлю.

 —

Кто тебя выдумал, звёздная страна?..

Весь текст данной публикации прошу считать копирайтом и находящимся под защитой международного авторского права.
© Copyright

СВЕРХНОВЫЙ СВЕТ
Virtual State «NEW EUROPE.RU»,
русская версия которого:

ОБЩЕЕ ДЕЛО – «ПРОЕКТ ЦИТАДЕЛЬ»
Виртуальная модель идеального государства

ОБРАЩЕНИЕ
новое

Генеральному директору ЮНЕСКО


Уважаемая госпожа Генеральный директор!


Обращаюсь к Вам, как человеку, которому мировое сообщество доверило возглавить авторитетнейшую международную общественную организацию, как человеку, всей своей деятельностью и словом свидетельствующему о стремлении к построению единого гармоничного человеческого сообщества, в котором «универсальность достигается признанием общих ценностей под знаком культурного разнообразия», как человеку, призывающему во имя мира создавать конкретные проекты, способствующие творческому объединению не только единомышленников, но даже тех, кто прежде был разъединён, как человеку планеты, осознающему, что сегодня иные масштабы действия, чем вчера, что назрела необходимость в поиске новых инструментов и механизмов, которые бы объединили всё человечество в единый соборный организм, одухотворённый идеей нового гуманизма, идеей, так ярко выраженной одним из лучших представителей культуры великой Франции, знаменитым лётчиком и писателем Антуаном де Сент-Экзюпери:

«Моя духовная культура, наследуя Богу, основала братство людей в Человеке…

Созерцание Бога служило основой равенства людей в силу их равенства в Боге. И смысл этого равенства был ясен. Потому что равными можно быть только в чём-то. Солдат и командир равны в своём народе. Равенство становится пустым звуком, если нет ничего, что связывало бы это равенство.

Человек моей духовной культуры не определяется отдельными людьми. Напротив, люди определяются им. В нём, как и в любой Сущности, есть нечто такое, чего не могут объяснить составляющие её элементы. Собор есть нечто совсем иное, нежели просто нагромождение камней. Собор – это геометрия и архитектура. Не камни определяют собор, а, напротив, собор обогащает камни своим особым смыслом. Его камни облагорожены тем, что они – камни собора. Самые разнообразные камни служат его единству. Даже уродливые каменные чудовища и те участвуют в общем гимне собора.

Но мало-помалу я забыл мою истину. Я стал считать, что Человек есть сумма людей, подобно тому как Камень есть сумма камней. Я отождествил собор с простым нагромождением камней, и мало-помалу наследие моей духовной культуры исчезло. Нужно восстановить Человека. Он – суть моей культуры. Он – основа моей Общности. Он – источник моей победы.

Имение – это не сумма доходов. Оно – сумма принесённых даров.
Братство возникает в общем даре чему-то более великому, чем мы сами».

 —

Автор идеи и проекта:
В. Н. Новоскольцев

Автор текста Декларации:
А. Е. Молотков

 
ДЕКЛАРАЦИЯ

Не вливают также вина молодого в мехи ветхие; а иначе прорываются мехи, и вино вытекает, и мехи пропадают, но вино молодое вливают в новые мехи, и сберегается то и другое (Матфей 9:17).

Имение – это не сумма доходов. Оно – сумма принесённых даров. Братство возникает в общем даре чему-то более великому, чем мы сами (Антуан де Сент-Экзюпери).


ПРЕДПОСЫЛКИ

Мир сделался слишком тесен и мал для свободного творчества. Проблема даже не в численности населения, а в тотальной «поделенности» мира, в его переполненности готовыми формами, институтами, центрами власти. Свободного места и свободных ресурсов в нём практически не осталось. Эта проблема равным образом существует и в благополучных, и в неблагополучных странах, внешне принимая разные формы (Манифест Виртуального Государства).

Современное жизненное пространство РФ неудержимо сжимается и наиболее точно характеризуется такими терминами, как безнадёжность, безысходность, бесперспективность. Народ поставлен в «режим выживания». Бравые речи руководителей страны уже не вселяют в людей оптимизма, в положительные перспективы никто не верит. Творческий человеческий потенциал как главная преображающая общественная сила, остаётся не удел – каждый выживает в одиночку.

В этих условиях многие смотрят на Запад, надеясь, что там этот потенциал будет востребован, и жизнь откроет значительно больше возможностей для свободной личной самореализации. Но это тоже иллюзия. Свобода западной жизни характеризуется теснотой иного рода – бесцельностью комфортного существования, служебной функцией в рамках давно налаженной машины производства и потребления. На человека со всех сторон давят господствующие экономические отношения, шаблоны масс-медиа, идеалы благополучия, контролирующая и регламентирующая власть государственных структур.

Если есть на планете люди, которые в полной мере чувствуют себя хозяевами жизни и способны что-то в ней изменить, то их немного, и они цепко охраняют свою монополию на мироустройство. Всё остальное человечество, даже пресловутый «золотой миллиард», обречено быть пассивным материалом для этих элит, которые, пользуясь сосредоточенным в их руках могуществом, каждому сверчку указывают свой шесток. Огромный творческий потенциал человечества остается незадействованным, и оно превращается в обезличенное стадо, которому навязывают унифицированные стили жизни, стандарты потребления, поведенческие шаблоны и стереотипы мышления.

Данная либерально-капиталистическая модель глобального мироустройства, жёстко управляемая мировой капиталократией «сверху» и поддержанная потребительскими массами «снизу», не предполагает позитивных эволюционных изменений в сторону утверждения подлинных человеческих ценностей. Цивилизация неукоснительно движется к своему вырождению и коллапсу. Наблюдаемые тенденции не предполагают эволюционного выхода из создавшегося исторического тупика; как показывает опыт, невозможны и какие-либо «революционно-политические» перевороты или преобразования. Всё политическое, экономическое и публичное информационное пространство плотно схвачено единой финансово-олигархической корпорацией «хозяев мира», управляющей мировыми процессами через механизм финансовой (долларовой) монополии, тотальный контроль над СМИ и повсеместное насаждение колониальных администраций. Это воплощённый либерально-капиталистический конец истории (по Ф. Фукуяме).

Но во всяком конце есть диалектическое начало. Технологическое развитие цивилизации в одном из своих самых передовых направлений – в сфере IT – открывает новые цивилизационные горизонты. Информационно-коммуникативное пространство Интернета, как новое пространство свободы, стремительно вбирает в себя практически все области и проявления человеческой деятельности – экономику, социальные связи, культурный обмен. Фактически в область Интернета переносит свою активность наиболее креативная часть человечества. Социальные сети, открытые и закрытые экономические сообщества, платформы разного рода позволяют расширить по горизонтали как общее пространство веба, так и Social IoT. Очевидно, следующим шагом будет структуризация (самоорганизация) виртуального пространства по вертикали, т. е. образование органически целостных, внутренне структурированных виртуальных сообществ, имеющих ту или иную объединяющую идею (или стратегию, или цель). Это несравненно менее затратная по ресурсам и времени форма целенаправленной социальной самоорганизации, чем какая-либо иная форма реального мира. Сама человеческая цивилизация через интенсивное развитие информационных технологий стремительно движется в этом направлении. По существу – это новый цивилизационный переход, предопределённый очередным технологическим прорывом.

Мы не можем уйти или уклониться от цифрового Будущего. Наоборот, надо выйти ему навстречу, чтобы, используя новые фантастические возможности, изменить мир к лучшему, оставив позади его ветхие прогнившие формы. Цивилизация должна стать другой, и единственный шанс её изменить – это сделать «большой сброс», апгрейд, перезагрузку, оставив всё заражённое грехом и разного рода системными болезнями старое бытие в прошлом, в нижнем пространстве. Либо это сделаем мы, либо сама история методом катастроф.

