Фотография и графический язык

Евгений Гольдендрут
В настоящей статье будет сделана попытка установить связь между творчеством фотографа и графическим языком. Но сначала подумаем о том, что отличает человека от других живых существ? Чтобы дать ответ на этот не вполне обычный вопрос попробуем определить то, что является общим. Подобно большинству живых организмов человек дышит, питается, стремится к продолжению рода, занимает определенный ареал, обустраивает жилище, а также играет и взаимодействует с другими представителями своего вида. Исчерпываются ли этим его насущные потребности? Хочется верить, что (хотя бы, для определенной части людей) все же не исчерпываются. Что же в таком случае остается? Остается немотивированная потребность к абстрактному знанию. Под абстрактным знанием подразумевается процесс получения информации, не обусловленный жизненно важными потребностями. И это – как раз то, что отсутствует (и вряд ли может быть развито) у других живых существ. Именно благодаря нему человек получил возможность достаточно быстро развиться, выйдя далеко за пределы «ареала» своего биологического обитания.

Сказанное иллюстрирует и то, что (к примеру) большая часть достижений науки, техники и культуры вовсе не является необходимой человеку, с точки зрения биологического выживания. Среди них: различные способы автоматизированного перемещения в пространстве, любая творческая деятельность, включая работу фотографа и многое другое. Зачем же все это нужно? Быть может, с целью психологического «расширения» восприятия времени, которое как мы знаем конечно (в отношении земной жизни человека). Что же способно создать подобное ощущение в сфере творчества? По всей вероятности, некое послание, идентифицирующее мысли, чувства и эмоции автора. Наглядной иллюстрацией сказанного может служить литературное произведение. А что способна привнести в эту сферу фотография?

Чтобы дать ответ на этот вопрос попытаемся понять, что в действительности сохраняет образ автора в литературном произведении. Возможно, это – сюжет? Но что можно сказать об авторе по сюжету произведения? Скорее всего, не так много (если это не автобиография). Так что же тогда? Возьмем на себя смелость предположить, что образ автора лучше всего идентифицирует язык, которым изложено произведение. В данном случае имеется в виду язык, не с точки зрения алфавита или принадлежности к той или иной языковой группе. Речь идет о способе формирования литературных образов. А они, в свою очередь, уникальны для каждого автора. Это – внутренний мир его ассоциаций.

То, какое отношение могут иметь обсуждаемые категории к работе фотографа зависит от индивидуального понимания творческой задачи. Ведь смогли же донести до нас свои образы древние иероглифы, петроглифы и иные знаки. Так что же мешает фотографу выработать собственный «язык» повествования? В данном случае, это может быть одна из разновидностей графического языка. Символами подобного послания могут быть, как объекты реального мира, так и абстрактные композиции. Как следует воспринимать подобные изображения? Проще всего, ассоциативно. Если из сочетания символов (с учетом названия) рождаются убедительные ассоциации, значит подобная задача была решена успешно.

12.09.2014