Билл Брандт. Метафизика реальности

Евгений Гольдендрут
Если посмотреть на мир глазами фотографа окажется, что его формируют лишь свет и тень. С метафизической точки зрения даже можно сказать, что все остальное – есть лишь временное воплощение материи, ибо свет (или его отсутствие) в человеческом восприятии понятие вневременное. Речь (в данном случае) идет о солнечном, лунном, космическом или, проще говоря, Божественном свете (если встать на точку зрения о Божественной природе мироздания).

Какова роль цвета в восприятии человеком предметов окружающего мира? Цвет определяет индивидуальные особенности объектов, формируя, тем самым, эмоциональную составляющую их восприятия. С физической точки зрения он представляет собой цвет света, отраженного от того или иного предмета. Таким образом, отсутствие цвета можно интерпретировать как отрицание эмоции влияния отдельных объектов на восприятие человека. Означает ли это отсутствие эмоции как таковой? По всей вероятности – нет, т.к. остается воздействие всех объектов в целом (не разделенных цветовыми оттенками) и восприятие внутреннее (мысли, эмоции, образы, память и т.д).

Известно, что восприятие цветовых сочетаний носит субъективный характер. При этом, подразумевается не только индивидуальность пристрастий к тем или иным цветам, но и региональные различия. Поэтому, при отсутствии цветности можно говорить о восприятии универсальном или, по крайней мере, значительно более обобщенном. Таким образом, выстраивая изображение в виде подобных светотеневых соотношений фотограф пытается представить фрагмент видимой реальности с точки зрения объективного, высшего, природного «замысла».

Даже в случае отображения привычных зданий, предметов и людей, подобные сцены представляют жизнь, находящуюся как бы «вне их реальности», иными словами – метафизический мир. В рассматриваемой среде особое значение обретает смысловая связь присутствующих объектов между собой. Она достигается умелым выбором композиции кадра и освещения. В столь необычной для восприятия реальности можно проводить визуальные параллели между: формами человеческого тела и композицией из камней, крышами домов и уходящими в бесконечность лестницами, лицами и масками и т.д.

В чем состоит смысл подобных работ? Скорее всего, он многогранен. Возможно, это – попытка выйти за рамки привычного восприятия, которое, как правило, носит лишь поверхностный, субъективный характер. Характеристика «субъективный», в данном случае, отражает эмоционально зависимый взгляд автора. Метафизическое представление, в свою очередь, пытается представить интерпретацию «замысла» Творца.

Подобные работы были характерны для творчества Билла Брандта (1904-1983 гг.), выдающегося английского фотографа XX века. В 30-х годах прошлого столетия он обучался в парижской студии Мана Рэя, снимал городские пейзажи Лондона, природные ландшафты, обнаженную натуру и многое другое. Фотограф прославился и литературным наследием. Однако, наибольший интерес (как представляется с точки зрения сегодняшнего дня) представляет именно метафизический (отрешенный от реальных связей) образ восприятия окружающей действительности, который роднит работы фотографа с творчеством итальянского художника Джорджио де Кирико.

10.06.2014