Особенность нынешней технологической революции – её информационно-коммуникативное качество. А это значит, что главные изменения коснутся на этот раз сферы социальной самоорганизации. Для кого же актуальны в первую очередь новые горизонты? Для тех, кому в нынешнем мире уже не оставили места для жизни. Именно в начале нового тотального Исхода у всех «аутсайдеров» нынешнего варианта глобализации появляется реальный шанс выйти на передовые позиции мирового развития. Для господствующей, старой, жирующей в своей самоуверенности, погрязшей в бесконечном потреблении цивилизации данный переход не представляет особого интереса. Для цивилизации же потенциально новой, содержащей в своей основе альтернативные формы человеческого существования, но загнанной под пресс настоящей безысходности, такой переход открывается как последний шанс реализовать собственное аутентичное содержание, и выйти с ним в иное пространство истории.

В такой ситуации оказалась Россия. Её фундаментальные христианские мировоззренческие смыслы оказались смешаны с грязью века сего, зарыты в «могилу прошлого», покрыты саркофагом либеральных ценностей, затоптаны торжествующим мамонизмом, отодвинуты за ненадобностью в музейные резервации церкви. Её социальные идеи, выстраданные в процессах коммунистического строительства Советского XX века, оказались вероломно растоптаны «компрадорской администрацией», и ревниво оберегаются либеральным режимом, вместе с отрядом новых глобалистов, от какой бы то ни было реставрации.

В этих условиях шанс воссоединить мировоззренческие и социальные смыслы русской цивилизации в формате нового виртуального социума представляется исключительной возможностью спасти эту цивилизацию от полного уничтожения и, уже опираясь на этот новый социум, выйти на следующий цикл мировой истории. Проект «ЦИТАДЕЛЬ» (русская версия) как Общее Дело создаётся именно с этой стратегической целью. Причём, словосочетание «Общее Дело» не должно даже отдалённо ассоциироваться со знаменитой, в высшей степени социально-утопичной, «Философией Общего Дела» Н. Ф. Фёдорова, вопиюще еретической, по отношению к здравому смыслу, и натуралистской в своём духовном ядре.

Настоящая Декларация представляет современникам общий план практически реализуемого Большого Международного Проекта, во основание которого, помимо прочего, положено адекватное понимание реальных возможностей научно-технического прогресса.  

Мы создаём новое масштабное вертикально структурированное сетевое социальное пространство, суть которого наиболее полно передаёт словосочетание – «виртуальное государство» (ВГ) как особая виртуальная форма гражданского общества (ВФГО). Это сверхзадача Проекта – практически сформировать в виртуальном пространстве альтернативную модель организации социума с возможностью обратной проекции новых форм социальных отношений в реальный мир. С этой целью Проект предусматривает включение в пространство своего поля всех основных проявлений жизнедеятельности полноценного социума – экономическую, общественно-социальную и культурно-мировоззренческую составляющие. Его основной движущей силой должен стать невостребованный в нынешних условиях креативный потенциал патриотического сообщества, ориентированного на мирное и гармоничное восстановление многополярности человеческой цивилизации. Поэтому первостепенной задачей Проекта является вывод за пределы нынешней тупиковой реальности наиболее активных, творческих, духовно и интеллектуально зрелых, национально мыслящих личностей, чтобы в новом, свободном от отяжеляющих факторов и помех виртуальном пространстве, в формате Общего Дела, сформировать контуры будущей России. Это тактический уход в недосягаемую для «царя Ирода» рождественскую пещеру, это виртуальная «куколка», из которой в своё время должна выпорхнуть бабочка, это потаённый Китеж-град, где может укрыться и спастись от Антихриста самое драгоценное содержание русской цивилизации. Здесь всерьёз можно говорить об эсхатологической значимости Проекта.

Надо подчеркнуть, Проект «ЦИТАДЕЛЬ» – это не бизнес-проект, хотя в его основе заложена серьёзная экономическая составляющая; это не политический проект, созданный для политической борьбы, хотя в его пространстве есть собственное политическое измерение; это не социальная сеть в традиционном понимании – это новый цивилизационный проект, призванный смоделировать и реализовать в пространстве общественного сознания цивилизационную альтернативу нынешнему мировому порядку. Это социальная сеть нового поколения, способная формировать и поддерживать в своем автономном пространстве новую социальную реальность, практически ничем не уступающую реальности внешней.

Тем, кто хочет стать творцом этой реальности сегодня достаточно, не отходя от своих компьютеров, воспроизвести в пространстве коммуникации те отношения, которые и составляют социум: экономические, общественно-политические, культурные. При этом не имеет значения, в каком модусе первоначально развиваются эти отношения. Виртуальное государство может стартовать как «игра» – это нисколько не умаляет реальности образующихся в нём связей. Экономическая игра, которая приносит своим участникам реальный доход, позволяет им завести реальные экономические отношения; это не виртуальная тренировка, а самая настоящая экономическая система. Также и общественно-политическая игра, которая позволяет реально организоваться массам людей, способных реально влиять друг на друга и на ситуацию «вне игры», – это не комплекс развлечений, а настоящая общественно-политическая система. В области культуры, например, вообще нельзя провести чёткую границу между игрой и реальностью. Важно только, чтобы эти потоки коммуникации – экономический, общественно-политический, культурный – развивались не по отдельности, а вместе, чтобы они регулировали друг друга, реагировали друг на друга, достраивали друг друга. Если «игра в виртуальное государство» сможет вызвать у своих участников практический интерес во всех трёх аспектах, она неизбежно перерастёт в полноценный социум. А вызвать этот интерес способен уже сам факт того, что виртуальное государство начинается с чистого листа, и поэтому не обременено балластом устаревших форм и отношений, который так усложняет жизнь в реальных государствах.

При этом не следует думать, что при строительстве виртуального государства, мы абсолютно свободны от каких бы то ни было исторических ориентиров или традиций и выступаем в роли демиургов XXI века. Виртуальная среда сама по себе отнюдь не освобождает нас от инерции прошлого.

История детерминирована своими смыслами, и мы не можем «творить новые миры по собственной воле» не только в реальном, но и в информационном пространстве. Виртуальное пространство – тоже детерминированная реальность, единственным достоинством (и преимуществом) которой является качественно новая скорость обмена информацией и неограниченно возросшая коммуникабельность между людьми за рамками прежних барьеров и расстояний. Но в этом пространстве тоже «рулит» История.

История имеет свой смысл, и только то, что вписывается в этот смысл, так или иначе находит своё воплощение. Полностью свободное творчество здесь невозможно, и наше социальное творчество будет продуктивным только в том случае, если попадёт в новое направление истории.

Проект «ЦИТАДЕЛЬ», в формате ВГ, по всем параметрам отвечает этой задаче: он помогает преодолеть кризис дошедшей до полного тупика реальной цивилизации; он максимально использует последнее технологическое достижение этой цивилизации, преобразуя технологическое «количество» в новое цивилизационное «качество»; и он же в неожиданной форме переводит главное ценностное альтернативное содержание старой цивилизации – в новое историческое пространство. В данном случае принципиально последнее – носителями фундаментальных ценностных смыслов в истории всегда являлись те или иные государства как действующие субъекты истории. И если мы допустим гибель России как государства, а к этому всё идёт, то цивилизация потеряет все ценностные, смыслы с ней связанные, в том числе те, которые могут понадобиться для её дальнейшего развития.

И тут развилка – считать эти смыслы достойными дальнейшего сохранения или нет? Если да, – мы должны воспользоваться тем неожиданным шансом, который открывается, как возможность сотворить новый русский мир в «неземном» пространстве реальности, на аутентичной основе русских ценностей. Будущее детерминировано прошлым – и мы должны, взяв все золото смыслов старой цивилизации, совершить решительный переход через расступившееся море виртуального пространства, оставив позади ветхое египетское войско. Если всё сделать правильно – они нас не догонят… Это шанс для исторического прорыва.

