О почитании святых икон и мощей в Православии

Сергий Пономарь
                ПРЕДИСЛОВИЕ

      Вопросы  на эту тему иногда возникают, когда православному человеку приходится входить в общение, а порой и в дискуссии, с протестантами или другими людьми, не знающими основ Православной веры. На стихире в рецензиях и ответах также приходится замечать подобные вопросы в качестве нападок на верующих.
      В поддержку православных авторов и в защиту Православия от неправых измышлений, в просвещение  людей в этом вопросе и размещается здесь данный относительно краткий материал, сформированный из сведений, в свое время приобретенных из различных православных источников, особенно благодарен при этом протоиерею Олегу Стеняеву.
      Заблуждения людей часто возникают от того, что  в большинстве своем они не хотят и не пытаются разобраться с опытом и наследием Церкви, принимая на веру враждебные стереотипы мышления своих «наставников», а те же, кто пытался и искренне искал истину,  – они находили её в святоотеческом наследии Православной Церкви. Мне приходилось встречаться с некоторыми такими людьми, бывшими членами протестантских организаций, которые, порой через многие годы своей жизни, путем изучения и познания  святоотеческой мысли приходили к пониманию истины в Православной вере.
      Кто хочет, – тот обычно находит пути, а кто не хочет, – тот находит себе причины.

                О ПОЧИТАНИИ ИКОН

      Итак, рассмотрим типичный вопрос-обвинение:

      «Почему Православие нарушает Божьи  заповеди, в частности, во 2-й ясно сказано: не делай ни кумира и никакого изображения... и не поклоняйся им... (про "мощи" я вообще молчу)...» (Александр Л. – Замечания к рецензии на стих «Церковь» (автор Александр Ясонас) 05.08.2019 23:58)

                ОТВЕТ:

      В Библии, в Ветхом Завете, конкретно в книге «Исход»  в главе 20, в стихах,  с 3-го по 6-й, сказано:
     «3:  да не будет у тебя ДРУГИХ БОГОВ пред лицем Моим.
      4:  Не делай себе кумира и никакого изображения того, что НА НЕБЕ ВВЕРХУ, и что НА ЗЕМЛЕ ВНИЗУ, и что в воде ниже земли;
      5:  не поклоняйся им и не служи им, ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвертого рода, ненавидящих Меня,
      6:  и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои».

      То есть, Господь говорит о том, чтобы человек перед взором Всевидящего Бога не почитал каких-либо других богов (кумиров), потому как есть один только Бог, Который создал всё живое и самого человека, и Который есть Первопричина  всего существующего во вселенной.
      И чтобы человек не делал никакого изображения этих ложных богов или кумиров, или идолов, выбирая формы этих ИЗОБРАЖЕНИЙ ИДОЛОВ из того, что на небе вверху, или из того что  на земле внизу, или что в воде ниже земли.
      И, естественно, чтобы человек не поклонялся ИЗОБРАЖЕНИЯМ ИДОЛОВ и не служил им ВМЕСТО БОГА.

      Здесь запрет относится к ИЗОБРАЖЕНИЯМ КУМИРА, т.е. который ВМЕСТО БОГА. Здесь нет запрета делать какие-либо вообще изображения, или священные изображения, относящиеся к истинному Богу, а запрещается делать изображения идолов, кумиров и почитать их вместо Бога.
      Поэтому далее в той же книге «Исход» в главе 25 Бог повелевает Своему пророку Моисею сделать Ему святилище – скинию , в которой (стихи 17-22):

     «17:  Сделай также крышку из чистого золота: длина ее два локтя с половиною, а ширина ее полтора локтя;
      18:  и СДЕЛАЙ ИЗ ЗОЛОТА ДВУХ ХЕРУВИМОВ: чеканной работы сделай их на обоих концах крышки;
      19:  сделай одного херувима с одного края, а другого херувима с другого края; выдавшимися из крышки сделайте херувимов на обоих краях ее;
      20:  и будут херувимы с распростертыми вверх крыльями, покрывая крыльями своими крышку, а лицами своими будут друг к другу: к крышке будут лица херувимов.
      21:  И положи крышку на ковчег сверху, в ковчег же положи откровение, которое Я дам тебе;
      22:  там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкою, посреди двух херувимов, которые над ковчегом откровения, о всем, что ни буду заповедывать чрез тебя сынам Израилевым».

