Купеческие усадьбы 2

Валентина Шеломова
Продолжаю вас, друзья, знакомить
С древними строеньями Перми.
Красоту здесь города открою,
Расскажу немножечко о  них.

Особняк Михайлова, красавец
В стиле классицизма и барокко.
Образец декора уникален,
Нет его аналогов  в  застройке.

И в архитектуре нет такого
Земли Пермской и вообще Уральской.
Украшение лепниной дома,
Больше здесь нигде не повторяется.

Двухэтажный особняк Барановой
В центральной части городской.
Купчиха раньше в лавках торговала,
Доход имела очень неплохой.

На верхних этажах она сдавала
Квартиры для жильцов в наем.
А нынче управление кадастра
Находится в старинном доме том.

Дом Базановых в стиле модерн
Был вначале лишь одноэтажный.
Власть его надстроила затем,
И позднее стал он трехэтажный.

Там классы открывали музыкальные
Обучение в них проводили.
Городское общество собрания
Искусства  заседать раньше любило.

Дом теперь архитектурный памятник
Культурного наследия Перми.
И Александр Николаевич Базанов
Стал города почетный гражданин.


Дом Вердеревского красивый особняк,
Здесь размещалось Благородное собрание.
Затем трактир еще открыли там
С гостиницей в народе популярной.

Дом деревянный, в стиле классицизма,
Но впечатленье такое, что он каменный.
До нас дошел не в первозданном виде,
Его впоследствии частично перестраивали.

Еще четыре чудных Пермских дома
Попробовала здесь обрисовать.
И с ними познакомила немного,
Теперь осталось только повидать.


*****

Хоть не слишком получились складно
О домах купеческих стихи.
Так сложились строчки, ну и ладно,
Но зато писала от души.

На фото слева направо, сверху вниз

1. Дом купца Михайлова
2. Дом купчихи Барановой
3. Дом Базановых
4. Дом В.Е. Вердеревского


Дом купца Михайлова
 
Еще один памятник архитектуры – дом купца Николая Ивановича Михайлова. Здесь при строительстве  была использована эклектика: смешение стилей – классицизма и барокко. Одно- этажное, деревянное, оштукатуренное здание с лепным декором является уникальным образцом городского особняка не только в архитектуре Перми, но и не имеет аналогов в жилой застройке Урала.
Изначально дом строился для почетного гражданина города Григория Степановича Ташлыкова, подавшего заявку на строительство дома в 1874 году. Позднее он перешел во владение потомственного почетного гражданина Перми Николая Ивановича Михайлова. После революции, в 1920-х годах в этом здании располагался детский дом, а позже здание приобрело статус обычного жилого дома.
Дом Михайлова, как и соседний особняк, был воссоздан заново и полностью соответствует чертежам, по которым он строился в 70-е годы 19 века. Лепнину с фасадов восстанавливали по слепкам и сохранившимся фотографиям того времени.




Дом купчихи Барановой

О, сколько мечтаний, наверное, рождалось у тех, кто прогуливался мимо этого дома в конце XIX – начале XX века! Ведь здесь располагалось множество магазинов и мастерских. Модницы присматривали обновки у скорняка Бровских, девочки заглядывались на кукол в магазине игрушек Белоглазова, лакомки ловили экзотические ароматы из «Колониальных товаров» Садриева. А самым большим арендатором было товарищество «Караван» по продаже чая и сахара. С тех пор, как россияне распробовали этот напиток, чаепитие стало любимым времяпрепровождением. Потому лавки и магазины, торговавшие чаем и кондитерскими изделиями, не жаловались на отсутствие покупателей. Но дом был известен не только оживленной торговлей. Часть комнат второго этажа сдавалась под квартиры, и в них жили, например, артисты антрепризы.

Владела этим разнообразно наполненным особняком купчиха Мария Михайловна Баранова. Сама она торговала на Черном рынке (сейчас на том месте Сквер уральских добровольцев), а двухэтажное каменное здание, построенное архитектором Карвовским, сдавала в аренду. Ее муж, Григорий Иванович, торговал пряниками и кренделями, которые выпекались в собственном доме.

В 1909 году верхний этаж дома Барановой был переоборудован под электротеатр «Модерн», открытый пермским купцом Александром Иосифовичем Кудряшовым и мещанином Троице-Сергиевского посада Московской губернии Александром Степановичем Рякиным, тогда здесь показывали немое кино.