Неожиданность и даже фантастичность решения не должна нас смущать. Несмотря на видимую геополитическую беспомощность, нынешняя Россия по-прежнему сохраняет исключительный цивилизационный потенциал, который парадоксальным образом может быть реализован именно в ситуации безысходности. По словам А. Панарина: «Альтернативу ищут и находят не те, кто лучше оснащён, а те, кто кровно в ней заинтересован». Вот почему настоящие чудеса истории, связанные с появлением новых альтернатив, новых центров силы, новых моделей развития зачастую происходили не в господских центрах, а на обделённой периферии мира. Находиться в положении осаждаемого – значит находиться в творческой позиции, в ситуации, где без поистине творческих решений не обойтись. Парадокс ситуации состоит в том, что Западу можно довольствоваться старыми стереотипами и тривиальными походами, тогда как Россия на них объективно не способна продержаться. Её дилемма: «гибель или творческое обновление!»

ПАРАМЕТРЫ

В данном разделе оговорены те принципиальные параметры Проекта, которые позволят сделать его действительно жизнеспособным, сохранят его органическую целостность и обеспечат заявленное выше стратегическое развитие.

1. Изначально Проект заявлен и реализуется как ВИРТУАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО. В этой смысловой метафоре заложена его принципиальная суть и идея, качественно отличающая его от всех прочих социальных или экономических Интернет-проектов, так многоцелевой космический исследовательский комплекс (пилотируемая Орбитальная Станция) отличается от разного рода наземных узкоспециализированных лабораторий. В этом его ценностное значение, раскрывающееся как спектр качественно новых возможностей в сферах экономики, культуры, общественно-социальной стратегии и самоорганизации.

Реализация Проекта в формате «виртуального государства» изначально предопределяет его целостную конструктивную матрицу, удобно передаёт существо идеи, задает понятный для всех участников алгоритм совместного творчества в рамках Общего Дела. Исходя из данного основного тезиса (о ВГ), строится вся дальнейшая стратегия Проекта.

2. Всё пространство жизнедеятельности Проекта образуется тремя взаимосвязанными системами коммуникации – экономикой, общественно-социальными связями, духовно-мировоззренческой сферой.

Экономика Проекта основана на автономном финансовом контуре «народных денег» и тех современных технологических инновациях (например, виртуальных системах финансово-кредитного взаимообмена), что позволяют полностью избавиться от паразитирующих посредников. Экономические связи между гражданами служат главным связующим основанием Проекта – фактически его материальной базой, придающей ему устойчивость, предметность и плотную привязку к реальной жизни, что для виртуальной модели принципиально важно. Взаимная выгода естественно объединяет сообщество «снизу», служит постоянным стимулом жизнедеятельной активности внутри Проекта.

Общественно-социальное пространство Проекта представляет собой всё поле информационно-коммуникативных связей, в рамках которого происходит многообразное и непрерывное формирование новых творческих подпроектов, генерирование новых идей, образование творческих союзов и групп – культурных, социальных, хозяйственных, научных. Это своего рода первозданный хаос потенциалов, из которого в процессе деятельного общения рождается реальный инновационный продукт, воплощаемый в те или иные конкретные формы. Это социальное «тело» Проекта, целиком определяющее его развитие и внутреннюю самоорганизацию.

Следует отметить, что фундаментальная наука несравненно более консервативна, нежели новаторски раскована. Главнейшей ценностью здесь являются неопровержимо обоснованные, достоверные знания. В связи с этим рабочие коллективы и сообщества, в рамках Проекта, должны быть надёжно защищены от смешения с неистребимым племенем «народных учёных», о котором писали А. И. Герцен («Дилетантизм в науке»), А. П. Чехов («Письмо к учёному соседу») и многие другие. Это особенно важно в настоящее время, когда философствующие дилетанты разного толка имеют неограниченные возможности для публичного самовыражения в сети.

Духовно-мировоззренческое пространство Проекта – это сфера тех ценностных смыслов и принципов, которые предопределяют и удерживают единство сообщества «сверху», будучи заявлены в его внутреннем пространстве в качестве конституционных. По существу это сфера идеологии, пронизывающей все области жизнедеятельности сообщества и предопределяющей духовно-нравственный характер социальных связей. Без такого объединяющего духовно-идеологического комплекса смыслов существование единого органично организованного сообщества невозможно. Это мировоззренческая надстройка Проекта. Именно в идеологии заложена подлинная альтернативность Проекта, определяющая идеальную, а не меркантильную мотивацию его участников, приглашая каждого к коллективной работе над образом будущего.

Только так мы изначально привлечём лучших – хорошо понимающих, что к чему, способных без лишних слов начать строительство внутренних структур ВГ и поддерживать его жизнедеятельность. Таких людей, думающих одиночек, не знающих к чему приложить свою патриотическую энергию (и боль), на самом деле очень много. Они должны почувствовать, что их тут ждут, что тут место сбора.

3. Существование любого государства как сложной и многофункциональной социальной общности с неизбежностью предполагает целостную организацию. Для согласования межструктурных вопросов необходимо централизованное управление. Это системные законы, и никакому государству от них не уйти. Абсолютной бесструктурной свободы целостная организация не предполагает. Главное достоинство государства как исторического феномена – это централизованное собирание и удержание в едином поле множества людей, смыслов, ценностей, сохранение всего этого от перманентного хаоса и распада, что при переходе системы в более высокое количественное состояние требует объединяющей формы. В отличии от любого реального государства, ВГ снимает с себя все атрибуты государства как власти, но оставляет его основное свойство – объединять, где превалирует инициатива «снизу», а не директивное управление «сверху». Современные информационно-коммуникационные технологии позволяют перейти к такой качественно новой системе управления.

Отношения между различными модулями системы, как и между участниками, должны строиться на принципах органической сетевой самоорганизации, так, чтобы все структуры ВГ формировались в естественном порядке, а формализация системы управления была сведена к минимуму. Необходимо максимально сохранить в Проекте неформальное, незаорганизованное поле свободной коммуникации и живого социального творчества, открытости новым возможностям, проектам, идеям, людям со своими особыми ценностями и потребностями. Здесь может помочь изучение опыта научных школ – сугубо неформальных творческих коллективов.

4. Всякая деятельность в пространстве ВГ, как альтернативной социальной модели, по своему характеру, стилю и методам должна «отталкиваться от противного», т.е. от тех порочных принципов, методов и норм, которые торжествуют в реальном мире. Простое дублирование стиля и методов реального государства в его виртуальном аналоге не имеет смысла! Поэтому «ничто нечистое» не должно войти и прописаться в идеальном ковчеге ВГ. При этом социальная среда, уровень и формы общения в пространстве ВГ должны быть организованы так, чтобы в гражданине раскрывались лучшие стороны, а худшие блокировались, т.е. идеология (конституционные принципы) должна неукоснительно пронизывать все без исключения пути социального и экономического общения. Модель идеального государства должна обеспечить неразрывность конституции и бытия. Виртуальный механизм этого обеспечения должен быть продуман предельно тщательно. Поэтому нужны фильтры, нужны конституционные принципы, нужна система рейтингов – нужны различные методы автоматического поддержания самой высокой планки системных общественных отношений.

Проект – самоорганизующаяся система, поэтому практически все положения начальной стадии должны быть открыты для доработки, чтобы вновь поступающие интеллектуальные силы по своей инициативе, собираясь в рабочие группы на соответствующих площадках, постоянно совершенствовали внутреннее государственное устройство. Это – перманентная деятельность виртуального «гражданского общества» по проектированию, строительству и доводке своего «идеального государства». Такая новая, образно говоря, зеркальная форма самоорганизации творцов в надпространстве идей (ВГ), являясь своеобразной опытно-экспериментальной лабораторией, может эффективно дополнять любую (!) адекватно организующую и удерживающую, по отношению к социуму, сущность реального государства (РГ), способствуя своевременным, а, главное, естественным и позитивным изменениям в политической надстройке.

5. Проект «ЦИТАДЕЛЬ» помимо своего собственно российского измерения имеет огромное международное значение. К его общему виртуальному пространству могут свободно подключаться ориентированные на новую глобальную Альтернативу, оппозиционные «старому мировому порядку» интеллектуальные сообщества любых других реальных государств.

