Неслучайное наказание

Анна Константиновна Каменская
Мы с Ефремом сидели дома за то, что разбили папины часы. О том, что мы этого не делали, и нас наказали зря, знала только кошка. Потому что именно она была настоящей виновницей этого происшествия.
Мама ушла на работу, а бабушка уехала на дачу. Раздался стук в дверь.
– Лиза, посмотри, кто там пришёл, – крикнул мне Ефрем, не вставая с дивана.
Я подошла к двери и посмотрела в глазок. За дверью стояла мамина сестра – Маргарита Ивановна.
– Всем привет! – сказала тётя Рита, тщательно вытирая ноги о самотканый коврик.
 – Где Ефрем? Почему не встречает? – поинтересовалась гостья.
– Он в зале, дуется на папу, – ответила я и чуть не рассмеялась.
– Хорошо! Главное, чтобы не лопнул, – сказала тётя и повесила пальто на плечики.
Я выключила свет в прихожей, и мы вместе с Маргаритой Ивановной зашли в большую комнату. Ефрем всё также лежал на диване и сердито смотрел в потолок.
– Чем не угодил вам папа? Давайте, рассказывайте! – шутливо произнесла тётя Рита и присела на край дивана.
– Мы с Лизой не трогали папины часы. Это кошка их с полки уронила, когда охотилась за солнечным зайчиком, а нас наказали. Так не честно, – обиженно пробурчал Ефрем.
– Ясно! Значит вы у нас сегодня невинно пострадавшие, – подытожила Маргарита Ивановна, сдерживая улыбку.
–Точно! В итоге мы с Ефремом сидим под домашним арестом, а последние солнечные дни осени уходят, – сказала я и глубоко вздохнула.
– Ну, ну, ну! Давайте не будем отчаиваться, а во всём спокойно разберемся, – промолвила тётя Рита и подошла к окну.
Мы с братом посмотрели на кошку и вздохнули ещё громче.
– Хотите, расскажу вам одну интересную историю, которую однажды мне довелось услышать, а позже перечитать? – спросила Маргарита Ивановна и внимательно посмотрела нам в глаза.
– Конечно! До пятницы мы совершенно свободны, – ответил Ефрем, с лёгкой иронией в голосе.
– Отлично! Значит, нам некуда торопиться, – сказала тётя Рита и начала свой рассказ.
– В одной христианской семье бедных земледельцев родился мальчик. Родители дали ему имя Ефрем и воспитали сына в благочестии. Но, отличаясь с детства вспыльчивым и раздражительным характером, он в юности часто ссорился, совершал много необдуманных поступков, пока не получил от Господа вразумление, направившее его на путь покаяния и спасения. Однажды его несправедливо обвинили в краже овец и посадили в тюрьму. Ночью Ефрем стал размышлять и отыскивать в памяти свои прежние проступки. Вдруг он вспомнил о том, что однажды уже был в этом селении, и из пустого озорства среди ночи выгнал из загона корову одного бедного человека. У той коровы вот-вот должен был родиться телёночек. На улице она обессилела от холода, а в поле её настиг дикий зверь и растерзал. Как же горько стало на душе у юноши за то совершенное зло.
Вместе с юношей в заточении оказалось ещё двое осужденных в том, чего не совершали. Казалось бы, все трое невиновны и арестованы зря. Но, как оказалось, и у них были подобные истории. Когда молодые люди рассказали о своих прежних злодеяниях, юноша понял, что это вовсе не совпадение, ведь каждый из них однажды совершил плохой поступок, но избежал наказания. Теперь оно настигло всех троих. После того как все «невинные» повинились и раскаялись, произошло чудо. Настоящих преступников нашли и юношей отпустили. Но Ефрем вынес из той ситуации очень полезный урок. Он понял, что нет ничего случайного, и за каждый поступок рано или поздно придётся ответить не перед людьми, так перед Богом. Оправдан же бывает тот, кто сумел осознать свой проступок и повиниться.
Понимаете, мои хорошие, ведь обидеться совсем не сложно, а вот понять, почему это с вами произошло, действительно ли зря вас наказали – это серьёзная работа. Осознать свою прежнюю вину и признаться в своих ошибках может далеко не каждый. И дай Бог нам так прожить вчерашний день, чтобы не стыдно было за него в завтрашнем.
А теперь, мои родные, прежде чем обижаться на папу, подумайте, настолько ли несправедливо ваше наказание, – сказала тётя Рита, завершив свой поучительный монолог.
Ефрем молчал, опустив глаза. Я смотрела на Маргариту Ивановну и вспоминала о том, как на прошлой неделе мы с братом наделали из папиной газеты целую кучу самолётиков и лягушек, поиграли ими, порвали и выбросили. Когда отец вернулся с работы и спросил про газету, мы почти в голос сказали, что её порвала Мурка. Кошку наказали. А мы с Ефремом поели, почистили зубы и с «чистой совестью» легли спать.
– Да… Надо бы пойти и извиниться перед папой, – задумчиво произнёс Ефрем.
Видимо, в его голове промелькнула та же история.
– Мы с Елизаветой ещё неделю назад заслужили это наказание, но как говорится, «вышли из воды сухими», а теперь вот «на сухом месте вымокли»! – сказал Ефрем и внимательно посмотрел на тётю Риту.
– Поделом нам, – добавила я.
– Это вы перед мамой с папой сухими из воды вышли, а Бог всё видел. И чтобы вы поняли, что поступили плохо, водички для вас на «сухой денёк» и припас! Зато теперь вы понимаете, что испачкав другого, чистенькими не останетесь. Ведь наказание настигает совсем не за то, в чём нас винят, а за то, в чём мы действительно виноваты, даже если не имеем сил признаться в этом ни себе, ни ближним. Главное вовремя понять, что случайностей в жизни не бывает – каково семя, таков и плод! – сказала Маргарита Ивановна и улыбнулась.
Мы с Ефремом внимательно слушали тётю Риту, не тая ни капли обиды ни на папу, ни на маму, ни на кошку, потому что поняли, что вовсе не случайно наказаны.
Мы дождались папу с работы и отправились к нему с повинной. Когда мы извинились перед отцом и рассказали, как неделю назад оговорили кошку, и теперь нам за это стыдно, на душе стало немного легче. Оказывается, папа знал, что мы его обманули, и поэтому его доверие к нам было подорвано. Именно по этой причине он сегодня нам не поверил и решил, что мы снова врём. Папа сказал, что доверие – очень важная часть любых отношений между детьми и родителями, друзьями, мужем и женой, человеком и Богом. И несмотря на то, что доверие – одно из хрупких чувств, любые отношения оно делает самыми крепкими.