Звукопись Лекция 6

Наталья Тихоненко
Звукопись (инструментовка, эвфония) — применение разнообразных фонетических  приёмов для усиления звуковой выразительности речи. В частности, средствами языка могут воспроизводиться изображаемые в тексте неречевые звуки, например, известная строка из творчества Бальмонта при описании природы:

…Чуть слышно, бесшумно, шуршат камыши.
— К. Д. Бальмонт

   В стихосложении разделяют четыре основных приёма звукописи: повтор звука, повтор фонетически близких звуков, противопоставление фонетически контрастных звуков, разная организация последовательностей звуков и интонационных единств. Широко используются  аллитерация (повтор согласных звуков) и ассонанс (повтор гласных звуков) и другие.  Приёмы звукописи могут быть канонизированными - (общепринятыми в литературе) или индивидуальными.
Наиболее распространённой формой звукописи являются поэтические повторы, образующие особое построение текста. Это придаёт ему своеобразную симметрию.
   Рассмотрим подробнее приёмы звукописи.

1. Аллитерация

Аллитерация — приём речевой выразительности, в основе которого лежит повтор согласных звуков. С ним мы сталкиваемся и в русской, и в зарубежной поэзии. Удачное использование аллитерации показывает, насколько сильно развито у автора чувство художественного такта.  Надо обладать чувством меры и не перегружать текст повторяющимися согласными. Аллитерация применяется поэтами для создания определенных ассоциаций. Например, повтор звука «р» может передать звучание мотора, «гр» - звучание грома, «хр» - храп или хруст. В русском языке аллитерация существует рука об руку с консонансом (повтором согласного, которым заканчивается слово).
Многие русские поэты знамениты своим умением удачно использовать приём аллитерации. Самые известные из них: А. С. Пушкин, Н. А. Некрасов, Г. Р. Державин, В. В. Маяковский, Ф. И. Тютчев. Рассмотрим несколько примеров из их работ для понимания, как выглядит звукопись в стихах талантливых и признанных поэтов:
   «Через час отсюда в чистый переулок вытечет по человеку ваш обрюзгший жир», — строчка из стихотворения В. В. Маяковского «Нате».
    Мы видим повторение звуков «ч», «с». В «Медном всаднике» А. С. Пушкина нам также встречается выразительный и удачный пример многократного использования глухого звука: «Шипенье пенистых бокалов и пунша пламень голубой». Автор применяет фонетический повтор «ш», который вызывает в воображении образ шипящего шампанского.
    Произведение Г. Р. Державина «Водопад» представляет нам повтор звуков «гр», которые воспроизводят звучание грома: «Грохочет эхо по горам, как гром гремящий по громам».
    В.В.Маяковский в статье «Как делать стихи?» писал об аллитерации:
Дозировать аллитерацию надо до чрезвычайности осторожно и по возможности не выпирающими наружу повторами. Пример ясной аллитерации в моём есенинском стихе — строка: „Где, он, бронзы звон или гранита грань"…
    Сам Маяковский прибегал к аллитерации для обрамления, для большей подчеркнутости важного для него слова.

    Большим мастером и приверженцем использования аллитерации был К. Бальмонт
 
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря, в берег бьется
Чуждый чарам черный челн...
Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог...

Одним из видов аллитерации считается звукоподражание.

Вверху рычат германские моторы:
— Мы фюрера покоррные рабы,
Мы превращаем горрода в грробы,
Мы — смерть… Тебя уже не будет скорро.
(«Пулковский меридиан» В. Инбер)
 
Повторение звука «эр» создаёт иллюзию звука мотора немецкого самолёта, страшный звук бомбардировок.
 
  Языковеды особо отмечают инструментовку стиха Пушкина:
 "Роняет лес багряный свой убор..."
  Интересно, что в этой фразе мы видим букву "р", стоящую в начале, в конце и точно посередине строки.

