Олег Федотов. Сонету 800 лет?

Большой Литературный Клуб
СОНЕТУ 800 ЛЕТ?
 
Когда был написан первый сонет? Если поверить теоретику французского классицизма Никола Буало, его изобретателем, вернее законодателем оказался покровитель искусства Феб-Аполлон, который «В тот день, когда он был на стихотворцев зол, / Законы строгие сонета изобрел»[1]. Т.е., получается, в античные времена, задолго до 20-х гг. XIII столетия, когда сицилийский нотариус Джакомо (Якупо) да Лентино соединил две цепочки «страмботто», одна в 8, другая в 6 перекрестно срифмованных стихов, со сменой «аллюра» в рифмовке: abababab + cdcdcd, составивших обособленную жанрово-строфическую форму, получившую звонкое имя Сонета. С другой стороны, будучи божеством, пусть и языческим, Аполлон мог оставаться бессмертным вплоть до указанного преданием времени...

Есть, впрочем, и другие хронологические несообразности. Даты жизни первопроходца известны лишь приблизительно (ок. 1210- ок.1260), а рождение сонета традиция приурочивает к 1220-му г. Не мог же Джакомо сочинить своей первый сонет в 10-летнем возрасте! Можно, разумеется, допустить, что или несколькими годами раньше родился он, или на несколько лет позже – сонет. М.Л. Гаспаров осторожно датирует его появление в одном случае 1220-ми годами[2], в другом – и вовсе серединой XIII в.[3]А автор эклектичных «Заметок о сонете» М. А. Новожилов решается на более точную круглую дату – 1230 г.[4]

Заслуги 800-летнего юбиляра перед мировой литературой столь велики и совершенство его формальных параметров столь очевидно, что чествовать его не грех и целое десятилетие, начиная с 2020 г.

Впрочем повышенный интерес к сонету возбуждает еще одна круглая дата. В июне 1994 года, 25 лет назад, в МПГУ состоялся первый симпозиум Международного научно-творческого семинара «Школа сонета». Он был задуман как сообщество поэтов, культивирующих в своем творчестве одну из самых древних и совершенных жанрово-строфических форм, и исследующих ее  литературоведов (зачастую это были одни и те же люди). С тех пор прошло 11 таких симпозиумов в разных городах России, Беларуси и – в последние годы – Крыма: в Москве, Санкт-Петербурге, Ставрополе, Минске, Гурзуфе, Саках, Судаке, Коктебеле и Щелкино. Среди его участников были такие известные поэты, как Тимур Кибиров, Александр Санчук, Юрий Линник, Илья Фоняков, Алексей Бердникова, Анатолий Найман, Ростислав Евдокимов, Марк Луцкий, Роман Славацкий и др., а также сонетологи-литературоведы С.И. Кормилов, Ю.Б. Орлицкий, Е.И. Зейферт, Л.А. Сугай, О.В. Зырянов, С.М. Пинаев и др. Результаты их поэтического и научного творчества публиковались в сборниках и обобщающем альманахе одного из симпозиумов [5].
   
Счастливо найденное нотариусом из Палермо 14-стишие оказалось необычайно гармоничным, скрупулезно уравновешенным жанрово-строфическим образованием, просуществовавшим без малого восемь веков. Чем можно объяснить его феноменальную популярность? Прежде всего, наверное, тем, что сонет зарекомендовал себя как оптимальное по длине стихотворное высказывание, внутреннее членение которого отличался необычайно гибким соотношением частей. У его колыбели кроме непосредственного изобретателя Джакомо да Лентино стояли император Священной Римской империи Фридрих II Гогенштауфен, сам поэт, одержимый экспериментаторством, организатор поэтического объединения, так называемой Сицилийской школы, а также уроженец г. Пизы Леонардо Фибоначчи (ок. 1170- ок. 1250), выведший формулу «золотого сечения» или универсальной гармонии: меньшая часть  так относится к большей, как большая к целому. Стоит ли удивляться, что и он оказался при дворе короля Сицилии, а его цифровой ряд естественным образом отразился в архитектонике сонета: исключив из подсчетов «пограничный» 9-й стих как математический центр системы, получим по обе стороны соответствующие оптимальные цифры: 1, 3, 5, 8, 13, 21...

