Глава 2. история села зорино

Александр Голозубов
 (От начала двадцатого века до Великой Отечественной войны).

  В начале двадцатого века в Обоянском уезде одновременно с зарождением организации эсеров среди молодёжи и ремесленников стали распространяться и социал -демократические идеи. В Зорино они были занесены ещё в 1900–1901 годах уроженцами села, рабочими Брянского трубного завода, братьями Михаилом и Николаем Поветкиными и Сергеем Аносовым после грандиозных выступлений пролетариата на этом заводе в 1899 году. Ими были привезены прокламации о праздновании 1- го Мая с лозунгами «8-часовой работы», «8-часового отдыха», «8-часового сна» и призывом «Долой самодержавие!», а также один номер газеты «Искра» на тонкой бумаге.
  Шестого декабря 1901 года в селе Зорино, в хате у братьев Поветкиных, сошлась небольшая группа, пять человек рабочих. В беседе выяснили, что идеи рабочего движения в крестьянской среде не находят отклика, так как не затрагивают
вопросов о земле, и организовать местную группу не представляется возможным.
  Участники этого совещания вскоре уехали из села. В ходе Февральской буржуазно -демократической революции в России было свергнуто самодержавие. По всем деревням проходили многолюдные сходки и собрания. Всё чаще крестьяне проявляли свою активность.
  В 1917 году на собрании, состоявшемся 2 (15) июня, в селе Зорино была организована партийная ячейка. В неё вошли 13 большевиков. Секретарём был избран Дмитрий Григорьевич Булгаков.
  В село вновь вернулся С. Аносов. Он был участником революционных событий 1905 года. Отслужили и пришли с фронта Григорий Малютин и Афанасий Зиборов. Они повели активную борьбу за создание Советов.
  Великий Октябрь в селе был встречен с ликованием, многие селяне отправились в город Обоянь. Там в эти дни проходил настоящий праздник.
  Наступил 1918 год. В сентябре в Зорино приехал из Москвы большевик, матрос Павел Голощанин. Он сообщил крестьянам весть о покушении на Ленина.
  29 сентября напротив школы был собран митинг, посвящённый Ленину. Его участники постановили без жалости истреблять изменников, поднявших руку на вождя мирового пролетариата. Митинг состоялся в дождливую погоду.Посреди площади стоял стол, на скамейке сидели трое: матрос, председатель уездного исполкома Горбунов и зорин-
ский учитель Суханов.
  На сходе было написано письмо В. В. Ленину. Вот его содержание: «От граждан села Зорино Казацкой волости Обоянского уезда. До последней капли крови мы будем
защищать советскую власть. Шлём свой привет товарищу Ленину и верим, что оправляясь от болезни, он опять поведёт нас верным прямым путём к достижению всемирной социальной революции. Сознавая весь ужас голодающих севера, в момент создания новой революционной армии для укрепления советской власти, мы, граждане села Зорино, в количестве одной тысячи человек, все излишки отдадим в государственные учреждения продкома и в центрзакупа, надеясь, что и голодающие рабочие передадут через комитеты деревенской бедноты всё вырабатываемое ими непо-
средственно в руки нуждающейся деревенской бедноты.
  Да здравствует мировая социальная революция!
  Да здравствует советская власть и её вождь, товарищ Ленин!»
  После митинга был отправлен обоз продовольствия на север. Пять тысяч пудов картошки, пятьсот пудов пшеницы, три тысячи яиц отправлены на железнодорожную станцию в город Обоянь. Вечером этого же дня жители сформировали отряд в 120 человек для отправки на восточный фронт. Никто из них не вернулся домой, все погибли.
