Золотой стыковке БАМа - 35 лет

Изида Фант
     "ЗОЛОТОЙ СТЫКОВКЕ" БАМа - 35 ЛЕТ

35 лет назад, 29 сентября 1984 года, произошла "золотая стыковка"-
встреча восточного и западного направления строителей БАМа.
Осенью 1984 года строительство было почти завершено, и всё внима-
ние сконцентрировалось на двух бригадах и двух знаменитых бригади-
рах, Иване Варшавском и Александре Бондаре: они двигались навстре-
чу друг другу с запада и востока более 10 лет. Встретились 29 сентяб-
ря на берегу реки Сюльбан (север Читинской области). А 1 октября
1984 года "золотые" звенья БАМ были уложены на станции Куанда.

В апреле 1974 года БАМ был объявлен Всесоюзной ударной комсомоль-
ской стройкой, был создан штаб строительства БАМа, руководителем
штаба стал секретарь ЦК ВЛКСМ Дмитрий Филиппов.
27 апреля 2019 года исполнилось 45 лет с того дня, когда на строитель-
ство БАМа отправился первый Всесоюзный ударный комсомольский
отряд - отряд имени 17-го съезда ВЛКСМ. Этот день стал днём второ-
го рождения БАМа - с него началось активное строительство магист-
рали сразу по нескольким направлениям.

БАМ - одна из крупнейших железодороэных магистралей мира, второй
железнодорожный выход России к Тихому океану.
БАМ - это 4 300 км железной дороги. "Второй Транссиб" прошёл через
тысячи километров вечной мерзлоты, 7 горных хребтов, пересёк 11
полноводных рек, на нём возведено 2 230 больших и малых мостов,
пробито 8 тоннолей. Магистраль проходит более чем через 200 желез-
нодорожных станций и разъездов, более 60 городов и посёлков.
Это была действительно "стройка века".

БАМ - Байкало-Амурская магистраль, с 1985 года Байкало-Амурская
железная дорога имени Ленинского комсомола - железная дорога в
Восточной Сибири и на Дальнем Востоке.
Основной путь - Тайшет-Советская Гавань строился с большими пере-
рывами с 1938 года по 1984 год. Строительство центральной части же-
лезной дороги, проходившей в сложных геологических и климатичес-
ких условиях, заняло более 12 лет, а один из самых сложных участков-
Северомуйский тоннель - был введён в постоянную эксплуатацию
только в 2003 году.
БАМ является восточной частью Великого Северного железнодорож-
ного пути, Советского проекта 1928 года. С 1974 года, когда началась
интенсивная фаза строительства, Западный и Центральный участки
БАМа (от Тайшета до Тынды) сооружали гражданские строители, Вос-
точный участок (от Тынды до Ванино) - Железнодорожные войска.
БАМ почти на 500 км короче Транссиба (БАМ проходит севернее Транс-
сибирской магистрали) на участке от Тайшета до морского порта Вани-
но и имеет стратегическое преимущество перед Транссибом - линия
дороги проходит в глубине страны, на расстоянии 700 - 1000 км от
государственной границы.
Дорога электрифицированная (переменный ток, 25 кВ) двухпутная,
от Усть-Кута до станции Таксимо - однопутная, восточнее движение
осуществляется на тепловозной тяге.
За всю историю строительства магистрали в нём участвовало свыше
2 миллионов человек.