Сонет прошел победоносным маршем практически во всем странам Европы, как Западной, так и Восточной, распространился и по другим континентам. Особенно бурно развивался он в Эпоху Возрождения, в Серебряном веке и в наши дни. Самым, пожалуй, удивительным свойством волшебным способом скомпонованного 14-строчника была и остается его непреклонная верность традиции, поддерживаемая, как это ни парадоксально, неукротимой страстью к новаторским преобразованиям. Брюсов в свое время выделил 12 критериев идеального сонетного эталона, признав при этом, что все они в полной мере не были соблюдены ни одним корифеем. Среди сонетистов, любил подчеркивать метр, наиболее приближенные к совершенству сонеты писали он сам и Максимилиан Волошин. Но и они не смогли избежать, например, повторения значимых слов, соблюсти синтаксическую завершенность катренов и терцетов, выдержать установленное каноном количество слогов и т.д. При этом наряду с образцовыми сонетами традиция закрепила их аномальные модификации с нарушением основного структурного признака, тоже, можно сказать, канонизированного, а именно – жестко обозначенной 14-стишной нормы. Таковы: «хвостатые» (2 катрена + 3 терцета), «сонеты с кодой» (добавлением лишней 15-й строки), «двойные» (после каждого нечетного стиха в катренах и четного в терцетах внедряется дополнительный укороченный стих), «безголовые» (с отсечением одного из двух катренов), «половинные» (7-стишия, состоящие из одного катрена и одного терцета), а также не менее заметные отступления от узаконенного стандарта: «сплошные» (и катрены, и терцеты срифмованы на два общих созвучия), «опрокинутые» (два терцета предшествуют двум катренам), «хромые» (каждый четвертый стих в катрена на стопу длиннее или короче предшествующих).

Из канонических разновидностей прославленного 14-стишия раньше других отпочковался так называемый итальянский сонет. Не без влияния базовой строфической формы «канцоны» классическая итальянская модель сонета предстала как синтез двух катренов перекрестной  (ABABABAB) или охватной (ABBAABBA) рифмовки и двух терцетов на три рифмы, имеющих в сочетании созвучий скрытую идею «креста» (X) или вертикальных скреп (III):
CDC           CDE
DCD           CDE

Во Франции укоренилась своя модификация французского сонета, в которой два охватных катрена (ABBAABBA) сопровождались двумя терцетами, причем в первом из них 9-й и 10-й стихи рифмовались друг с другом:
                ССD          CCD
                EED           EDE

Устойчивую репутацию максимально упрощенной модели сонетного канона приобрел английский сонет, состоящий из трех катренов автономной рифмовки (ABABCDCDEFEF) и заключительного двустишия (HH). Часто его называют шекспировским, хоть он и культивировался задолго до публикации знаменитого сборника «Sonnets» (London 1608). Стоило, однако, Пушкину упорядочить конфигурацию трех катренов перекрестной, смежной и охватной рифмовки и канонизировать их последовательность (AbAbCCddEffEhh), как английский сонет превратится в Онегинскую строфу.

Особую разновидность шекспировского сонета активно пропагандирует в своем творчестве поэт из Коломны Роман Славацкий. Заключительное двустишие он переместил в промежуток между катренами и назвал такой сонет коломенским: ABAB CC DEDE FGFG; правда, при желании его можно трактовать как опрокинутый французский сонет...

Русские поэты в XVIII в. явное предпочтение отдавали французскому сонету, в  ХIХ  уравновесили его итальянским и английским, а затем стали пользоваться все более и более свободными его модификациями, применяя произвольную рифмовку или отказываясь от нее вовсе, сохраняя лишь главный признак – 14-стишие, а порой игнорируя и его; в таком случае установка на классическую строфу маркировалась в заголовке или подзаголовке.

Столь же разнообразными экспериментальными новациями пользовались поэты, культивирующие в своем творчестве различные формы сонетных ассоциаций – циклов, венков, корон, тиар, поэм и романов в сонетах и таких экзотических кунштюков, как японский сонет, ставший весьма популярным в сетевой поэзии[6].
Более обширный очерк сонета, со всеми его разновидностями, генезисом, национальной спецификой и взаимодействием с другими строфическими образованиями содержится в моей одноименной монографии[7].

Инициированная  Большим литературным клубом творческая мастерская не предполагает каких-либо предпочтений ни классическим, ни отступающим от канона образцам. Главным критерием оценки, как всегда, остается уровень художественного мастерства. Так что пожелаем всем участникам удачи и вдохновения!


                Олег Федотов,
                Председатель Международного научно-творческого
                семинара Школа сонета и попечительского совета
                Всероссийской школы поэзии


________________________________________
[1] Буало Н. Поэтическое искусство / Пер. Э. Линецкой. М., 1957. 
[2] Гаспаров М.Л. Сонет // Краткая литературная энциклопедия. М., 1972. Т. 7.
[3] Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. М., 2002.
[4] Новожилов М.А. «Тем, кто волшебством моим пленен...»: Заметки о сонете
http://clck.ru/JnHLY
[5] Венок сонетологов и сонетистов: Альманах 7-го симпозиума научно-творческого семинара «Школа сонета»... М.: Русское слово, 2016. – 360 с. с илл. http://www.phantastike.com/other/wreath_sonetologov/pdf/
[6] http://www.stihi.ru/avtor/otogiboko ; ; http://sibiskry.ru , http://forum.ingenia.ru/viewtopic.php?id=15924 и пр.
[7] Федотов Олег. «Сонет». М.: РГГУ, 2011.


..............

От редколлегии БЛК:
Рекомендуем к ознакомлению также книгу:
"Западноевропейский сонет XIII-XVII веков. Поэтическая антология"
Из-во Ленинградского университета, Ленинград, 1988

http://www.e-reading.by/book.php?book=1032951 или