  Из тысячи зоринцев, ставивших подписи под письмом, смогли расписаться только сто два человека. Остальные поставили против своей фамилии крестики. Активную агитаторскую работу среди крестьян вёл Сергей Аносов. Он был делегатом от Зорино на съезде Советов в городе Обояни 10 января 1919 года. Весной 1919 года Дмитрий Григорьевич Булгаков организовал в бывшей усадьбе Садовских (посёлок Пригородный) коммуну. В неё вошли зоринцы: Фёкла Васильевна Кудинова с восемью детьми и Андрей Яковлевич Полянский. В это время комитет бедноты играл большую роль. В него входили первый председатель Василий Прокопьевич Брескин, первый председатель сельского совета Григорий Данилович Малютин, моряк.
  В состав комитета бедноты вошли самые бедные жите-
ли села, это: Иван Буняев, Филипп Зиборов, Фёдор Зиборов, Пётр Шамардин и другие.
  Как свидетельствует Григорий Михайлович Аносов, житель села Зорино 1905 года рождения: «…это были люди, у которых не было домашнего хозяйства, они не держали
скотины, свои приусадебные земли обрабатывали наполовину». Работа комитетов бедноты заключалась в сборе зерна с селян и распределении его среди бедняков. Выдавали зерно как помощь в большие семьи, а также семьям, у которых не было мужчин.
  В период наступления войск Деникина в 1919 году Зорино оказалось занято белогвардейцами. В течение этих трёх месяцев была создана полиция. В неё вошли Иван Михайлович Буняев и Григорий Алексеевич Булгаков, жители села Зорино. Они и выдали зоринских коммунистов. Когда деникинцы отступали, всех коммунистов расстреляли и утопили в реке Псёл. Ночью тридцать первого октября в тюрьму города Обояни явились судья Муладзе и инспектор Вехин. Они приговорили людей к расстрелу, причём, выводя людей из тюрьмы, решили провести под видом эвакуации. Ночью первого ноября вызвали двадцать два человека, среди которых было пятеро
зоринцев. Арестованных вывели на Псёл. Белогвардейцы решили расстреливать их мелкими группами. В первой группе оказались двое зоринцев: Афанасий Зиборов и Григорий Малютин. В суматохе под покровом темноты им удалось сбежать. Всех остальных раздевали догола и расстреливали, трупы спускали под лёд в прорубь. В числе других погибли трое зоринцев. В период нахождения в селе белых остался в живых коммунист Сергей Ильич Аносов и его жена Александра. С первых дней прихода деникинцев Сергей ушёл из Зорино, но в селе осталась его жена. Три месяца она пряталась в сарае у жителя села Е. В. Хлудеева. Всё это время он кормил её, нося
пищу на сеновал. Каждый день хозяин рисковал жизнью, так как в доме у него жил белогвардейский офицер. Эти данные записаны со слов Григория Михайловича Аносова.
  Впоследствии Емельяну Владимировичу Хлудееву жизнь предоставила новое испытание. Так как он былвполне зажиточным человеком, имел свой магазин, то
в 1929 году подвергся раскулачиванию. Его вместе с семьёй выгнали из дома. Несколько дней он жил у родственников,а потом поехал в село Ржава к Сергею Ильичу Аносову, который в это время был директором сахарного завода. По ходатайству Сергея Ильича Хлудееву вернули его усадьбу, также он помог ещё пяти семьям села Зорино, которые подверглись раскулачиванию.
  Постепенно жизнь в селе налаживалась. В 1925 году был открыт магазин потребкооперации. В народе он назывался «потребиловкой». Торговал в нём Сергей Лукьянович Поветкин с сыновьями. Зоринцы по-прежнему жили единоличной жизнью. В зависимости от количества мужских душ в семье их наделяли земельными наделами. Так, если в семье было не более трёх мужчин, то на хозяйство давалось тридцать соток земли. Если мужчин было больше, то участок составлял пятьдесят соток и более.
  По-прежнему крестьяне сажали в огородах зерно, картошку, овощи. В хозяйствах держали скот. Коров в Зорино пасли на два стада. Держали овец, разрешалось не более десяти голов. На крупный рогатый скот вводились налоги. Во многих дворах вырезали садовые деревья. Крестьяне боялись, что на них тоже будет введён налог (из воспоминаний Ивана Васильевича Крамского, жителя села Зорино,1916 года рождения).
