Фигура стилистическая,
Ин-то-на-ци-он-на-я,
В паузах ритмическая,
В значениях логическая,
А в тексте, в речи, как всегда,
Ин-но-ва-ци-он-на-я!
Разделит предложение
На несколько отрезков.
И все самостоятельны
В принятии решений.
У каждого - своя нагрузка,
У каждого - свои движения.
И каждый из отрезков -
Одно из предложений.
Поскольку инновации-
Это те же авторы, -
Их предложения построены ,
По смыслу, интонации,
И соблюдать настроены
Все знаки пунктуации.
Есть паузы меж ними,
Чтоб разделить их в тексте, -
Обычно «точки», есть другие,
Где смысл с эмоциями вместе:
«А ночь. Растёт. В глазах. Обсерваторий.
Сплошной туман. За пять шагов - ни зги
Ни дымных кухонь. Ни бездомных улиц.
Двенадцать бьёт. Четыре бьёт. И шесть.
И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.
Плечом. На тучу. Тяжко. Опершись.»
(П.Г. Антокольский);
«Но шла Россия. Шёл литейщик, пахарь,
Боец, подвижник. Тяжко, трудно шёл.
Неодолимо шёл! К социализму!»
(Г.А. Шенгели);
«А всё Кузнецкий мост, и вечные французы,
Откуда моды к нам, и авторы, и музы:
Губители карманов и сердец!
Когда избавит нас творец
От шляпок их! чепцов! и шпилек! и булавок!
И книжных и бисквитных лавок!»
(А.С. Грибоедов);
«... Но горы близко.
И снег на них. Мы время проведём
У печки. В Имеретии. Зимою.
Как в Переделкине, как под Москвою.»
(В.М. Инбер);
«Боюсь гостиниц. Может потому,
Что чувствую, что в номере когда-то
Остаться мне случится одному.
Навеки. В самом деле. Без возврата.»
(Е.М. Винокуров);
«Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи ещё хоть четверть века -
Всё будет так. Исхода нет.» (А.А. Блок).
Порою Парцелляция
Способна в интонациях
Активно поучаствовать
В непринуждённой речи.
Она проста, жива и безупречна:
«Об детях забывал! Обманывал жену!
Играл! проигрывал! в опеку взят указом!
Танцовщицу держал! и не одну!
Пил мёртвую! не спал ночей по девять!
Всё отвергал: законы! совесть! веру!»
(А.С. Грибоедов).
С Парцелляцией случается,
Когда она в своём творении
К основе смысла прикасается
В ином стихотворении:
«Но если ты, случится как-нибудь,
По глупости, по молодости ранней,
Решишь податься на постыдный путь,
Забыв о чести, долге и призванье:
Товарища в беде не поддержать.
Во чьё-то горе обратить забаву.
В труде схитрить. Солгать. Обидеть мать.
С недобрым другом поравняться славой, -
То прежде ты - завет тебе один:
Ты только вспомни, мальчик, чей ты сын.»
(А.Т. Твардовский).
К Парцелляции относим
Всю мелодику, по нотам.
При прочтении стиха
По коротким строкам.
И слоговая есть она.
Пар-цел-ля-ци-я:
«А вы знаете, что у,
А вы знаете, что па,
А вы знаете, что пы,
Что у папы моего
Было сорок сыновей.» (Д. Хармс);
«Ша-
Гай
Круче!
Целься
Луч-
ше. »
(В.В. Маяковский).
В литературе Парцелляция -
Фигура мелодики речи.
Всё больше удивляет нас -
Похожего не встретишь:
«Он тоже пошёл. В магазин. Купить сигарет.»
(В.М. Шукшин);
«С девушкой он вскоре поссорился.
И вот из-за чего.» (Гл. Успенский);
«У Елены беда тут стряслась. Большая.»
(Ф.И. Панферов);
«Флёров - всё умеет. И дядя Гриша Дунаев.
И доктор тоже » (М. Горький);
«Митрофанов усмехнулся, помешал кофе.
Сощурился.» (И.И. Ильина)