Это определяется тем, что система дислокации любого языкового пространства ВГ строится как отдельный модуль в рамках всего Проекта. При этом каждое реальное поле того или иного языка может образовывать в рамках Проекта свой национальный модуль, со своими правилами и своим отдельным порталом, исходя из традиций, менталитета и конкретного творческого потенциала «отцов-основателей» соответствующего национального направления. Таким образом, каждое национальное ВГ, находясь «над» территорией своего реального государства, остаётся принадлежащим общему пространству Большого Международного Проекта. В рамках же единого поля деятельности появляется возможность оперативной передачи позитивного творческого опыта от одного национального модуля к другому – ведь Дело Общее!

6. Важный принцип – это параллельность пространств сетевого ВГ и любого реального государства: спокойное сосуществование, сотрудничество, без нагнетания противостояния и конфликтности, но при этом с целеустремлённой внутренней работой над поиском альтернативных гармоничных форм социально-экономического и общественно-политического устройства.

В этом международном альтернативно-интеграционном процессе Проект фактически становится партнёром ЮНЕСКО, виртуальным конструкторским бюро, способствующим синергии творческих потенциалов талантливейших людей планеты, способных осуществлять социальное проектирование образа будущего, приемлемого для всей человеческой цивилизации.

И, несомненно, в своём международном измерении Проект способствует снижению уровня агрессии между странами и народами, переключению сознания людей от конфронтации к сотрудничеству и мирному сосуществованию.

Такова перспектива.

РУССКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ МОДУЛЬ

Специфика

В чём специфика русскоязычного «национального модуля» Проекта «ЦИТАДЕЛЬ», какие потребности русского человека должно в первую очередь удовлетворить новое жизненное пространство?

Это пространство должно быть органично национальному архетипу, менталитету, духовно-нравственным ценностям русского народа, отвечать исторической традиции и ситуации, в которой он находится, важнейшим жизненным, экзистенциальным и психологическим потребностям русского человека, которые он испытывает именно сейчас.

Исходя из той исторической «ямы», в которой наш народ оказался в настоящее время, отталкиваясь от её условного дна, мы постараемся рассмотреть и перечислить важнейшие неудовлетворённые потребности русского человека, который хотел бы уже сейчас «переплыть на другой берег», в пространство «иной России».

Итак, в свободном перечне это: потребность в выживании, потребность в свободе творческого самовыражения, потребность в финансовом благополучии, потребность в защите (патернализм), потребность в справедливости, потребность в чистой национальной культуре, потребность в доверительном общении, потребность в национальном достоинстве, потребность в Образе Будущего, потребность в деятельности на благо Родины, включая всестороннюю заботу о её экологической безопасности.

Всё это и есть по существу тот огромный нереализованный внутренний потенциал, который необходим для успешного запуска как национального модуля, так и всего Проекта в целом. Он есть!

Создавая национальный модуль в качестве альтернативной системы социальных, экономических и хозяйственных связей, мы не противопоставляем себя реальному государству ни в экономической, ни в политической плоскости. Оптимальный режим реализации Проекта – спокойная партнёрская дистанция. Придёт время, всё обновится естественным путём. В этом смысле виртуальная форма гражданского общества – не уход от проблем России, а наоборот, самая непосредственная возможность исправить ситуацию «снизу», создав необходимую для этого альтернативную социально-экономическую платформу, вместо бесконечных и бесплодных сетований на власть.

Идеология

Идеология национального модуля отражает, в первую очередь, сверхзадачу Проекта – построение альтернативной модели социума на основе фундаментальных ценностей русской цивилизации. При этом сама альтернативность выражается в особой чистоте общественно-социальных отношений, реализованных в пространстве сетевого сообщества. Проект «ЦИТАДЕЛЬ» заявляет себя в качестве виртуальной динамической модели идеальной общественной системы, развивающейся в рамках реальных человеческих возможностей, что изначально подразумевает установление самой высокой идеологической планки в характере её социального устройства. Именно виртуальность Проекта позволяет не оглядываться на различные материальные «отговорки» реального мира и устанавливать внутри сообщества самые высокие критерии общественно-социальных и межличностных отношений.

Для русского менталитета в качестве высших духовно-нравственных ценностей без сомнения выступают евангельские максимы, даже в том случае, если они преломляются через призму гуманистической традиции Просвещения. Поэтому христианские критерии человеческих отношений (наряду с близкими к ним нравственными основаниями других религиозных традиций) являются фундаментальной идеологической основой для всего русскоязычного сектора Проекта. При этом речь не идёт о какой-то новой клерикализации идеологического поля ВГ: проблем, связанных с церковью (как институтом) в виртуальном пространстве не существует – всё это остаётся в реальном мире, таковы правила. Идеологическое преломление христианских смыслов выделяет лишь самое сущностное их содержание, позволяя свободно оперировать ими в пространстве Проекта без какой-либо религиозной или мировоззренческой конфликтности.

Вторым источником возвышенных социальных смыслов для идеологии Проекта является опыт Советского XX века. Речь идёт об идеальных коммунистических «социальных заповедях», способных объединять людей в высших целях, подавлять социальный эгоизм, культивировать братство, товарищество и коллективизм, стимулировать личную самоотдачу на благо всего общества. Всё это свойственно русскому человеку изначала, от его общинного характера, но советская эпоха выразила эти социальные свойства нашего миропонимания в максимально высокой степени. При этом сама идеология коммунизма в её марксистко-ленинском варианте так же остаётся за рамками Проекта. Всякая внутренняя партийно-политическая борьба здесь исключена – всё это, как и межрелигиозные, межнациональные и другие конфликты, остаётся в реальном мире. В пространстве Проекта торжествует дух мира, товарищества, братства и всеобщая направленность на творческую деятельность во благо сообщества.

При этом либеральная идея, в её изначальном гуманистическом смысле, также является для идеологии Проекта одним из краеугольных оснований. Высшее достоинство человеческой личности будет в новой социальной модели приоритетной ценностью. Свобода её творческого самовыражения, как раскрытие и реализация человеческого потенциала, является главным залогом успешного развития самого Проекта. Здесь надо учитывать, что нездоровое соперничество и конфликты из-за погребённых под спудом невостребованности творческих потенций никуда не денутся. Поэтому все механизмы внутренней организации должны быть подчинены этой задаче – свободной реализации человеческой личности и интеграции продукта этой реализации в пространстве сообщества.

Структура

Инициатором и вдохновителем Проекта «ЦИТАДЕЛЬ» является Международный Христианский Фонд Десницы Святого Иоанна Крестителя (г. Белград, Сербия).

По благословению Святейшего Патриарха Сербского Иринея создаётся Попечительский Совет для комплексной реализации международной части Проекта, в состав которого войдут представители Православных Поместных Церквей, Аристократических династий Европы и мира, выдающиеся деятели науки, образования и культуры, меценаты.

Проект «ЦИТАДЕЛЬ» организован как система самостоятельных модулей, объединённых единой идеологией, единым экономическим полем и единой сетью информационно-коммуникативных связей. Отдельные информационные модули Проекта функционируют как самостоятельные системы со своим алгоритмом самоорганизации. Количество составляющих, как в структуре самого Проекта, так и внутри отдельных модулей, может увеличиваться (или уменьшаться) по мере появления новых задач в том или ином секторе. Некоторые базовые модули имеют официальную юрисдикцию, но большинство свободно образованы, организованы и «прописаны» в интернет-пространстве.

Институты экономического блока совместно с Международным Фондом Десницы (г. Белград, Сербия) образуют своего рода корневую систему – единую для всего международного древа Проекта.

УПРАВЛЯЮЩАЯ КОМПАНИЯ ВГ (о. Корфу) – координационный центр экономического блока, – является эмитентом необходимых для ВГ финансовых инструментов, инициирует создание технологических платформ и многоуровневой финансовой экосистемы.

ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА нового поколения обеспечивает необходимую динамику и устойчивость всего хозяйственного оборота ВГ.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ СОЮЗ ВГ (Швейцария) – связующее звено, – является обеспеченной высокими технологиями площадкой (цифровой платформой), объединяющей производителей и потребителей для взаимовыгодного обмена товарами и услугами, позволяющей реализовывать разнообразные инновационные бизнес-модели.

Русский национальный модуль Проекта создаётся для всего потенциального языкового пространства, связанного единой историей, культурой, менталитетом, системой духовно-нравственных ценностей.

В рамках этого модуля создаются: ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЙ ПОРТАЛ ПРОЕКТА, АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР (РФ, г. Москва), формируется СОВЕТ ГЛАВНЫХ КОНСТРУКТОРОВ.


Интеллектуалы и пассионарии всех стран, объединяйтесь!

2019 г.

 —

СВЕРХНОВЫЙ СВЕТ
ИДЕЯ

ПРОЕКТ
(Virtual State «NEW EUROPE.RU»,
русская версия которого:
Общее дело – Проект «Цитадель»)
инициирован Руководством Международного Христианского Фонда Десницы святого Иоанна Крестителя (Фонд зарегистрирован в республике Сербия, находится под патронажем Сербского Патриарха и является неправительственной организацией).

Среди основателей Виртуального Государства (ВГ) – выдающиеся учёные, деятели культуры, юристы, предприниматели...
(ФИО, звания)

Рассказывает Валерий Новоскольцев (исполнительный директор Фонда):

«Первый шаг был сделан, когда я находился в Югославии – во время бомбёжек (март-июнь 1999 года). Знакомые сербы мне сказали: «Мы теперь – не государство. Мы – виртуальная Югославия. Нашего государства больше нет». Тогда само понятие «виртуальное государство» резануло слух очень сильно. Второй – обдумывание, вынашивание проекта; летом 2000 года мы описали (первую ступень) и юридически защитили через европейские соответствующие институты всю будущую технологию, идеологию и «матрицу» ВГ. Шаг третий: 7 сентября 2001 года был зарегистрирован домен www.neweurope.ru, – и эту дату можно смело считать днём рождения первоначальной версии Virtual State «NEW EUROPE.RU»; уже в декабре 2001 года был опубликован «Манифест Виртуального Государства». На следующем этапе мы накапливали силы, а сейчас – время действовать и мы начали реализацию проекта, движение которого отражено на нашем портале».

По словам В. Новоскольцева, в ближайшее время VS «NEW EUROPE.RU» будет зарегистрирована в ООН как гуманитарный и социальный проект.

Затем развёртывание сетевой структуры «Общее дело – Проект «Цитадель» (Наука, культура, образование)» в 45-50 странах. Впереди также создание нового Международного Финансового Центра, платформы для пилот-проекта (одного из подпроектов системы VS (ВГ)) – «Мультифрактал. Прстен од Светог Саве». Перстень (контур) святого Саввы – это образ и образец новой Платежной Системы, в которой нет и не будет ссудного процента. Подробно говорить об этом – пока не время.

И, наконец, самое главное – формирование таких условий для наших граждан, когда их «виртуальные компании» через среду ВГ смогут расти и развиваться свободно.

«Тебя заботит будущее? Строй сегодня. Ты можешь изменить всё. На бесплодной равнине вырастить кедровый лес. Но важно, чтобы ты не конструировал кедры, а сажал семена».
Антуан де Сент-Экзюпери

 P. S.

Любой проект, имеющий общественный интерес, рождает волонтёрские отряды будущего, численность которых зависит от масштаба, успешности, а, главное, идеологии.
ВГ фактически берёт на себя функцию «планетарного конструкторского бюро»,  творческая энергоёмкость которого (и целого, и отдельных его составляющих) может зависеть, в том числе, и от потенциала первоначального «апостольского ядра». Все это накладывает на нас, первопроходцев, определённую ответственность.

В конце концов, любой шедевр рождается по образу и подобию своего творца и всегда развивается в поле деятельной его любви.

«История человечества в основном – история идей».
Герберт Уэллс

———

Слоган будущего Проекта:
Цивилизация для гениев

Слоган ПС (Платёжной Системы) Проекта:
Капитал для гениев

Цель:
Открыть Сверхновый Свет – это основать в современном виртуальном надпространстве идей настоящее, пронизанное духом глубокой братской солидарности, элитарное «State of the States» с полноценным социумом, где каждый гражданин (Civitas Romana) – отдельная творческая вселенная.

2001 – 2019 г.

 —

СВЕРХНОВЫЙ СВЕТ
МАНИФЕСТ
2001 г.

Авторы текста: Вадим Штепа, Сергей Корнев
Текст написан по заказу автора идеи и проекта – В. Н. Новоскольцева

1. Мир тесен

Мир сделался слишком тесен и мал для свободного творчества. Проблема даже не в численности населения, а в тотальной "поделенности" мира, в его переполненности готовыми формами, институтами, центрами власти. Свободного места и свободных ресурсов, чтобы сделать что-то масштабное "с чистого листа", в нем почти не осталось. Эта проблема равным образом существует и в благополучных, и в неблагополучных странах, внешне принимая разные формы.
В благополучных странах, в Америке и Европе, теснота мира выступает как скука комфортного, но бесцельного существования. Большинство людей в этих странах получает все, что нужно для жизни, в том числе разнообразный набор сфер деятельности, активных социальных ниш, где они могут реализовать свою энергию. Но эти "pret-a-porter" варианты так плотно занимают политическое, экономическое и культурное пространство, что какие-то новые формы отношений уже не могут там возникнуть. А поскольку в мире сейчас все больше укореняется одна единая культура, единый всепланетный социум, все это "готовое социальное платье" кроится по одному шаблону, не оставляя места для чего-то другого, на него не похожего. Несмотря на кажущееся разнообразие возможностей выбора, человек не имеет возможности самому построить свой мир, развернуть творческий потенциал своей личности в тех формах, которые ей внутренне присущи. Мера свободы здесь изначально ограничена чисто служебной функцией в рамках давно налаженной машины производства и потребления. На человека со всех сторон давят господствующие экономические отношения, шаблоны масс-медиа, идеалы благополучия, контролирующая и регламентирующая власть государственных структур. Все это не оставляет места для других возможных миров, способных увеличить разнообразие форм жизни (или хотя бы выйти за пределы реального однообразия).

Если есть на планете люди, которые в полной мере чувствуют себя хозяевами жизни и способны что-то в ней изменить, то их немного, и они цепко охраняют свою монополию на "мироустройство". Все остальное человечество, даже пресловутый "золотой миллиард", обречено быть пассивным материалом для этих элит, которые, пользуясь сосредоточенным в их руках могуществом, каждому сверчку указывают свой шесток. Огромный творческий потенциал человечества остается незадействованным, и оно превращается в обезличенное стадо, которому навязывают унифицированные стили жизни, стандарты потребления, поведенческие шаблоны и стереотипы мышления.

В неблагополучных странах, например в России, теснота мира принимает форму полной безысходности, поскольку здесь количество реально доступных ниш еще меньше. Элиты, контролирующие эти страны, в гораздо большей мере давят на подвластное население и лишают его даже иллюзии свободного выбора. Они слишком опасаются за свою власть, поэтому проводят тактику "выжженной земли" на подвластной территории более последовательно. Они беднее и скареднее, чем элиты развитых стран, поэтому стремятся в большей степени грабить подвластное население и лишать его всяких ресурсов для свободной деятельности. Не только высшая, но и средняя прослойка в этих странах формируется по принципу присасывания к органам власти и коррупционным схемам. В результате всем распоряжаются специалисты по интригам, коррупции и поиску синекур. Понятно, что уровень интеллекта, образования и творческих способностей у них не достаточен, чтобы управлять сложнейшим организмом страны в эпоху высоких технологий. И это еще ниже опускает уровень возможностей подвластного населения. Большая часть людей, в силу крайней нищеты, не могут преодолеть стартовый порог и приобщиться к современной экономике.