      То есть, Бог повелевает сделать изображение херувимов, которые НА НЕБЕ ВВЕРХУ, и далее (ст. 31-36):

     «31:  И сделай светильник из золота чистого; чеканный должен быть сей светильник; СТЕБЕЛЬ его, ВЕТВИ его, ЧАШЕЧКИ его, ЯБЛОКИ его и ЦВЕТЫ его должны выходить из него;
      32:  шесть ветвей должны выходить из боков его: три ветви светильника из одного бока его и три ветви светильника из другого бока его;
      33:  три чашечки наподобие миндального цветка, с яблоком и цветами, должны быть на одной ветви, и три чашечки наподобие миндального цветка на другой ветви, с яблоком и цветами: так на всех шести ветвях, выходящих из светильника;
      34:  а на стебле светильника должны быть четыре чашечки наподобие миндального цветка с яблоками и цветами;
      35:  у шести ветвей, выходящих из стебля светильника, яблоко под двумя ветвями его, и яблоко под другими двумя ветвями, и яблоко под третьими двумя ветвями его [и на светильнике четыре чашечки, наподобие миндального цветка];
      36:  яблоки и ветви их из него должны выходить: он весь должен быть чеканный, цельный, из чистого золота».

      И здесь тоже понятно, что Бог повелевает сделать изображения ветвей с цветами и яблоками, то есть то, что НА  ЗЕМЛЕ ВНИЗУ.

      Так же и царь Соломон, когда строил Храм Богу, о чем сказано в «Третьей Книге Царств» глава 6, стих 29: «И на всех стенах храма кругом сделал резные ИЗОБРАЖЕНИЯ ХЕРУВИМОВ И ПАЛЬМОВЫХ ДЕРЕВ И РАСПУСКАЮЩИХСЯ ЦВЕТОВ, внутри и вне».
      Херувимы где обитают? – На небе.
      А пальмовые деревья и цветы где растут? – На земле.

      Как мы видим, и в Священной Скинии, и в Иерусалимском Храме, которые были сделаны по воле Бога, были изображения и того, «что на небе вверху, и что на земле внизу».
      Не может Бог противоречить Сам Себе, и здесь нет никакого противоречия, потому что Бог запрещает ДРУГИХ ложных богов и кумиров, и все ИЗОБРАЖЕНИЯ, ОТНОСЯЩИЕСЯ К НИМ, а не просто все изображения.
      И, тем более, не запрещает и даже ПОВЕЛЕВАЕТ ДЕЛАТЬ СВЯЩЕННЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ, ЧЕРЕЗ КОТОРЫЕ ПОЧИТАЕТСЯ Единственный Бог Творец всего мира, видимого и невидимого.

      И царь-пророк Давид говорит в своих псалмах, которые являются частью Священного Писания: 
      «А я, по множеству милости Твоей, войду в дом Твой, ПОКЛОНЮСЬ СВЯТОМУ ХРАМУ Твоему в страхе Твоем». (Псалом 5, стих 8)
      Пророк Давид  поклонялся  храму Божьему, поклоняясь при этом не камню, стенам и изображениям, а Самому Богу Невидимому.
      Вот также и на иконах, которые православные почитают за священные изображения Господа Иисуса Христа, Его Божией Матери, святых,  мы поклоняемся не дереву и краскам, а  Тому, Кто изображен на них, т.е. Первообразу.
      Если идол сам по себе является как бы “конечной точкой”, первопричиной в религиозных обрядах, то икона сама по себе – только “проводник” к изображенному на ней Первообразу.

      Также и Вы, когда целуете фотографию своей любимой жены, кого Вы почитаете, – жену или фотобумагу? Если Вы доверяете мнению сектантов насчет икон, то должны признать, что Вы изменяете своей жене с фотобумагой, а жена должна устроить Вам  «разборки», потому что Вы целовались с фотобумагой, а не с ней самой.

