Ко Дню народного единства

Ли Ана Ша
Любой праздник – это не только  «и»,  это  и  «но», и  «да» и  «нет». Вот и сегодня  «День народного единства», в  котором   и есть все это  -- и  отрицание и подтверждение, и прошлое и настоящее, и  уже заложенное будущее.  А  я помню, хорошо помню иные дни, дни, когда  наша государственность разваливалась у нас на глазах и когда  казалось, что еще чуть-чуть и мы  вообще окажемся  в гражданской войне или  еще  в чем-то более страшном.  Но, слава Богу,  в лесах пока  не прячемся,  вшей не кормим,  опустившись  в землянки и окопы, и не подъедаем  замерзший  в поле картофель вместе с  очистками, нас не расстреливают попутно пули  и не пытают  в застенках  кровожадные палачи.

Ушли  в прошлое советская власть и все  ее достижения и недостатки, ушла  в прошлое  перестройка с  пустыми  полками  продовольственных  магазинов,  огромными очередями  и даже умершими в этих очередях;  ушли в прошлое «челноки» с  их  баулами,  неказистые ларьки  и уличные   разборки  «крутых» уголовных персонажей; ушел   страх   за настоящее, но не ушел  за будущее…  Многое ушло,   но  люди…  люди  остались те же, с  теми же установками и   той же природой, которую  не в силах изменить какая-либо  политическая  формация,  а  лишь в силах  загнать это животное естество в глубинные слои   души и подсознания.

Однажды  царская Россия разрешилась бременем революции, породив  СССР, потом вот СССР, забеременев перестройкой, породил нынешнюю, также  не совсем  и не для всех удобную систему жизни.  А почему? Да потому что  человек,  живущий по понятию  «мне должны,а не я»,   не хочет знать своей истории и  все  быстро забывает, не делая причинно-следственных выводов.

Если авторитарная система способна  загнать  любого человека в определенные рамки, ограничивая его в раскрытии   личностного  ненужного обществу  на определенном уровне потенциала, то  система демократии  и либерализма  убирает эти зажимы,  высвобождая  не только хорошее,  но  и  разрушительное человеческое начало – злую зависть, наглость, откровенную подлость, обман, хищничество, бесконтрольность, эксплуатацию   чужой  энергии и сил и пр.

Когда-то   после революции наше общество называлось рабоче-крестьянским,  выглядело  лапотным и возглавлялось  крутыми комиссарами в кожанках.   Затем, немного трансформировавшись, стало напоминать скульптуру  Мухиной  «Рабочий и колхозница»,   но уже  с иными «крутыми» предводителями  в серых  костюмах.  Ну а потом… Потом, когда   на всех  и на страну сошло новое «озарение» с новым горбаческим "мЫшлением",  мы вроде все  по-возможности стали выпячивать свою крутость…   С начала 90-х   появились новые русские с распальцованными "ластами". Этот человеческий вид, конечно, не доминирующий, но  остается  и ныне  одним из ведущих для подражания.

А я  хорошо помню из 90-х  еще одну сценку. Кутаясь в свое невыразительное пальтишко, спешила в мороз домой.  Навстречу мне вальяжно с гордо поднятой головой в хорошей натуральной шапке  и  добротном  дорогом пальто  с натуральным  воротником шел  немолодой мужчина.  Руки были  в карманах и казалось,  что даже в этих карманах его пальцы были  врастопырку. Видимо, он когда-то был большим начальником.  Но! Одна деталь  испортила  все мое впечатление – на его  дорогом воротнике красовалась  зеленая большая сопля... Ну,.. как-то так неудачно высморкался через левое плечо, бывает.