А. Кертес. Человек, который умел видеть

Евгений Гольдендрут
Для чего люди делают фотографии? – странный вопрос, способный вызвать лишь улыбку недоумения. Сегодня уже трудно найти человека, который бы никогда не пользовался фотоаппаратом, благо это замечательное устройство встроено практически во всю мобильную технику. Фотографируя, мы хотим сохранить воспоминания, запечатлеть нечто красивое или необычное, делаем снимки по рабочей необходимости, на документы, существует художественная фотография и т.д. Творческие задачи решают профессиональные фотографы.

Однако, несмотря на столь большое многообразие, существует еще одна разновидность фотографий, встречающаяся крайне редко. Не претендуя на научность терминологии, назовем ее “философская фотография”. В чем состоит ее отличие от остальных? Оно заключается, в первую очередь, в самой задаче – т.е в ответе на вопрос, поставленный нами в начале публикации.

“Философская фотография” использует объекты съемки, как средство выражения идей, мыслей или мировоззрения ее автора. Сюжет снимка, при этом, носит подчиненный характер. Иногда он также интересен и может даже представлять художественную, историческую или иную ценность. Но это, повторимся еще раз, не главное.

Чтобы проиллюстрировать сказанное, обратимся к работе одного из мастеров профессиональной фотографии XX века – Андора Кертеса. Работа, о которой пойдет речь, называется “Площадь Дж. Вашингтона в Нью-Йорке. 1954 г”. Чем примечательна эта хорошая, но, на первый взгляд, обычная фотография? Главным образом она интересна взаимосвязью всех изображенных на ней объектов. При этом, следует учесть, что это – не студийная постановочная фотография, а снимок, сделанный почти случайно. Но, не стоит забывать, что сделан он мастером, человеком неординарным и очень внимательным.

Посмотрим на фотографию более детально: спиралевидная дорожка в парке, вторящее ей положение лавочек, фонарей, деревьев и ограждений – все подчинено единому ритму. Фотография очень лаконична (насколько это возможно для жилой среды крупного города). Видны лишь 1-2 случайные фигуры. Больше – ничего.

Какие ассоциации может вызвать эта работа? На удивление, самые разнообразные. Это – и мысли о всеобщей взаимосвязи, характерные для буддизма, о гармонии с окружающей средой, об одиночестве, о движении человека в соответствии со своей судьбой (или о покорности ей) и многие другие. Но главное – что она “говорит” со зрителем, в соответствии с заложенными в нее идеями. Можно предположить, что мимо внимания автора не прошли картины П.Сезанна, П.Брейгеля и других художников, характерные концептуальностью взглядов их авторов на окружающую действительность.

В заключение краткого обзора, остается сказать, что творчество А. Кертеса не исчерпывается работами подобного рода. Стилистика их крайне разнообразна, как и его долгая жизнь. Идеи и творческий метод мастера оказали заметное влияние на развитие искусства фотографии в XX веке, на них учились Картье-Брессон и многие другие.

02.06.2012