      Первой «иконой» был созданный Богом первый человек Адам. Адам есть икона(образ) Господа Бога, ведь в Библии сказано:
      «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему»(Книга Бытия, гл. 1, стих 26).
      Слово «образ», по-гречески «икона», –  означает образ, который указывает на первообраз. Этот принцип касается всех вопросов, связанных с проявлением Божественной Святости.

      В Ветхом Завете не было изображений святых, потому что святым делает человека только Христос, и без Него и Его Церкви древние не имели надежды не только на святость, но и на спасение. До Христа все жившие люди шли в ад. Ветхозаветных праведников Христос Сам сделал святыми, искупив на Кресте и потом – выведя из ада.
      (Кстати, вопрос о святых Православной Церкви – это также целая тема для дискуссий с протестантами и сектантами всех мастей. По этому вопросу у меня размещен  материал с реальным диалогом «Диспут с сектанткой о святых Церкви» http://www.stihi.ru/2018/03/26/4163)

      В Ветхом Завете не было изображений Бога и оно строго запрещалось по той причине,  что люди не видели никакого образа, а только слышали Его глас.
      «И говорил Господь к вам из среды огня; глас слов [Его] вы слышали, но образа не видели, а только глас.… Твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на Хориве из среды огня, дабы вы не развратились и не сделали себе изваяний» (Второзаконие, гл.4, ст.12,15,16).
      Таким образом, причина запрета заключается в том, что израильтяне не видели образа Бога. Они слышали лишь Его голос, и потому всякая попытка создания Его образа была бы вымыслом и фантазией, не соответствующей реальности, ведь Бог попросту не изобразим. Здесь мы подходим к важному моменту: запрет на использование изображений Бога обусловлен принципиальной неизобразимостью Бога, как Он есть.
      Богословие иконы неразрывно связано с признанием истинного Божества Христа, воплотившегося Слова (Ин. 1:1, 1 Ин. 5:20). 

                ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ПОЧИТАНИЯ ИКОН

      1.) Единородный Сын, будучи совершенным образом невидимого Бога (2 Кор. 4:4, Кол. 1:15, Евр. 1:3), видимо явил нам Его, став человеком: «Бога не видел никто никогда; Единородный Сын, сущий в недре Отчем, Он явил» (Ин. 1:18).
      Сам Христос являлся иконой Бога Отца. Он свидетельствовал о Себе:
      «Видевший Меня видел Отца» (Евангелие от Иоанна, гл.14, стих 9).
      Апостол Павел говорит о Христе, что Он – есть «образ Бога невидимого» (К Коринфяном 2-е послание, гл.4, стих 4).
      Таким образом, в тайне Воплощения Слова — Невидимый, Неизреченный, Непостижимый Бог становится близким и понятным, и это дает основания для изображения Христа.
      «Если ты узрел, что Бестелесный стал человеком ради тебя, тогда, конечно, ты можешь воспроизвести Его человеческий образ. Если Невидимый, воплотившись, стал видимым, ты можешь изобразить подобие Того, Которого видели» (св. Иоанн Дамаскин).

      2.) На иконах изображается то, что видимо можно изобразить: «О том, что было от начала, что мы слышали, что видели своими глазами, что мы созерцали и что руки наши осязали, о Слове жизни, - и жизнь была явлена, и мы увидели, и мы свидетельствуем и возвещаем вам Жизнь вечную, которая была с Отцом и явлена была нам» (1 Ин. 1:1,2);

      3.) ИКОНЫ НЕЛЬЗЯ ОБОЖЕСТВЛЯТЬ: «Обожествляющим святые иконы – анафема» (Постановление VII Вселенского собора 787 года). Православные поклоняются иконам «почитательным поклонением», т.е.  иконам не поклоняются как богам, но поклоняются, почитая их, при этом честь возносится Тому, Кто изображен на иконах, т.е. Первообразу.
      Когда мы встречаем, например, соседа или знакомого, мы ему кланяемся и с ним здороваемся, но мы ему кланяемся «почитательным поклонением», выражая знак своего почтения и уважения, а не покланяемся ему как Богу.
      То же самое, мы почитаем святых и Божию Матерь не как каких-то богов, а как людей, которые своей жизнью прославили Бога и являются для нас, с одной стороны, примером, а с другой стороны, – помощниками, заступниками и ходатаями пред Богом за нас.

