Фотографические композиции Гарри Каллахана

Евгений Гольдендрут
Для многих интересующихся фотографией людей имя Гарри Каллахана (Harry Callahan) вряд ли что-либо говорит сегодня. Вместе с тем, его творчество стало заметным и важным явлением среди работ мастеров фотографического искусства XX века. Каллахан снимал различные сюжеты: фрагменты городских пейзажей, архитектуры и природы, комбинировал их с фигурами людей, делал фото-коллажи и многое другое. Но, глядя на них кажется, что интересны они в первую очередь не этим. Подобно А.Кертесу, Каллахана интересовали взаимосвязи объектов. И сегодня, по всей вероятности, именно эта особенность его работ, нашедшая отражение в различных стилях и техниках, представляется наиболее интересной и значимой.

Если на время отойти от сюжетной составляющей фотографических работ может возникнуть вопрос: что же может дать техническое средство человеку, кроме возможности красиво запечатлеть тот или иной момент времени? Ответ на этот несколько необычный вопрос следует искать не в области фотографии.

Подобная постановка вопроса близка поиску философского камня, или (в конечном счете) попытке проникнуться смыслом мироздания или замыслом его Творца. Но, замысел (если он действительно существует) по человеческой логике должен отражать определенную систему, порядок и т.д. Поэтому, попытку визуального выстраивания объектов, а также вписывания в них людей или предметов можно уподобить поиску подобного замысла. Конечно, поиск всегда остается лишь попыткой обрести внутреннее успокоение. Но, в данном случае для нас важен не столько результат (который может никогда не быть найден), сколько сам процесс, который включает в него и внимательного зрителя.

Что следует еще добавить к сказанному. Можно сказать, что в творчестве Каллахана большую роль сыграла его жена Элеонора Кнапп, что он интересовался докладом Энселя Адамса, сделанным в 1941 г. по вопросу сохранения природной среды. В 1946 году Каллахан был приглашен Ласло Мохой-Надем, с целью преподавания фотографии в Институте дизайна в Чикаго. Вполне закономерно, что в его фотографических работах большое внимание уделено взаимосвязям линий и форм, а также соотношению света и тени. Важным фактом признания для Каллахана стало награждение его в 1996 году Национальной медалью искусств. Но, представляется, что главным в творчестве мастера все же была попытка обрести надежду, что жизнь человека есть лишь одна из форм воплощения воли Творца.

10.08.2013