Глава 1. от истока

Александр Голозубов
  (История села Зорино до начала двадцатого века).

Село Зорино находится на юго-западной окраине Курской области, неподалеку от границы с Белгородщиной. Расположено оно на высокой правой террасе реки Псёл. На севере протекает приток реки Псёл река Пселец.
  Абсолютная высота над уровнем Балтийского моря – 196 метров. Эта точка находится в районе бывшего здания старой школы.
  Климат умеренно-континентальный, низкая температура была в январе 1940 года – минус 40 градусов, а высшая – в июле 1946 года – плюс 40. В 1946 году была засуха. Были случаи большого града, что отмечено в августе 1886 года,когда град уничтожил все посевы.
  С севера-востока село Зорино окружают знаменитые Зоринские болота. Ровное пространство террасы реки Псёл усеяно множеством круглых или продолговатых западин, напоминающих настоящие воронки или блюдца, глубокие и мелкие, которые местами почти соприкасаются или отступают друг от друга на достаточно большое расстояние.
  Растительность этих болот имеет северный характер, здесь произрастают растения доледникового периода. К таким реликвиям относится шейхцерия. Зоринские болота на-
ходятся под охраной закона.
  Сегодня это Центрально - Чернозёмный государственный природный заповедник имени В. В. Алёхина, с 1979 года входящий в систему биосферных заповедников мировой сети
ЮНЕСКО.
  Животный мир весьма разнообразен. Из млекопитающих – лисица, заяц -русак, ёж, лось, косуля, дикий кабан. Из земноводных самые распространённые – лягушки, жабы,
змеи, ужи. В тёплое время года окрестности оглашаются пением и щебетом птиц: соловья, жаворонка, ласточки, скворца, щура, стрижа и других.
  Территория Курской области была заселена примерно 20 тысяч лет назад, о чём свидетельствуют археологические раскопки на её территории.
  В пределах Обоянского района первое поселение появилось около 6 тысяч лет назад, что подтверждается раскопками Гочевского городища на реке Псёл.
Есть подтверждение, что рядом с местом, где сейчас стоит село Зорино, в древние времена жили люди. Их следы были найдены архивной комиссией на острове, который находится в болотистой долине, расположенной рядом с рекой Пселец неподалёку от железнодорожного моста. Этот остров выдаётся из болот в виде громадного продолговатого кургана высотой 15 сажен и окружностью 736 шагов. Сейчас остров
покрыт кустарниками и травой, в которой трудно что-либо заметить, но в западной стороне среди накопанной лисицами земли в 1908 году было подобрано несколько черепков от сосудов очень грубой выделки, что указывает на обитаемость
острова в древние времена.
  Начиная с первого тысячелетия до нашей эры восток области был кочевничьим, скотоводческим; запад же – оседлым,земледельческим. До второй половины второго тысячелетия нашей эры восточнее Курска жили степняки -кочевники. Граница их проживания проходила по реке Снове, Тускари, далее через Беседино, Обоянь.
  Ранняя история сёл Обоянского района была тесно связана с Обоянской крепостью, воздвигнутой в 1039 году, и полностью зависела от неё. Эта крепость играла организующуюроль в заселении Обоянского края. Дело в том, что служащие в ней солдаты по окончании службы по приказу воеводы оставались на месте и селились недалеко от крепости, обычно на берегах рек.
  Первое упоминание о селе Зорино встречается в «Писцовой книге Обоянского уезда». В ней говорится о географическом расположении села, а также описывается природный ландшафт вокруг Зорино.
  О времени первого заселения села существует две версии. Одна, более ранняя версия, находится в библиотеке города Обоянь. «История Обоянского района» составлена работниками библиотеки и свидетельствует о том, что село Зорино
возникло в 1666 году. Третьего июля «семь семей» добровольцев Кудиновых и Малютиных основали сигнальный пост на месте нынешнего села, но через три месяца он был уничтожен татарами. Оставшиеся в живых после нападения бежали в Белгород.
  Второе упоминание об образовании села косвенно. В нём нет исторической конкретности данных о возникновении и заселении села.
  В 1968 году зоринцы отпраздновали трёхсотлетие села. Деревня была убогой, частые неурожаи посылали крестьян с сумой. При этом в газете «Молодая гвардия», напечатавшей об этом, нет никаких ссылок на источники такой информации.  Жили ли люди на территории села после нападения татар или туда в те годы никто так и не вернулся, нам неизвестно.
  В 1667 году в России развернулось мощное крестьянское движение под предводительством донского казака Степана Разина. Но в 1671 году восставшие потерпели поражение, а Степан Разин и его брат, Фрол Разин, были схвачены
и отправлены в Москву на казнь. Везли Разина через село Чермошное «ныне Медвенского района». Двадцать первого июня солдаты крепости Обоянь изъявили желание посмотреть на «российского злодея», вождя восставших крестьян.
  Жуткую картину видели в этот день солдаты. Телегу, на которой находился Степан Разин (он был прикован к позорному столбу), тянули четыре еле волочившие ноги клячи. Сзади,привязанный к телеге, шёл брат Степана Фрол.