В советское время дом снова гостеприимно принимал в своих стенах любителей почаевничать и сытно поесть – в 1925 году в нем расположились чаеуправление, столовая и квартиры. Но уже в 1926 здесь разместили почтамт, в 30-е годы его сменил клуб речников им. Сталина. А сейчас пермяки знают бывший купеческий дом, скорее, по названию организации, в нем расположенной, – Земельная кадастровая палата по Пермскому краю.




Дом купцов Базановых

В середине XIX в. на месте будущего дома Базановых на углу улиц Покровской (ныне — Ленина) и Сибирской находилась усадьба пермского мещанина Екова Хребтова. В 1840 г. после смерти Екова опекуны над его имуществом продали землю с усадьбой и службами пермской купчихе Елене Васильевой Базановой. Эта усадьба погибла в огне во время большого пермского пожара 1842 г.

После пожара Пермь начала отстраиваться заново. Вместо сгоревшей усадьбы были построены каменный флигель с магазинами и отдельный корпус из трех номеров лавок. После смерти купчихи Е. В. Базановой построенный для неё дом 15 октября 1878 г. по решению Пермского окружного суда перешёл к её многочисленным наследникам, которые в дальнейшем уступили свои доли сыну Базановой Николаю Дмитриевичу Базанову за денежную компенсацию.

 В 1907 году в доме был открыт фортепианный класс Л.Н. Басовой-Гольдерг. В 1909 году в здании собирались члены Пермского отделения Императорского русского музыкального общества.

Н. Д. Базанов был почётным гражданином Перми и первым управляющим Пермского отделения Волжско-Камского коммерческого банка. Он умер в 1895 г., и его дочь Лидия Базанова, унаследовав от него дом, с разрешения властей провела реконструкцию здания — в подвале были сделаны двери, пробиты на улицу окна, настелен каменный пол. С 14 февраля 1912 г. совладельцем дома со всеми службами стал потомственный Почётный гражданин Перми Александр Николаевич Базанов.

После Октябрьской Революции дом в 1918 г. здание было реквизировано у владельцев новыми властями. Здесь располагались различные государственные и частные учреждения.

В 1928—1929 гг. бывший дом Базановых был надстроен двумя этажами в соответствии с проектом архитектора Пермского ГОКХ Ф. Е. Морогова.

По решению № 683 Малого Совета Пермского Облсовета от 20 мая 1993 г. дом был поставлен на учёт государственного органа охраны памятников как памятник архитектуры и градостроительства местного значения «Дом Н. Д. Базанова»




Дом В.Е. Вердеревского (дом Протопопова)

Удивительным образом страшный пожар 1842 года послужил обновлению облика Перми. Вот и на том месте, где был скромный дом с садом чиновника Афиногенова, впоследствии отстроили двухэтажный особняк. Отделка нового оштукатуренного дома в стиле русского классицизма была так хороша, что он казался каменным.

Василий Евграфович Вердеревский, его владелец, председатель Казенной палаты, приходился дядей известному тогда поэту Евгению Вердеревскому, который воспел Пермь в записках «От Зауралья до Закавказья». Вердеревский был предприимчивым человеком, открыл в доме трактир «Славянский базар» с «арфистками и прочими увеселениями публики», при котором были и гостиничные номера. Почин был настолько удачен, что рестораны и гостиницы размещались в этом доме почти всю его долгую жизнь. Публике здесь очень нравилось.

Вердеревский продал дом семье владельцев губахинских и кизеловских шахт Протопоповых. Из этой семьи вышла известная революционерка и биолог-лысенковец Ольга Лепешинская. Когда после смерти главы семьи имуществом начала управлять мать семейства, женщина властная и энергичная, она попыталась приобщить к делам и Ольгу. Однако визит молодой девушки в Губаху повлиял на нее самым неожиданным образом. Она ужаснулась условиям жизни шахтеров и после окончания гимназии, уехав в Петербург, вышла замуж за революционера Лепешинского.

В дальнейшем домом владел золотопромышленник Шайдуров, семья Ветошниковых; в нем размещалась фотография Метаниевой и типография Каменского. А после революции гостеприимный дом претерпел логичную метаморфозу – номера стали общежитием, в которых поселились студенты железнодорожного техникума.

Сейчас дом Вердеревского – пример едва ли не самой удачной в Перми реставрации. Он остается памятником архитектуры, одновременно служа интересам новых заботливых владельцев.