2. Обоянский район в период немецкой оккупации

Александр Голозубов
2.1. Характеристика фашистского оккупационного режима
 
Одиннадцатого ноября 1941 года в город Обоянь вошли немецкие войска. Началась оккупация, которая, продолжаясь четыреста восемьдесят дней,стала настоящей трагедией для жителей района. За время оккупации в городе и посёлках, сёлах и деревнях района немецкие оккупанты и их прислужники истребили более тысячи ста и угнали в Германию тысячу сто сорок пять человек.
  Как видно из разведывательных сводок УНКВД по Курской области о положении на временно оккупированной территории, «до четырнадцатого ноября в городе Обояни
и в посёлке Медвенка немецких войск расквартировано не было. Появлялись только небольшие группы по десять, пятнадцать человек. Немецкое командование посылает в сёла по два своих пропагандиста для распространения лживых слухов о вождях нашей Родины, Красной Армии».
  Также в этих донесениях говорилось о том, что в городе «расклеены приказы и объявления, предлагающие населению
1. Не верить, что немецкие войска грабят и убивают население.
2. Партийные и советские работники обязаны зарегистрироваться в немецкой комендатуре.
3. Все, кто знает о том, где скрываются партийные и советские работники, обязаны донести об этом в комендатуру. За укрывательство смертная казнь.
4. Население обязано выдавать партизан. За голову партизана – выдавший получает вознаграждение в сумме ста рублей.
5. Укрывавшие будут немедленно казнены».
  Информация УНКВД по Курской области Курскому обкому партии из агентурных источников от двадцать пятого ноября 1941 года гласит: «В городе Обоянь немцы сняли с врача Степаненко пальто, сапоги, забрали часы и женскую доху. У сторожа горторга отобрали пуд муки. За то, что он не хотел отдавать муку, его убили. Около «Заготзерно» немцы убили четырёх колхозников, работавших на очистке элеватора, за то, что они шли после шести часов вечера».
  В городе начался «новый порядок». В Обоянском районе была создана военная комендатура, возглавляемая военным комендантом. При военной комендатуре был создан хозяйственный орган, который возглавил начальник районного управления Бреславский. Это управление занималось заготовкой сельскохозяйственных продуктов для немецкой армии. Также был создан вспомогательный аппарат управления из гражданского населения, полностью зависимый от немецких властей. Он помогал осуществлять экономические, политические и карательные функции: выкачивать
из сёл всё, что необходимо для ведения борьбы с партизанами, пропагандировать фашистские идеи. В волостях, на которые делился район, административную власть представляли старшины. Волость делилась на сельские общества. В них избирались старосты, обычно из числа мужчин на сельских сходках, но, как правило, по рекомендациям представителей немецкого командования. Карательные функции оккупантам помогала выполнять полиция, сформированная из местного населения. В сёлах было примерно по три–пять полицейских. Кроме того, имелась волостная
полиция, районная, городская. Принцип её формирования – добровольно - мобилизационный. Одна часть состояла из добровольцев, другая – из насильно мобилизованных сельских жителей. Отношение основной массы населения к полиции
было сугубо отрицательным.
  Причины, по которым граждане советскую власть, другие сотрудничали из-за страха, надеясь таким образом выжить, третьих заставили оккупанты служить им. Были среди прислужников люди безнравственные,аморальные, а то и просто уголовники. Выполняя приказания своих хозяев, действуя с ними заодно, каратели из
местного населения жгли сёла, убивали мирных жителей,в том числе женщин и детей, занимались грабежами. Но, наряду с теми, кто ревностно служил оккупантам, были и такие, кто не проявлял усердия в выполнении своих обязанностей, а иногда даже оказывал помощь своим землякам.Некоторые сельские старосты имели связь с партизанами и оказывали им всяческое содействие.
  Из приказа начальника Обоянского районного управления Бреславского об укреплении служебной дисциплины среди старост видно, что немецкие власти боролись
с небрежным отношением к своим обязанностям: «Среди многих старост района резко выразился за последнее время упадок служебной дисциплины, что приводит к плачевным результатам. Такое отношение старост к служебным обязанностям дальше нестерпимо, а потому приказываю:
  Всякие мои распоряжения должны исполняться строго в назначенный срок и во всей их полноте. От старост зависит обеспечить доставку требуемых сведений и материалов.
  Предупреждаю, что если и в дальнейшем будет продолжаться небрежное отношение к служебным обязанностям, я буду подвергать виновных старост, а в нужных случаях и писарей, к дисциплинарной ответственности своей властью, а в исключительных случаях просить Военное Командование о более строгом взыскании» (Сохранены орфография и пунктуация документа).
