Чёрное море ночью, И. Айвазовского

Нина Филипповна Каменцева
«Чёрное море ночью», картина И. Айвазовского

   Картина «Чёрное море ночью» была написана художником И. К. Айвазовским в 1879 году.
   Образ моря – своего рода культ в произведениях Ивана Айвазовского, и у этого гения нет равных. На всех полотнах основной акцент сделан на море. А всё остальное: люди, корабли, здания – будто бы задний план, дополняет сюжет. Так что на картине Айвазовского «Чёрное море ночью» всё внимание приковано к стихии моря.
    Море привлекало художника с детства. Читайте его биографию, написанную мной под названием «Тайна Айвазовского Ивана Константиновича» (http://www.stihi.ru/2015/07/29/6905)
   Как я уже рассказывала, он восхищался морем, тщательно изучая каждую деталь, каждое пятно на камнях берега, затем без труда показывал на полотне, работая во второй половине дня у себя в кабинете,окна которых выходили на запад, тогда только появлялись там первые лучи солнца. Главная муза Айвазовского – это море, и до самой смерти он ей не изменил. Она проявляется в различных формах и в жанре.
    Живописец не только пытается передать естественность стихийного бедствия, но и вкладывает в свои работы смысл сюжета. Каждый холст наполнен разнообразием и заставляет задуматься о жизни тех времён. Хотя прошло 200 лет, но Айвазовский до сих пор считается лучшим маринистом.
    Картину «Чёрное море ночью» он считал одной из своих сильнейших работ, хотя на сегодняшний день она не вошла в его лучшие картины. Полотно изображает лунный взгляд сквозь облака, чтобы осветить дорогу маленькому кораблю, который двигается на спущенных парусах, чтобы где-нибудь пристать к берегу. Художник красиво показал отступающие от берега искрящиеся волны, наполненные светом, который отдаётся на облаках и делает морской пейзаж более интенсивным, под высоким напряжением следишь за действием стихии.
   Айвазовский, изображая Чёрное море, любил играть со светом, задавая тон картине, придавая ей определённое настроение. Эта высшая техника позволяет передать особую красоту водной поверхности, размах волн, брызги, напоминающие пенистое шампанское, которые медленно обволакивают водное пространство.
    Несмотря на то, что на картине «Чёрное море ночью» Иван Айвазовский изобразил небольшой шторм, всё же это вызывало у зрителя ощущение спокойствия. Корабль плавно прорезает воду в нужном направлении.
    Художник изобразил его на заднем плане, подальше, чтобы придать морскому пространству бесконечность. Луна, как и во всех картинах Айвазовского, – главный ориентир корабля, направляет его движение и сопровождает на протяжении всего рейса, как компас.
   Художник Айвазовский выбрал небогатую палитру, с помощью которой ему удалось реально воссоздать ночные явления и передать состояние моря, которое неспокойно, но чётко отделено от небесного пространства горизонта. Тёмное небо подобно чёрной напасти по сравнению с ярко освещённой водой на задуманном им пейзаже.
   Этим ландшафтом художник передаёт великую силу красоты стихийного бедствия: небольшая лодка под кистью художника превращается в маленькую игрушку и в любой момент может стать жертвой всепоглощающего моря. Айвазовский заставляет задуматься об этом: смотря на картину, чувствуешь всю силу стихии. А если внимательно посмотреть, можно заметить: полотно, на котором он писал, движет лёгкий ветерок, создавая ощущение движения волн на картине.

http://proza.ru/2019/10/27/1333
© Copyright: Каменцева Нина Филипповна, 2019
Свидетельство о публикации №219102701333


На берегу Черного моря-Алексей Ганзен

Алексей Ганзен, внук выдающегося художника И. К. Айвазовского  от Марии Ивановны Айвазовской.

*
Алексей Васильевич Ганзен (1876-1937), внук известного художника Айвазовского, родился в Одессе. Юноша ранних лет увлекался живописью. Именно поэтому после окончания  Императорского Новороссийского университета в Одессе (юридический факультет, диплом II степени). Алексей Васильевич переезжает в Дрезден, а затем в Берлин, где и оканчивает две художественные академии.
"Учился у К. Зальцмана, П. Мейергейма в Германии, затем в Париже у Т. Робер-Флёри и Ж. Лефевра. Окончил Берлинскую и Дрезденскую Академии изящных искусств. Член Международной Ассоциации акварелистов, Ассоциации гравюры, Русского общества художников в Париже, общества «Товарищество художников»."Приобретал картины русских и европейских художников. Открыл свою галерею в Одессе (1910—1917). В 1920 году эмигрировал из России и до своей кончины жил на вилле в Дубровнике, где продолжал заниматься творческой деятельностью. В 1929 году в Париже в галерее Жоржа Пти прошла его персональная выставка.
Умер 19 октября 1937 в Дубровнике.