  Зоринцы продолжали заниматься отхожими промыслами,основным из которых был грабарский. В селе было несколько бригад, которые ездили на заработки. Сначала бригадир ездил договариваться об условиях труда, о предстоящей работе,о заработке, а потом бригады по двадцать, тридцать подвод уезжали на всё лето и возвращались только к Октябрьской.В основном на промысел ездили на Донбасс, в Макеевку, под Воронеж. Жили там в землянках, которые строили сами, продукты покупали у частников, еду готовили сами. Грабарский промысел продолжался до середины тридцатых годов. С появлением колхозов он стал затухать.
  Развитие индустрии городов, стремительный рост рабочего класса и городского населения в целом требовали резкого подъёма продуктивности аграрного сектора эко-
номики. Пятнадцатый съезд ВКП(б), состоявшийся в декабре 1927 года, принял решение о дальнейшем развитии всех форм кооперации, в том числе производственной. Но, к сожалению, вместо кропотливой организаторской работы на селе развернулась фактически красногвардейская атака на крестьянина- единоличника. Повсеместно начался просто «сгон» крестьян в колхозы. Не миновало это и Зорино.В 1930 году на территории села было организовано два колхоза: «Завет Ильича» и имени Ворошилова. Первого января 1931 года их объединили под общим названием «Завет Ильича». Первым председателем колхоза был избран Михаил Ильич Аносов. В колхоз крестьяне вступали не сразу.Многие колебались, раздумывали, сомневались в выгоде колхозного хозяйства. Таких местные власти объявляли кулаками. Их имущество подлежало конфискации, а семьи выселялись из домов. Так в Зорино поступили с Мелеховыми, Зиборовыми, Артюшиными, Андрияновыми. Некоторые из них впоследствии уехали из села: кто ушёл в соседние сёла, а кто вступил в колхоз.
  Весной 1931 года на должность председателя колхоза прислали товарища Токарева. В 1933 году Токарева направили учиться в Высшую партийную школу. Вместо него
председателем выбрали Никифора Петровича Аносова. На этой должности он проработал до 1941 года. В 1931 году в колхозе было организованно семь полеводческих бригад.
Бригадиры:
  1;й бригады – Прокофий Александрович Кудинов;
  2-ой бригады – Гаврил Иванович Кудинов;
  3;й бригады – Иван Афанасьевич Соловьёв;
  4;й бригады – Илья Данилович Соловьёв;
  5;й бригады – Григорий Михайлович Аносов;
  6-ой бригады – Пётр Николаевич Полянский;
  7;й бригады – Андрей Алексеевич Кабдин.
  Каждая бригада располагалась в отдельности друг от друга. Они имели свой инвентарь: бороны, плуги. Имели своих лошадей, на которых обрабатывали землю. Всего в это время в колхозе насчитывалось 350 лошадей. На полях колхоза сеяли
рожь, овёс, коноплю. Обрабатывали сахарную свёклу. С первых лет колхоз был лучшим по всем показателям в бывшем Кривцовском районе. Своими трудовыми успехами славились свекловичница Юлия Матвеевна Поветкина, доярки сёстры Александра Борисовна и Мария Борисовна Поветкины.
  В 1932 году в селе Зорино впервые посадили сто гектаров яровой пшеницы. Но урожай выдали плохой: 1,6 центнера с гектара. В этом же году в селе произошли волнения. В конце июля колхозники самостоятельно стали забирать свой скот
с колхозных дворов. Эти события получили в народе название «разбегайловка». Но это событие было кратковременным. Через несколько дней из Обояни прибыли милицейские наряды, которые заставили вернуть весь скот в колхоз.
  В 1933 году в селе разразился голод. Из 2500 жителей умерло 150 человек. В основном голодали семьи, которые не вступили в колхоз, так как у них забрали весь скот и лишили прав владения им.