  В Обояни, в здании, где сейчас находится ОВД, располагалось гестапо, а в здании районной администрации - староста и немецкая администрация.
  Цель оккупантов заключалась в том, чтобы уничтожить неугодных им по политическим мотивам лиц, устрашить всех остальных, превратить их в покорных слуг, в максимальной степени использовать ресурсы района в интересах Германии.
  Наступили тяжёлые и мрачные дни. За период оккупации они принесли жителям много горя и оставили о себе в памяти чёрный след.
  Оккупанты всячески стремились добиться покорности местного населения, при этом использовали различные формы репрессий, террор. Суровая кара ожидала тех, кто
знал, где скрываются партизаны, о схронах с оружием, боеприпасами. Таких лиц ожидала смертная казнь.
  В архивном отделе Обоянского района находится на хранении список жителей района, расстрелянных и повешенных немецкими захватчиками в период временной оккупации. Сто сорок два человека внесено в этот страшный список. Среди них: Григорий Стефанович Даев – председатель Картамышевского сельского Совета, Михаил Дмитриевич Коваленко, Григорий Андреевич Кравцов, Иван Семёнович Бабин – председатели колхозов и многие другие. В списке значатся даже дети: Юра (четыре года) и Люда(семь лет) Солохины, замученные со своей матерью Елизаветой Михайловной Солохиной, служащей лесного хозяйства, Мария Брахман – десятилетняя девочка. Особенно много в списке жителей города Обояни, Рыбинобудского,Казацкого, Стрелецкого, Павловского, Афанасьевского сельских советов.
  За время оккупации в городе и посёлках, сёлах и деревнях района немецкие оккупанты и их прислужники истребили тысячу сто семь и угнали в Германию тысячу сто сорок пять человек. Особенно жестоко относились оккупанты к еврейскому населению города Обояни.
  Один из приказов коменданта Обояни от девятого февраля 1942 года гласил: «Всё еврейское население города Обояни должно иметь на левой стороне груди жёлтую еврейскую звезду размером восемь сантиметров (согласно образцу) и не снимать таковую. Этот еврейский отличительный знак должен быть постоянно легко замечен. Еврей, который после четырнадцатого февраля 1942 года будет встречен без отличительного знака, будет повешен».
  Наказание у немцев почти всегда было одно – смерть.Почти каждый день за городские «рогатки», к кладбищу,вели обречённых. Сколько их лежит там, в безымянной братской могиле, теперь уже никто не скажет.
  Но немцам и этого было мало. Они «украшали» город по своему, фашистскому образу. На центральной улице вековые тополя (тогда их была целая аллея) стали виселицами. Повешенных не разрешали убирать неделями. Убивали и в подвале одного из зданий – нынешнего СПТУ -23, а наверху, в казино, развлекались гитлеровские офицеры.
  Экономическая политика оккупантов была нацелена на использование ресурсов в интересах Германии. Интерес в Обоянском районе вызывал аграрный сектор экономики.
Извлечь как можно больше сельскохозяйственной продукции – это была основная цель немецких властей. Большое внимание уделялось засеву полевых земель, их обработке
и т. д., потому что собранная продукция, в основном, использовалась для нужд германского государства. Но этим не ограничивалась эксплуатация местного населения. Крестьяне должны были платить многочисленные налоги как в натуральной, так и в денежной форме. Труд местного населения использовали также для выполнения трудовых повинностей: ремонта дорог, заготовки и перевозки лесных материалов, торфа и т. д.
  В сфере образования политика немецких властей носила колониальный характер. Так как в жителях района оккупанты видели, прежде всего, рабочую силу, то считали целесообразным ограничить образование населения рамками начальной школы. Учебники подвергались жёсткой цензуре.
  При оккупационном режиме характерной чертой был угон советских граждан на принудительные работы в Германию. Работали они в Германии в основном на промышленных предприятиях, в сельском хозяйстве, в имениях зажиточных крестьян и помещиков. Труд был, по существу, рабский. Люди испытывали всяческие унижения, оскорбления и издевательства. Многие угнанные на принудительные работы умерли от голода, болезней и навсегда остались в немецкой земле.
  Немецкие захватчики нанесли огромный ущерб району.
  За время оккупации в районе уничтожено немцами семнадцать лучших зданий, одно коммунальное хозяйство,тридцать три склада, тридцать один магазин, двадцать семь
школ, детских садов, тринадцать культурных просветительных учреждений, пятьдесят одно медицинское учреждение,а также почти все промышленные предприятия, летний театр, Дом Красной Армии и многие другие объекты хозяйственного, социального и культурного назначения. И всё же обоянцы выстояли и приняли активное участие в борьбе с оккупантами, в деятельности подпольных организаций, саботаже экономических и других мероприятий, проводимых немецкими захватчиками.