Переполненность мира в неблагополучных странах парадоксальным образом принимает форму опустошенности. В России наблюдатель из Европы и Америки увидит огромное количество "пропадающих зря" ресурсов, потенциально существующих, но не занятых активных ниш - в экономике, политике, культуре. Эти ниши остаются "свободными" потому, что попытка их занять тут же вызывает нездоровый интерес многочисленных чиновников, контролеров, полицейских, бандитов, влиятельных структур, которые считают данное поле деятельности своим феодом и стремятся либо задушить конкурента, либо урвать свой кусок. В результате пространство свободного развития сужено до минимума, все новое и перспективное чахнет на корню или уходит на Запад. Бескрайние "ничейные" просторы России, ее "неисчерпаемые ресурсы", ждущие "свободного труженика" - это миф, на самом деле все давно застолблено, оценено и поделено. Эти "хозяева" никогда не позволят ей породить из себя что-то новое, самостоятельное и полноценное, потому оно не будет терпеть их власть.
 

2. В поисках Нового Света

В прошлом, когда человеку становилось тесно, он шел искать Новый Свет. Иногда он осваивал безлюдные просторы вновь открытых земель, иногда - завоевывал чужую землю силой оружия, чтобы построить на ней собственный мир. В глубокой древности целые народы, стесненные природой, соседями или собственной многочисленностью, срывались с места и шли искать лучшей доли. В древней Элладе молодежь разросшегося города садилась на корабли и плыла куда-нибудь к неизведанному берегу, чтобы построить там новый город. Библейские евреи из египетского рабства 40 лет шли через пустыню искать Землю Обетованную. Русские несколько веков подряд уходили от своей тяжкой государственности на окраины, в вольные казачьи земли, и далее - за Урал, в Сибирь, к Тихому океану, на Аляску, дошли до Калифорнии. Европейцы Нового времени массами бежали из переполненной Европы, от ее старых догм и окостеневших традиций, от властителей, желавших распоряжаться чужими душами, или просто от безысходности и нищеты, - и постепенно из освободившихся колоний на чужом континенте выросло царство воплощенной утопии. Оно тогда и присвоило себе символическое имя "Нового Света". Но с тех пор, как эта утопия полностью реализовалась, Америка уже в свою очередь стала центром Старого Света, символом мирового статус-кво. Однако воля к Новому Свету, к свободному созиданию своей судьбы, нежелание верить в "конец истории", есть не только в других странах, но продолжается и там...
Новый Свет нужен человеку не потому, что он хочет сбежать от проблем, а чтобы найти поле для приложения своих сил, своего творческого импульса, который не вмещается в рамки Старого Света. Здесь у него до 99% усилий уходит не на свободное самовыражение, а на сопротивление, на борьбу с инерцией "общепринятого". Эта борьба высасывает все силы и часто заставляет забыть главную, позитивную цель. Поэтому и бежали люди из цивилизованного "земного рая" в дикую суровую глушь, где есть только одно преимущество: удаленность от старых центров силы, что дает шанс начать "с чистого листа". Сбросить иго сложившихся форм, которыми прошлое сдавливает нашу жизнь, и построить свой мир по своему разумению - вот что ищут люди в Новом Свете.

Только нам уже некуда податься в земном пространстве: на географической карте больше не осталось "белых пятен", пригодных для жизни, но недосягаемых для старых центров власти. Колонизация планет у далеких звезд начнется еще не скоро. Вряд ли на что-то подобное стоит надеяться нашему поколению. Сегодня те, кого не устраивает теснота, завершенность окружающего мира, тирания окостеневших структур, вынуждены ограничиваться суррогатом, одним из шаблонных "протестных" или "нонконформистских" выборов: революция, антиглобализм, анархия, андеграунд, традиционализм и т.п. Все эти выборы по-своему ущербны, ибо вынуждают растрачивать энергию свободы на бессильное противодействие старому по правилам этого старого, а не на строительство нового, исходя из его собственной логики. Эти "экстремальные" идентичности являются не столько попыткой изменить окружающий мир, сколько безнадежным стремлением отгородиться от него в некоем собственном аутсайдерском мирке. Типичной для нашего времени является фигура революционера, который сам не верит в реальность революции и использует революционную позу как прибыльный поп-арт. Типичной является фигура традиционалиста, который сам первым готов признать полное вырождение традиции, а свою миссию видит в том, чтобы ее безутешно оплакивать.

Где же найти нам Сверхновый Свет, чистую нераспаханную землю, свободную от маразма старых форм, от ига всемогущих структур, от ублюдков, тянущих руки к чужой свободе? Где тот пустынный берег для строительства нового города, к которому мы должны направить свои корабли?
 

3. Сверхновый Свет существует

Главное отличие Сверхнового Света - не географические просторы сами по себе, а пространство для организации нового социума, способное вместить в себя все многообразие человеческих отношений. С совершенствованием информационных технологий таким пространством становится среда коммуникации, куда мало-помалу перемещается все, включая экономический базис современного общества. Современная экономическая и управленческая деятельность немыслима без компьютеров, без сетей и баз данных, без интернета. Нарушения пространства коммуникации (вызванные, например, компьютерными вирусами, распространяющимися по сети) приносят колоссальные потери всем без исключения секторам экономики, а не только тем, которые обычно относят к "виртуальной экономике". В этом смысле вся современная экономика, особенно банки и крупный бизнес, наполовину живет в виртуальном мире. Или, точнее, "виртуальная реальность" сегодня составляет вполне "реальную" часть нашего мира, возможно даже главную его часть.
Несмотря на частичную "виртуализацию" управления и экономики, центр тяжести современных государств лежит в "старой реальности", где они составляют компактные массы, ограниченные со всех сторон географическими рубежами. Однако в условиях глобализации значимость этой материальной компактности теряется. Уже можно представить себе возникновение государства, центр тяжести которого лежит в виртуальном мире. Такое государство образует не общность территории, а общность граждан, тесно связанных друг с другом в пространстве коммуникации. Материальные анклавы такого государства могут быть разбросаны по всему миру: участки земли, предприятия, офисы, военные базы, космические станции и т.п. Юридически большая часть этих объектов может лежать на территории обычных государств, а большинство "виртуальных граждан" может пользоваться выгодами двойного гражданства, - что не мешает этому "виртуальному государству" в политическом, экономическом, культурном и даже военном смысле составлять могущественную целостность, с которой придется считаться всем остальным мировым силам. От обычного государства оно отличается только тем, что его центр власти, центр его общественной жизни, источник его суверенитета находится в виртуальном пространстве, то есть "нигде".

Основать в виртуальном пространстве настоящее государство с полноценным социумом - это и значит открыть Сверхновый Свет.

Тем, кто хочет стать его первооткрывателями, сегодня не нужно плыть куда-то за тридевять земель, достаточно, не отходя от своих компьютеров, организовать и воспроизвести в пространстве коммуникации те отношения, которые и составляют социум: экономические, общественно-политические, культурные. При этом не имеет значения, в каком модусе первоначально развиваются эти отношения. Виртуальное государство может стартовать как "игра" - это нисколько не умаляет реальности образующихся в нем связей. Экономическая игра, которая приносит своим участникам реальный доход, позволяет им завести реальные экономические отношения, это не "виртуальная тренировка", а самая настоящая экономическая система. Также и общественно-политическая игра, которая позволяет реально организоваться массам людей, способных реально влиять друг на друга и на ситуацию "вне игры", - это не игра, а реальная общественно-политическая система. А в области культуры вообще нельзя провести грань между "игрой" и "реальностью". Важно только, чтобы эти потоки коммуникации - экономический, общественно-политический, культурный, - развивались не по отдельности, а вместе: чтобы они регулировали друг друга, реагировали друг на друга, достраивали друг друга. О перерастании этой игры в настоящий социум можно говорить тогда, когда эта "игровая" сеть отношений для участника игры станет более значимой, чем отношения, связывающие его с "обычным" социумом. Ведь социум - это не более чем потоки коммуникации.

