О патриотизме

Сергей Михайлович Кожевников
Патриотизм не может быть без героизма.
В свою очередь героизм может быть и без патриотизма.
В тоже время патриот на словах – это не патриот.
Патриотом можно быть только на деле.
Согласен, что не в любом деле требуется героизм, что причины героического поведения могут быть разными, в т. ч. и как необходимое исправление чьих-то ошибок и пр., но, если ты патриот, то ты должен быть готов к самопожертвованию.
Вот тут и возникает вопрос:
— Ради чего? –
Ради чего ты должен погибнуть, пострадать.
— Я не говорю о жертвах материального характера, хотя, возможно, я не прав.-
Жертв духовного свойства, видимо, быть не может, поскольку, если патриотизм есть, то он является составляющей частью личности, под которой в данном случае я имею в виду мировоззренческую позицию индивидуума вкупе с его психическим и психологическим складом.
Я не отношу себя к патриотам в официальном смысле.
У меня нет ощущения моей Родины, моего пространства, общности со страной, ее политикой, ее лидерами и местной администрацией.
Границы России в моем внутреннем пространстве размыты.
Меня редко что трогает за сердце, это может быть местный говор на теплоходе, плывущем по вологодской реке осенью, народный танец, поведение, одежда и внешность исполнителей, герои «Деревенских рассказов» В. И. Белова, стихи Н. М. Рубцова…, все это, скорее мой внутренний мир.
— Кстати, я не говорю о патриотизме национальном, общая история может быть у разных национальностей. До недавних пор она была у народов бывшего СССР.-
Этот мой мир охотнее откликается на либеральные предложения Г. А. Явлинского, чем на посылы сегодняшней власти, которая видится мне, как узурпаторская, своекорыстная, не государственная в смысле общности интересов с населением.
Я полагаю, что общество нуждается в свободе взглядов на его устройство, что не предполагает абсолют чьего-то воззрения.
При этом есть разница между мировоззрением и личными, часто корыстными интересами.
В качестве первого может служить примером Радищев А. Н., а второго Державин Г. Р., тот и другой известные в истории, политике и литературе люди.
Но противоположный взгляд на вещи, недовольство властью, это еще не отсутствие патриотизма.
Что касается патриотического поведения то, я полагаю, что это может быть как следствие любви к своей истории, так и у части «несогласных» возможностью в данном случае не вступать в конфликт как с властью, так и со своей совестью.
Ну, а героизм может быть только у того, кто способен терпеть, чего в нашей истории и сегодня у многих с избытком.
Есть, конечно, еще героизм характера, героизм исторической памяти, что вплотную примыкает к патриотизму.
Поэтому утверждать, что героизмом «страдают» только русские было бы неверно.
Получается, что одолеть достойного противника, а такой может возникнуть и на «пустом месте», непросто и разорительно для населения Родины.
В таком случае, лучше, если власть находит для решения проблем сегодняшних и возможных, внутренних и внешних, либеральные, а не силовые способы.
К сожалению, за властью Путина этого не наблюдается, и кричать ему «ура» рано.
Консервация мнений, невозможность участия «явлинских» в политике приведет общество к состоянию, которое олицетворяется памятниками В. И. Ленину, т. е. к движению в указанном вождем направлении к очередному хаосу.
03.04.2014 г.
г. Вологда