  В 1933 году одна буханка хлеба стоила 100 рублей. (Из воспоминаний Г.М. Аносова)
  С 1934 года колхозные поля начали обрабатывать на тракторах. Работали на них трактористы, окончившие краткосрочные курсы: Сергей Павлович Звягинцев и Фёдор Васильевич Руцкой. «С 1935 года мы зажили хорошо, – вспоминает И. В. Крамской, – ездили продавать мясо в город Харьков. Собирались по пять, шесть человек и ехали на станцию Ржава на телегах, а там садились на поезд и ехали до Харькова.
  В Обояни продавать было невыгодно, так как были низкие цены, и базар был переполнен мясом. А деньги были нужны. Заставляли подписываться на государственные займы. С колхозников брали 100–200 рублей, агент из районного центра – п. Кривцово, и собирал молоко, шерсть, яйца, деньги.
  В первые годы образования колхоза в Зорино был посажен сад на площади в двадцать пять гектаров. В 1937 году колхоз купил в селе Большая Курасовка ветряную мельницу. Поставили её в районе нынешней мельницы. До этого крестьянам
приходилось ездить в соседнее село, чтобы смолоть зерно.
  В 1939 году в центре села поставили второй ветряк. Перед войной в колхозе появился первый комбайн, который во многом облегчил уборку зерновых. Старые люди, несмотря на тяжёлые условия жизни, с теплотой вспоминают первые годы колхоза. Именно в этот период для любого жителя стало доступно не только начальное, но и семилетнее образование, наконец-то селянин сменил свои старенькие лапти на новые сапоги. Перед войной начали поступать тракторы, другие сельскохозяйственные машины и орудия, которые во многом облегчали труд крестьянина.
  Что касается культурной жизни села, то она также постепенно налаживалась. После революции Зоринской школе,бывшей земской, приходилось работать в трудных условиях. Классная мебель находилась в плохом состоянии. В первое время ощущался недостаток книг для чтения, не хватало письменных принадлежностей.
  Учебный год в школе начинался в ноябре, так как сбор класса продолжался три месяца. Зачастую дети не имели тёплой одежды и зимой пропускали занятия, так как школа не всегда отапливалась, не хватало дров.
  «Девятнадцатого декабря 1919 года учитель первой Зоринской школы просит отпустить пять кубометров дров, при том что на месте топливо достать нет никакой возможности». Условия труда сельских учителей были нелёгкими:низкая зарплата, большая учебная нагрузка. Так, в 1923–1924 учебном году в Зоринской школе в начале октября обучалось 26 девочек и 124 мальчика, а в конце месяца количе-
ство учеников возросло соответственно до 28 девочек и 130 мальчиков. Это при том, что только с 1921 года в школе стало работать два учителя: М. В. Михайлов (из крестьян) и Г. И. Орловский (духовного звания). До 1921 года школой заведовал
М. В. Михайлов. Учебный год в школе заканчивался в апреле. Это было связано с посевными работами. Родители сами не отпускали детей в школу, так как нужны были дополнительные руки.
  Огромную помощь школе оказывал сельский совет и население.
  В 1935 году собрание граждан села постановило разобрать церковь и построить второе здание школы рядом с прежней. В новой школе дети получали семилетнее образование.
В 1939 году возле школы был посажен парк. В двадцатыегоды по всей стране школьников стали принимать в пионеры. Для ребёнка это было чуть ли не подвигом. Первыми пионерами Зоринской школы были Надежда Малыхина, Павел Малыхин, Анастасия Поветкина.
  Основным местом досуга крестьян стала изба-читальня. Вспоминает первый председатель сельского совета Гавриил Иванович Кудинов: «Помню, зажжёт, бывало, вечером избач десятилинейную керосиновую лампу, единственную на всё село, а мы от мала до велика спешим в избу-читальню посмотреть на лампу- чудо. Этот (волшебный фонарь) и десяток зачитанных брошюр составляли весь наш культинвентарь».