Перерастание игры в полноценное виртуальное государство возможно, если отношения, возникающие в ходе игры, представляют для ее участника вполне реальный интерес, позволяют ему занять новую социальную нишу, доступа к которой он лишен в "реальном" социуме. Особенно легко это сделать в неблагополучном государстве, где набор доступных социальных ниш беден и ущербен. Поэтому, несмотря на отставание в области развития и распространения новейших систем коммуникации, именно неблагополучные регионы планеты станут родиной первых виртуальных государств.
 

4. Первые шаги

В перспективе развитие технологий коммуникации сотрет даже внешнее различие между виртуальными и "реальными" социумами. Уже сегодня при сетевом общении заурядной является передача не только звука и текста, но и видеоизображения. А будущее за целостными виртуальными вселенными, где люди не просто общаются, сидя за мониторами, а действительно живут, погружаясь всеми органами чувств и всеми струнами души. Но ждать этого не обязательно. Для того, чтобы завязать в виртуальном пространстве вполне реальные отношения, достаточно уже нынешнего технического уровня. Важно только, чтобы эти отношения не замкнулись в одном модусе - экономическом, политическом или культурном, - а притягивали участника по всем трем каналам. Если "игра в виртуальное государство" сможет вызвать у своих участников практический интерес во всех трех аспектах, она неизбежно перерастет в полноценный социум. А вызвать этот интерес способен уже сам факт того, что виртуальное государство начинается "с чистого листа", и поэтому не обременено балластом устаревших форм и отношений, который так усложняет жизнь в реальных государствах.
 
Экономический интерес

Виртуальная экономика игры обеспечивает прямой контакт между производителем и покупателем услуги или товара, и уже поэтому приносит огромные преимущества и тому и другому. Первое из этих преимуществ - ликвидация посредника и всевозможных посреднических накруток. Второе - отсутствие стартового порога для производителя, поскольку теперь он может выйти на глобальный рынок со штучным товаром или уникальной услугой, без необходимости тратиться на массовую рекламу, на маркетинг, на сеть распространителей. Третье, и самое главное преимущество, - возможность бесконечной дифференциации продукта, в зависимости от запросов покупателя. Виртуальное пространство обмена можно организовать так, чтобы производитель уникального товара (услуги) легко встретился со своим уникальным покупателем, живущим на другом конце света и никогда до этого о нем не слышавшим. Это в корне меняет сам тип производителя и покупателя, как они сложились в истории.
Исторически, с началом промышленной революции, стало выгодным массовое производство, ориентированное на массовые, шаблонные запросы. Формировался шаблонный производитель и такой же шаблонный покупатель. До сих пор большая часть рекламы, которая обрушивается на нас со всех сторон, рассчитана на то, чтобы навязать миллионам людей одни и те же стандартные товары и услуги. При этом по многим позициям итоговые цены на стандартные товары во много раз превосходят их себестоимость и приближаются к стоимости индивидуального (ремесленного) производства. В них входят разнообразные маркетинговые накрутки (за престижность, за статусность товара, за знак фирмы), колоссальные затраты на рекламу и сеть распространения. У многих людей сегодня появляется желание тратить те же деньги на уникальные товары (услуги), сделанные по их индивидуальному запросу. Реальная экономика во многих секторах, хоть и с трудом, с опозданием и пока не для всех, пытается приблизиться к этим требованиям. Экономика виртуального государства с этого начинается, она способна без проблем довести до покупателя бесконечное множество сколь угодно дифференцированных товаров и услуг и дать занятие такому же числу производителей.
 

Общественно-политический интерес

Не только в экономике, но и в политике над всем властвует посредник. Все знают, что даже в самых демократических странах власть принадлежит не народу, а медиа-структурам, которые манипулируют политиками, чиновниками и общественным мнением. Виртуальное государство впервые делает возможным прямую демократию, когда мнение каждого, без посредников и толкователей, может быть донесено до всех, а воля народа осуществляется непосредственно, например, путем постоянных референдумов. Здесь можно реализовать механизмы, позволяющие мгновенно отстранить от власти чиновника или политика, которым недовольны избиратели, и тут же, без отсрочки назначить нового. Здесь информацию о конкретном политике избиратель может получать не через пристрастную рекламу, а непосредственно в полном объеме: детальное досье, отчет обо всех его финансовых операциях, перечень всего хорошего и плохого, что он в жизни сделал. Жалобы граждан на провинившегося чиновника не тонут в прессе и не теряются в коридорах правоохранительных органов, а попадают в его общедоступное досье (настроив соответствующую опцию, их можно будет видеть написанными прямо у него на лбу). Чтобы устранить коррупцию в зародыше, для государственных деятелей можно устроить круглосуточное "реалити-шоу", позволяя каждому гражданину их контролировать.
Самое замечательное в том, что эти преимущества не ограничиваются пространством игры. Начнем с того, что избиратели в игре привыкают вести себя как полноценные граждане, а будущие политики получают ценный опыт управления и власти, который потом можно перенести в реальный мир. А если игра станет мощной и многочисленной, ее политическое влияние и само по себе неизбежно будет проникать в окружающий социум. Например, используя средства и контакты игроков, связи, которые создает между ними игра, виртуальное государство сможет осуществлять естественную для любой страны функцию защиты своих граждан и их интересов. Кроме того, в лице проверенных игрой лидеров мы получаем, наконец, хотя бы горстку честных политиков, которых можно потом продвигать на реальных выборах, с целью приблизить реальное государство к нашему идеалу.
 

Культурные интересы

Притягательность виртуального пространства для творцов и потребителей культурной продукции ясна уже из экономического раздела, поскольку виртуальный рынок обеспечивает прямой контакт производителя с потребителем также и в сфере культуры. Более важно, что виртуальная среда позволяет изменить основы культурного творчества, которое в современном мире, даже если стратифицировано по статусу (на "элитное" и "массовое"), все равно обращено к недифференцированной толпе, к "никому конкретно". В виртуальной среде спонтанным образом возрождается более старое, традиционное понимание культуры как культуры сообществ, культуры, которая оформляет пространство существования конкретного сообщества, позволяет сообществу открыто (а не в каком-нибудь "андеграунде") развивать свою специфику, придает узнаваемую форму принятым в нем моделям поведения, стилям жизни, идеалам благополучия. Так понимаемая культура - нечто абсолютно необходимое для жизни, а не просто средство досуга, поэтому она обладает особенной притягательностью и для авторов, и для потребителей.
Виртуальное государство - это "сообщество сообществ", оно тоже нуждается в своей культуре, которая, по аналогии с обычными государствами, имеет ранг "национальной", интегрирующей все многообразие современных культурных форм. Создание такой "национальной" культуры - обширное поле деятельности для творцов, которых влекут действительно масштабные творческие задачи. Эта "национальная" культура, или, более широко, мифология виртуального государства, составляет не только его лицо, но и главный жизненный нерв, - именно она в конечном итоге связывает отдельные сети отношений в единое целое, превращает сборище игроков в полноценную консорцию, ядро нового народа. При посредстве этой культуры постепенно вырастает дух новой общины, новый "национальный дух". Без этого уникального общего духа виртуальная экономика и виртуальная политика нового социума будут лишь бледным отражением процессов в окружающем реальном социуме.

Заметим, что эта новая культура и новый национальный дух не будут какими-то специфически "сетевыми" и "виртуальными". Сеть - лишь пространство трансляции культурного содержания. В этом пространстве отменяется множество препятствий, которыми сковано творчество и мышление в реальном социуме, поэтому на сознание в большей мере начинают действовать ранее подавлявшиеся глубинные цивилизационные архетипы. Для творческого человека "эмиграция" в виртуальное государство может стать не бегством от своей национальности, наоборот, возвращением к ее более чистой форме. Если, например, виртуальное государство начнут создавать русские, они построят именно Новую Россию. И если эта "Новая Россия" будет больше похожа на "Новую Европу", чем на нынешнюю РФ, то только потому, что исторические обстоятельства исказили ход развития реальной страны и не дали возможности проявиться ее исконным европейским архетипам. В этом смысле виртуальное государство - не уход от проблем России, а наоборот, единственное средство исправить ситуацию "снизу", создав необходимую для этого силу, вместо сетований и чрезмерных надежд на добрую волю нынешней власти.
 