2. Ассонанс
 
    Ассонанс — повторение гласного, стоящего под ударением, или их сочетания в пределах одного стиха или фразы. Этот приём используют с целью сделать произведение более лёгким для восприятия на слух. А его звучание - более мелодичным.
   Ассонанс встречается несколько реже аллитерации. Иногда авторы используют повтор конкретных гласных звуков для создания определенного настроения, или для того, чтобы показать, как одно эмоциональное настроение сменяет другое. Ассонанс используется поэтами уже не один век.
   Как и аллитерация, ассонанс встречается в произведениях многих русских поэтов. По этой причине их стихи отличаются особенным благозвучием и выразительностью. Например: в стихотворении А. Блока «Фабрика» встречается повтор ударного гласного «о»: «Скрипят задумчивые болты, подходят люди к воротам». В романтической поэме А. С. Пушкина можно найти развернутый пример использования ассонанса: «Его молоденькая дочь пошла гулять в пустынном поле». Повторяется ударный звук «о» в каждой самостоятельной части речи. Произведение Б. Л. Пастернака «Зимняя ночь» также показывает удачный пример применения ассонанса: «Мело, мело по всей земле во все пределы». Четко видно повторение ударного звука «э» в каждом самостоятельном слове, из-за этого приема строка кажется более певучей.
Несколько примеров ассонанса известных поэтов:

 У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Забил заряд я в пушку туго
И думал: угощу я друга!..
(«Бородино», М. Лермонтов)
 
Многократное повторение звука «у» помогло поэту передать эхо раннего утра; гул, разносящийся над полем перед битвой.
 
Вот как распоряжается тем же звуком «у» Александр Пушкин:

Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь своим мечтам.

Ассонанс звука «у» использован, чтобы изобразить гул городской улицы.
 
А вот пример использования ассонанса К. Бальмонтом.

Я вольный ветер, я вечно вею,
Волную волны, ласкаю ивы,
В ветвях вздыхаю, вздохнув, немею,
Лелею травы, лелею нивы.
 (Повторение гласных «о» и «е»)

Также известны другие понятия слова Ассонанс:
• ассонанс - Неполная рифма, основанная на тождестве ударных гласных при несовпадении согласных звуков стиховых окончаний.
• ассонанс - Неточная рифма, в которой совпадают только ударные гласные звуки.
• ассонанс - Неточная, неполная рифма в стихосложении.
• ассонанс - Повтор гласного или группы согласных; неполная рифма.
• ассонанс - Повторение в стихе сходных гласных звуков.
• ассонанс - Повторение однородных гласных в строке, строфе, фразе (в стихосложении).
• ассонанс - Созвучие гласных звуков.

3.Диссонанс и липограмма

Диссонанс и липограмма — приёмы звукописи, которые  встречаются в современной русской литературе ещё реже.
Липограммой называется художественный приём, суть которого в том, что поэт сознательно избегает употребления какого-либо звука. В золотой век литературы применение этого средства считалось показателем высокого уровня мастерства поэта. Среди русских писателей самым известных приверженцем липограммы является Г. Р. Державин.  Примеры её использования  можно найти в стихотворении «Свобода»:
 Теплой осени дыханье, Помавание дубов,
 Тихое листов шептанье, Восклицанье голосов…
Этот стих состоит из  четырёх строф по шесть строк в каждой, и ни в одной из них нет слова, содержащего букву «р».
 Диссонанс — вид звукописи, при котором автор в качестве рифмы используется слова, схожие по своему фонетическому составу. Его исполнение довольно сложно, поэтому является показателем высокого уровня мастерства. Прием встречается в произведениях поэтов-экспериментаторов серебряного века. Например, у В. В. Маяковского, И. Северянина. Рассмотрим пример из стихотворения В. В. Маяковского «Рабочим Курска, добывшим первую руду…».
 Сквозь огонь прошли, сквозь пушечные дула.
Вместо гор восторга – горе дола.
Рифма строчек достигнута автором за счёт созвучия слов «дула» и «дола».

4. Анафора

Анафора  — стилистический приём, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в начале смежных стихов или строф.
Звуковая анафора составляет особенность аллитерационного стиха, в котором должно быть равное количество логически сильных ударных слов в определённых местах,
Познакомимся с примерами, встречающимися у известных русских поэтов: Пример анафоры с использованием повторения двух звуков «д» и «м» встречается в произведении М. Цветаевой «Тебе – через сто лет»: «Друг! Не ищи меня! Другая мода! Меня не помнят даже старики». Повтор фонетических сочетаний в данном случае помогает выделить автору наиболее значимые для него слова.
 
