Образное мышление

Елена Леонидовна Федорова
Практическая работа по педагогике высшей школы на тему «Образное мышление»

Гипотетическое занятие поэтического кружка.

Образное мышление – это мышление в виде образов, путём их создания, формирования, поддержки, передачи, оперирования, видоизменения с помощью мыслительных процессов.

Способность образно мыслить появляется у человека в раннем детстве и сохраняется в течение всей его жизни.

Жан Вильям Фриц  Пиаже, швейцарский психолог и философ, отмечал: «Образ – субъективная картина мира или его фрагментов, субъективная представленность предметов внешнего мира, обусловленная как чувственно воспринимаемыми признаками, так и гипотетическими конструктами».

Изначально образы связаны с чувственным познанием, то есть являются продуктами деятельности органов чувств. Образы – это те кирпичики, из которых строится внутренний мир человека, его психическая реальность.

Образное мышление не очень нуждается в словесном выражении. Сложные категории,  философские, научные определения становятся понятнее и ближе, если выражаются с помощью образов.

Образное мышление – это умение мыслить путём озарения. Решение проблемы  приходит мгновенно, выстреливает из подсознания. Возникает внутреннее состояние радости.  Человек, мыслящий образами, начинает по-другому решать поставленные перед ним задачи.

Мир образов значительно превышает словарный запас любого языка.  В жизни каждого бывают ситуации, когда не хватает слов, чтобы описать свои чувства или впечатления. Мы сетуем на бедность языка.  Только волшебной силе искусства под силу справиться с этой задачей, именно потому, что искусство передает информацию на языке образов.
____________

Сегодня на занятии нашего поэтического кружка мы поговорим об образах в поэзии. Конечно, научить поэзии нельзя, поэтами рождаются, а не становятся. Можно научить писать складно, если у человека есть чувство ритма. В стихах всё стоит на первом месте: рифма, ритм, мысль, эмоция, чувство, оригинальный образ. Их сплав вкупе с нечто эфемерным, неким «ключиком» к сердцу читателей, и рождает поэзию.
Незаштампованные, свежие и оригинальные образы выделяют стихи, придают окраску авторскому почерку. Каждый поэт имеет свой арсенал образов, возникающих в его душе. Образы могут быть «прямолинейно-описательными», а могут быть «тончайше-иносказательными», «абсурдно-безумными» и так далее, но все они должны быть точными, логичными в контексте стиха, легко считываемыми.

На примере коротких отрывков из своих совершенно разных стихов я продемонстрирую работу образов.

О весне

Из набухших соком почек
дружно брызнула листва.
Изумрудной вязью строчек
пишет юная весна.

Опрокинула шкатулку,
выбирая ожерелье.
С солнцем вышла на прогулку,
наслаждаясь птичьей трелью.

Простые рифмы. Детский образ.

Об осени

Патина сходит с листа
и обнажается суть.
Зелень – покровом чиста,
зрелости – не обмануть.

Кто-то от злобы желтел.
Кто-то всем сердцем пылал.
Осень – бесстрастный раздел.
Жатва. По чести – финал.

Образы не так прямолинейны, рифмы богаче.

О зиме

Спать… ах, как хочется спать...
Веки слипаются. Словно
время вращается вспять.
Утро и вечер – условны.

Старый автобус рычит
зверем на зимнюю темень,
рвётся к рассвету в ночи.
Я поцелована в темя

сном…

или

Снег набегами шустрит –
Белая орда.
Замело Потёмкин-стрит.
Дворнику с утра
С новым станом воевать,
Тропы строить нам,
Укрощать несметну рать
В пику небесам.

В первом стихе образ зимней темени работает на передачу эмоций и чувств героини, а во втором – на приниженной лексике – образ снега, белой орды, передаёт последствия снегопада.

О лете

Мятлик, мятлик, всюду мятлик
на газонах колосится.
Дождь сегодня брызнет вряд ли,
небо выцветшего ситца

в синьке туч не прополощет,
в облаках не накрахмалит.
Снова зной в небесной плошке
сушит землю, плавя дали.

Злаки, злаки, всюду злаки
вызревают в млечных зёрнах,
но не станет хлебом всякий...
Сохнет мятлик в травах сорных.

И вновь через образы мятлика проступают мысли о жизни.

О любви

Словно день махал кадилом —
Стелется туман.
Ну а я, поди-ка, милый,
Всё схожу с ума.
Всё мне кажется, что ладан
В воздухе разлит.
Осень дышит ли на ладан?..
Тяжесть первых плит
Льда испробовали лужи.
Близится зима.
Как же... как же!.. ты мне нужен.
Я сошла с ума.
 
Образ тумана и предзимья передают чувства героини.

О жизни

Нарезаю кальку по лекалу
и строчу гербарные рубашки,
нарастает стопка мал-помалу,
на изыски слова дал отмашку
шеф.

Накопаю кучу диссертаций
и сложу отличную поэму.
Расстараться надо… попытаться
отчебучить эдакое, пому-
древ.

И остепенюсь донельзя быстро,
наколпачу шапочку квадратом,
и надену мантию магистра,
песенку отвальную трёхкратно
спев.

Здесь простые образы сплетаются в игре с рифмой и работают на ироничный налёт стиха.

Об обществе

…И делятся деньги
и сферы влияний –
о горнем потренькать,
взяв крест осиянный.

Друг друга от церкви
своей отлучают,
не видя, что меркнет
и гаснет свеча их.

А ангел и бес за
братвой наблюдают… –
разодран и крест их,
и чаша – худая.
 
Образы отражают сарказм.

Время колокольчиков прошло.
Отгремело время перемен.
У кормушки – ряженое зло.
А народ послушен, слеп, и нем...

Время колокольчиков Башлачёва и время перемен Цоя отражают моё поколение.

А теперь мы попытаемся поработать каждый со своими образами.

Задание 1. Простые, детальные зрительные образы.

Посмотреть в окно. Выбрать небольшой понравившийся участок панорамы. Закрыть глаза и попытаться мысленно нарисовать картину, повторив детали.

Задание 2. Воображаемые, сотворённые зрительные образы.

Попытаться вписать в нарисованную в первом задании картину, нечто, там не присутствующее, гармонично, а затем нечто дисгармоничное, вырывающее ярким пятном.

Задание 3. Тактильные образы.

Описать любой предмет, потрогав его, закрыв глаза.

Задание 4. Вкусовые образы.

Описать ощущения от завтрака. Сначала – разбив на детали, а затем соединив в общее послевкусие.

Задание 5. Слуховые образы.

Описать шёпот, шум воды, ветра, леса, города, гул людской толпы, ураган и шторм моря.

Задание 6. Образы запахов.

Описать тонкий аромат духов, вонь и удушающий смрад от чего-нибудь.

Задание 7. Образы чувств и эмоций.

Попытаться описать коротко, но ёмко, любовь, ненависть, страх, боль, горе, радость, счастье.

Задание 8. Сплетение образов.

Попытайтесь гармонично сплести образы в одном стихотворении, описав своё состояние, чувство, используя по одному образу из каждого задания.

Заканчивая наше занятие, хочется отметить, что каждый человек – самобытен и интересен. Мысля образно, представляя картину объёмно и целостно, мы экономим время на решение какой-то проблемы, выигрываем многое. Образное мышление играет огромную роль в жизни человека, но более всего – в мире искусства, в мире поэзии, потому что Поэзия – это язык образов, попадающих прямо в сердце, путь познания себя и окружающего мира.