5. Будущее в Сверхновом Свете

Виртуальное государство начинается как игра. Однако это никак не сказывается на его перспективах. "Виртуальное" в данном случае не означает "ненастоящее" или "игрушечное". Экономическое, политическое и культурное влияние виртуальных сообществ на окружающий мир может быть сколь угодно большим. Существуя в виртуальном пространстве, как бы "нигде", сами по себе эти сообщества вполне реальны. "Виртуальная" коммуникация - это реальная коммуникация. Отношения, в которые вступают члены виртуальных консорций, их общение, координация усилий, самоорганизация - это вполне реальные вещи. "Виртуальность" дает возможность образовывать вполне реальные сети контактов, сколь угодно большие и разветвленные, - причем не случайные, а организованные, дифференцированные, где люди связаны друг с другом не по принципу случайных соседей или сослуживцев в "реальном" мире, а по тому, что и делает их личностями - по собственным интересам, вкусам и возможностям.
Главное достоинство "виртуального социума" состоит в том, что он дает возможность организовать свободное пространство, отключенное от внешнего маразма и назойливых усилий власти контролировать человеческие сообщества. Здесь у старой власти отнимается ее первейшая функция - задавать правила игры, создавать модели поведения и навязывать их людям как единственные и самоочевидные. Потеряв эту функцию, любая власть обречена на поражение. В виртуальных просторах рождаются новые центры власти со своими законами и правилами игры, и по мере того, как сетевое пространство будет вплетаться в экономическую и политическую жизнь человечества, эта власть будет выходить наружу, в реальный мир.

От игры и общения - к общему делу, от безобидного, "внутрисетевого" общего дела - к такому, что меняет "реальность снаружи". Яркий пример организующего потенциала, который здесь сокрыт, - сетевая программа  поиска сигналов внеземных цивилизаций, когда компьютерные ресурсы тысяч энтузиастов ненавязчивым образом объединились в мощнейший вычислительный центр, рассредоточенный по всей планете. Это уже не игра - колоссальный ресурс планетарного масштаба образовался "сам собой", на чистом энтузиазме, по ту сторону всякой власти. Точно так же в будущем могут возникать сколь угодно мощные финансовые и политические образования. Игнорируя "посредничество" чиновников, партийных политиков, боссов масс-медиа, миллионы людей способны войти друг с другом в прямой контакт и создать на пустом месте вполне реальную силу, которая сметет затянувшийся бюрократический спектакль.

Представим вполне вероятный для будущего сценарий, когда в неблагополучной стране число граждан виртуального государства составит значимую часть ее населения. А поскольку это наиболее активные люди, то уже следующие "реальные" выборы сотрут зыбкую границу между "реальным" и "виртуальным". Просто на месте старого государства "вдруг" возникнет совершенно иное, столь же реальное, незаметно выросшее на той же географической почве. Останется простым делом техники - демонтировать старые структуры и дать пинка под зад угнездившейся там своре надзирателей и мошенников.

Кстати, никто не может обещать, что виртуальные государства в ходе своего развития не превратятся в таких же монстров, как и обычные. Скорее всего, темных моментов в их истории будет не меньше. Ценность Сверхнового Света не в том, что он гарантированно будет раем, а в том, что он дает шанс. Он возвращает право на свободное историческое творчество людям, которых теснота современного мира этого права лишила. Как они воспользуются этим шансом на "вторую жизнь", зависит от них самих. Плохое и хорошее, будучи проявлением свободной воли, равным образом составляют человеческую жизнь. Они противоположны не друг другу, а отсутствию жизни - серому безмолвию прикованных к телевизору масс.

Сверхновый Свет нужен не для того, чтобы всех осыпать манной небесной, а для того, чтобы преодолеть ограниченность географической карты мира. Он делает эту карту "объемной", как минимум "трехмерной" - и дает человечеству мир, еще свободный от передела. Этот мир не лишен страданий и неудач, но всегда открыт для еще не реализованных творческих импульсов. В этом мире новое получает шанс родиться и окрепнуть, прежде чем вступать в схватку за "место под солнцем". И сколько бы виртуальных миров не рождалось, им не вычерпать этот резервуар свободы.

Сверхновый Свет предоставляет человеку дополнительную степень свободы - выбирать не только свое место в уже готовом мире, но и сам мир, в котором он хотел бы жить. Творческий потенциал человечества больше не будет сдерживаться теснотой мира и заполненностью социальных ниш, которые цепко контролируют нынешние элиты, используя различные "неспортивные" методы. Из государства-тюрьмы и государства-профилактория активные люди будут переселяться в государство, которое нуждается в их творчестве, в их свободной воле. И, задействуя максимум их творческой энергии, такое государство будет побеждать остальные в неизбежной конкуренции. Место революций займет тотальная миграция людей из одного виртуального социума в другой. "Монополия на мироустройство" уничтожается, вместо этого наступает "свободная конкуренция миров", которая станет главной движущей силой истории. Она разрушит нынешнюю реальность, поскольку никто больше не захочет играть быдло в скучной массовке. Зачем быть никем, если там, в Сверхновом Свете, ты получаешь шанс стать самим собой?

Пока интернет, виртуальная экономика, сетевые сообщества людям в новинку, поэтому взгляд большинства прикован к поверхности этих явлений и не способен увидеть главное. С исторической точки зрения, главное достоинство среды коммуникации в том, что, порождая пространство Сверхнового Света, она радикально меняет отношение человечества к своему прошлому и своему будущему. С прошлым больше не будут бороться, будущего не будут пассивно ожидать. Не будут разбивать о прошлое лоб, не будут его добивать после победы - а будут голосовать ногами в будущее, которое находится не за тысячи лет и не за тридевять земель, а прямо здесь, в одном щелчке мыши. Сверхновый Свет дает возможность распараллелить исторический процесс: в одной и той же географической точке потечет не одно историческое время, а множество автономно развивающихся времен разных виртуальных сообществ. Хозяева современности больше не смогут пользоваться тактикой "выжженной земли", подавляя в зародыше любую альтернативу навязываемой ими реальности. А в Сверхновом Свете будут рождаться новые империи, новые народы, новые цивилизации... Рождаться, чтобы воплощаться в окружающей реальности и распространяться в абсолютную бесконечность.

Опубликовано в журнале ИNАЧЕ № 5, 2003

———

Логинов Александр Александрович:

Он загадан чуть дальше
Окаянных времён –
Этот маленький мальчик
Не закатан в бетон.
 
Он ещё не расплющен
На асфальте ночном
Этим веком бегущим,
Обречённым на слом.
 
Не распят на решётках
Ледяных площадей
И не числится в сводках
Похоронных вестей.
 
Он ещё не пришпилен
Рифмой к песне-строке.
Убаюканный штилем,
Вниз плывёт по реке.
 
Этот маленький Беринг,
Открыватель миров,
Скоро выйдет на берег
Разрывных моих снов.
 
Где огонь девяностых
Плавит красный гранит
И слышны отголоски
поминальных молитв,
 
Где, уйдя от охоты,
У последней черты
Он меня спросит:
– Кто ты?
И отвечу я:
– Ты.
 
...Вот и семьдесят. Грозно
Молоточек стучит.
Прибиваются звёзды
На небесный мой щит.
 
Мы вдвоём. Догорают
Угольки костерка.
С белой чайкой играет
Молодая река.
 
Все вокруг голубое,
Солнце пьёт тишину.
Уплываем с тобою
В глубину, в вышину...