Лексическая анафора, повторение одинаковых слов:

Жди меня, и я вернусь.
Только очень жди,
Жди, когда наводят грусть
Желтые дожди,
Жди, когда снега метут,
Жди, когда жара,
Жди, когда других не ждут,
Позабыв вчера.
Жди, когда из дальних мест
Писем не придет,
Жди, когда уж надоест
Всем, кто вместе ждет.
(К. Симонов)

Синтаксическая анафора, (анафорический параллелизм) повторение синтаксических конструкций:
Я стою у высоких дверей,
Я слежу за работой твоей.
(М. Светлов)

Строфическая анафора, повторение слов или синтаксических построений в смежных строфах: в следующем примере анафорическое слово, хотя и выделено в отдельную типографскую строку, но оно составляет начало ямбического стиха, который заканчивается последующей строкой:
Земля!..
От влаги снеговой
Она еще свежа.
Она бродит сама собой
И дышит, как дежа.
Земля!..
Она бежит, бежит
 
5. Эпифора
Эпифора  — стилистический приём, заключающийся в повторении сродных звуков, слов, синтаксических или ритмических построений в конце смежных стихов или строф. В стихотворении К. Бальмонта можно найти эпифору:

«Шумели, сверкали
И к дали влекли,
И гнали печали,
И пели вдали».

 На конце каждого глагола мы видим сочетание звуков «ли», что придает строкам особую мелодичность и певучесть.
   
6. Повтор сродных звуков и слов может быть организован в тексте и несколько по-другому принципу:
- кольцо – повтор в начале и в конце слов, фраз, полустиший, стихов и т.п.
- стык – когда конец слова, фразы, полустишия созвучен с началом следующего слова, фразы, полустишия.
 
7. Ономатопея

Ономатопея — слова, которые имитируют собственное значение. Такими словами являются слова «Храп», «Хруст», и производные слова «храпеть», «хрустеть» и т.п.

И хруст песка, и храп коня
(А. Блок)

Морозом выпитые лужи
хрустят и хрупки, как хрусталь
(И. Северянин)
 
8. Каламбурные рифмы — рифмы, построенные на игре слов и звуковом сходстве. В каламбурной рифме используются многозначные слова, а также омонимы – когда между словами устанавливается лишь звуковое тождество, а смысловые ассоциации отсутствуют.
. Часто этот приём используется для достижения комичности. Встречается в работах В.В. Маяковского, А. С. Пушкина, Эмиля Кроткого, Д. Минаева и многих других авторов.
  Рассмотрим несколько примеров:

1. В «Частушках» В. В. Маяковского легко можно найти каламбурную рифму: 
В октябре с небес не пух -
Снег с небес валится.
Что-то наш Деникин вспух,
Стал он криволицый.
 
 За счёт использования этого приёма автор достигает не только комического эффекта, но и напевности.

 Вот как каламбур выглядит у А.С. Пушкина:

      Вы, щенки! За мной ступайте!
      Будет вам по калачу,
      Да смотрите ж, не болтайте,
      А не то поколочу.
      (А. С. Пушкин)

Каламбур в исполнении Д.Д. Минаева

Он двадцать лет был нерадив,
Единой строчки не родив.
(Д. Д. Минаев)

А ещё из каламбурной рифмы вспоминается детское:

Говорили тиграм львы:
– Эй, друзья, слыхали ль вы,
Что не может носорог
Почесать свой нос о рог?

2. Не совсем юмористическое применение каламбурной рифмы можно увидеть в ироничном творении известной поэтессы М. Цветаевой «МукА и мУка»:

 Всё перемелется?
 Будет мукОй?
 Нет,
 Лучше
 мУкой!


Существуют и другие приёмы звукописи, но перечисленные выше наиболее популярны, и чаще используются русскими поэтами.
Средства речевой выразительности прославили русский язык. Звукопись – один из приёмов, которые делают нашу литературу необычайно певучей и выразительной.