      4.), «И мы ради постоянного воспоминания о Тебе, едином достойном славы Боге, не только устами исповедуем, но и икону пишем — не для того, чтобы обоготворять ее, но, чтобы взирая на нее телесными очами, умственными очами видеть Тебя, Бога нашего» (отрывок чина освящения иконы Пресвятой Живоначальной Троицы).
      Стало быть, молятся не иконам, а перед иконами – Тому, Кто изображен.

      5.) Формы почитания икон, такие как лобызание, коленопреклонение, склонение головы и возжжение свечей оказываются относительно того, кто на ней изображен: «Ибо честь, воздаваемая образу, переходит к первообразному, и поклоняющийся иконе поклоняется существу изображенного на ней».
      Основной смысл почитания икон полагается не в почитании и поклонении самой материи иконы, не в почитании самих досок и красок, но в том, чтобы в духовном усилии, взирая на образ, вознести внимание к самому источнику образа – Невидимому  Первообразу Богу.

      Иконы появились в Церкви гораздо раньше, чем богословские споры об их почитании. К VIII веку богослужебная практика Церкви насчитывала несколько веков истории иконопочитания. Еще при земной жизни Христа, согласно устной традиции Церкви, появился “Нерукотворный Образ” Спасителя. Фрески в римских катакомбах свидетельствуют о том, что иконографическое сознание было присуще Церкви с самых первых веков ее существования.
      Мы видим, что ветхозаветный запрет на изображение образа Бога более не имеет непреложного значения, потому что Его совершенный образ в Лице Сына был явлен видимым образом в воплощении Бога Слова, а значит, отныне изобразим.
      Икона Христа не является образом «чужого бога» типа Ваала, Зевса или Артемиды. Иконы Божьей Матери и святых так же не являются образами «иных богов», потому что их прототипы рассматриваются как друзья Божьи, а не меньшие боги.  Икона Христа не обожествляется, не становится богом, и не ей возносятся молитвы, а перед ней - Христу. Всё это принципиально отличает икону от идолов.

                О ПОЧИТАНИИ СВЯТЫХ МОЩЕЙ

      Бог Вездесущий особо явно проявляет присутствие  Своей Благодати в священных местах, в священных изображениях, которые освящаются особым чином молитвенным, а также в святых мощах  угодников Божиих.
      Традиция почитания святых мощей проистекает из веры христиан в обожение человека, начинающееся еще здесь, во временном мире. Плоть человека, исполненного Святого Духа, по отшествии души сохраняет свою святость – об этом знали еще люди, жившие до Рождества Христова, о чем свидетельствует ветхозаветная Книга Царств. В ней повествуется, как умерший человек воскрес от прикосновения к мощам пророка Елисея (4-я Книга Царств, гл. 13, стих 21).
      Что воскресило человека: кости или Божия благодать? Правильно – благодать! Но чтобы мы увидели, что она может почивать на мощах святых, сказано: «…он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил».

      Новозаветные времена явили больший поток благодати, как сказано: «…ибо закон дан чрез Моисея; благодать же и истина произошли чрез Иисуса Христа»(Евангелие от Иоанна, гл.1,ст.17).
      Известно о Христе, что «…просили Его чтобы только прикоснуться к краю одежды Его; и которые прикасались, исцелялись». (Евангелие от Матфея, гл.14, ст.36)
      Сектантские наставники, если они последовательны своим убеждениям, должны будут признать, что те люди – идолопоклонники, ибо они прикасались и почитали якобы одежду Христа, а не Его Самого.

      В новозаветное время христиане убедились на собственном опыте, что Дух Святой может действовать даже через вещи, принадлежавшие святым людям. Так, книга Деяний Апостольских рассказывает о том, что когда на больных возлагали платки и опоясания апостола Павла, у них прекращались болезни и из них выходили злые духи (Деяния святых Апостолов, гл. 19, стих 12).

      Преподобный. Ефрем Сирин писал: «И по смерти действуют святые, как живые: исцеляют больных, изгоняют бесов и силой Господа отражают всякое лукавое влияние их мучительского владычества. Ибо святым мощам всегда присуща чудодейственная благодать Святого  Духа».
 
      Древние христиане с опасностью для своей жизни собирали останки святых мучеников и благоговейно их хранили. Позже эти мощи полагали в основание церквей.
      И в наши дни в каждом православном храме Божественная Литургия совершается лишь на мученических мощах, зашитых в антиминсе. Благоговейное почитание мощей является, по святоотеческой мысли, основанием для наших молитв ко святым, которые всегда могут испросить у прославившего их Бога исполнения наших просьб.

                О КРЕСТЕ ХРИСТОВОМ

      Не приемля почитание икон и святых мощей, многие протестанты также отвергают и почитание Креста Христова.
      Насчет Креста, –  не буду здесь никого утруждать богословскими выкладками и изречениями, скажу проще, –  по опыту жизни: Все нападки на Крест, на изображения Креста, на его почитание исходят от падших духов, которые лукаво внушают людям всю эту вражду. Уж как бесы ненавидят Крест, – это оружие победы над смертью!  Мне самому довелось испытать, как  одержимый падшим духом человек, вопил на меня от креста-Распятия в моих руках, о чем мною поведано в документальном рассказе «Крещение одержимого бесом» http://www.stihi.ru/2018/03/22/10186.
      После такого пережитого опыта еще раз убеждаешься в истинности непреложных слов молитвы:
      «Крест Христов, на весь мир освященный благодатию и Кровию Господа нашего Иисуса Христа, дан нам – оружие на всех врагов наших, видимых и невидимых,  во  Имя  Отца  и  Сына  и  Святаго  Духа. Аминь!»

                ЗАКЛЮЧЕНИЕ

      Церковь в Своей истории пережила целую эпоху иконоборческих споров, сотрясавших христианский мир в VIII-IX веках.  С другой стороны, иконоборчество на Востоке, как это ни странно, способствовало развитию богословия иконы, заставляя в этой борьбе оттачивать мысль, искать более веские аргументы, отчего само православие обретало все большую глубину.
      В 787 году в Никее был созван Собор в защиту иконопочитания, который вошел в историю под названием VII Вселенского. В постановлениях собора даны четкие определения православной позиции относительно икон и иконопочитания,  но понадобилось еще более полувека, чтобы позиции иконопочитателей были закреплены. Окончательное подтверждение их на Константинопольском соборе 843 года поставило точку в той долгой борьбе. Установленный на этом соборе праздник Торжества Православия был не просто признанием победы одной партии над другой, но свидетельством силы самого принципа ортодоксии. Иконопочитание явилось своего рода итогом догматического творчества Церкви, ибо богословие иконы вытекает непосредственно из христологии – учении об Иисусе Христе.
      Прочно завоевав свое место в богослужении, иконы имеют аналогичное священным предметам литургическое значение. Через иконы, как и через другие святыни, происходит таинственное восприятие благодати Божественного Духа.

      За века и тысячелетия христианства были явлены сотни чудотворных икон Божией Матери. События с Её заступничеством от врагов и бед по молитвам верующих, когда порой целые войска врагов обращались в бегство и были поражены от Божественного вмешательства, вошли в  летопись и стали Историей  Руси.
      Не зная этой Истории, не желая познавать духовный опыт жизни Церкви многие люди, попавшие под влияние учения протестантских и других сект, остаются «глухи» и «слепы» даже к очевидным аргументам и фактам, продолжая всё также «наступать» на те же «грабли», которые давно уже обозначены Церковью как ереси, и «изобретая» каждый раз себе всё новый свой «велосипед» – «церковь», хотя одну единственную истинную Свою Церковь Господь создал  уже однажды в День Пятидесятницы по слову Своему: «Я создам Церковь Мою и врата ада не одолеют Ее»(Мф.16:18), которая живет и существует почти две тысячи лет несмотря на все гонения, ереси, расколы, лжеучения, о которых предупреждал и Сам Господь, и Его ученики-апостолы.
      Что ж, – нам не было поручено Богом, чтобы Истина восторжествовала в умах всех людей, нам было поручено  лишь свидетельствовать о Ней, – что и предпринято мною по мере моих сил в данном материале.