  Бунтовщиков охранял усиленный конвой, его возглавлял атаман Яковлев. Он поинтересовался у солдат, откуда они,и передал записку для воеводы Обоянской крепости. Воевода был разгневан, когда ознакомился с запиской. Там было все-
го несколько слов на французском языке. Их смысл сводился к одному: «Всех, кто смотрел на Разина, наказать». Глубокой ночью воевода приказал схватить этих солдат и их семьи и отправить за речку Псёл для присмотра за крымскими татарами, чтобы «денно и нощно» они «зрели» на юг. Отсюдаи название села Зорино.
  Солдаты со своими семьями – «тридцать семей» – поселились на Оношкином холме «в районе нынешнего кладбища».Они построили тринадцать землянок и вышку, с которой
должны были наблюдать за Муравским шляхом, по которому проходила дорога крымских татар. Когда появлялись татары,солдаты зажигали солому и этим самым оповещали о надвигающейся опасности Обоянскую крепость.
  В октябре 1672 года на солдат напали татарские разведчики, Зоринская вышка была сожжена.
  В 1689 году старшая сестра Петра I Софья пыталась при поддержке стрелецких войск произвести переворот, чтобы захватить царский трон, но потерпела неудачу. Двое высланных офицеров из Стрелецкого полка прибыли в Обоянь. Воевода крепости направил их служить в Зорино. Они поселились в селе над источником с холодной водой «в районе бани». Офицеры сами готовили себе еду. Из-за этого их начали называть поварами. До наших дней сохранился источник,который называется «Поворот», а улица называется в народе «Поварошина».
  В селе офицеры проживали недолго, несколько месяцев, после чего они переселились в Белгород.
  Как видим, первое упоминание о селе связано с политической обстановкой в России. Наверное, недаром у нас существует поговорка – «Обоянь – Москвы уголок».
  Окончательно село Зорино заселяется в 1690 году. Прибывший сюда сотник Дорохов, прослужив в Обоянской крепости до отставки, попросил воеводу выделить «дан вето 400 десятин земли и 60 солдат с их семьями». Жили они в 14 дворах «скопом». Сейчас улица называется Дороховкой.
  Информацию о событиях последующих пятидесяти лет нам обнаружить не удалось. Что касается развития села примерно с середины восемнадцатого столетия, то судить
о нём мы можем по такому ценному источнику, как «Ревизские сказки». Исследуя «Ревизские сказки» 2, 3, 6, 7 ревизий,мы можем проследить рост числа жителей в селе. В ревизиях 1744 года, 1762 года, 1811 года в описи внесены только лица
мужского пола. Соответственно их количество составляло 283 человека, 312 человек, 416 человек. Как видим, прирост населения был небольшим.
  Как следует из «Ревизских сказок», в селе жили крестьяне однодворцы.
  Летом 1787 года, 16 июня, через село Зорино, следуя из путешествия по Днестру и Крыму в Москву, проезжала Императрица Екатерина II. Богатую карету везли тридцать
белых лошадей, сопровождали четырнадцать карет свиты,сто четыре обоза, шестьсот лошадей. Екатерина увидела здесь хатки, покрытые соломой, снаружи стены были помазаны глиной, перемешанной с соломой, и побелены. Село располагалось по обеим сторонам дороги. Улица была посыпана песком. Селян с утра выгоняли из хаток на улицу:они должны были приветствовать государыню.
  Возвращаясь к «Ревизским сказкам», мы хотели взять материал о количестве рекрутов, призванных на службу в российскую армию. Так, за период между 5 и 6 ревизиями, с 1794 года по 1811 год, из села Зорино было призвано 22 рекрута.
  Анализируя материалы ревизии 1818 года, мы можем сделать вывод, что Отечественная война 1812 года коснулась и села Зорино. Только в 1812 году из села в рекруты было направлено 16 человек, а общее их количество за период с 1811
по 1816 гг. составило 29 человек.
  Первой ревизией, в которую были внесены женщины, стала седьмая ревизия 1816 года. В её материалах отмечалось,что количество женщин в селе составило 475 душ, а мужчин 436 человек. В это количество вошли и дети обоих полов. Документы этой же ревизии являются наиболее ясными для чтения. По ним можно проследить фамилии семей, предки которых, по всей вероятности, были у основ становлениясела. Чаще всего упоминаются фамилии Буняевых, Голозубовых, Зориных, Кудиновых, Малютиных, Соловьёвых. Не случайно эти фамилии распространены в селе и сейчас.
  Почти всё население Зорино состояло из однодворцев.
  Крестьяне-общинники занимались хлебопашеством. Основными посадочными культурами были рожь и овёс. Кроме собственных наделов, крестьяне снимали подесятично поме-
щичьи и церковные земли. К батрачеству зоринцы относилисьс презрением. Заниматься издельными и подельными работами местные землевладельцы обыкновения не имели.
  Жители села Зорино отличались отхожими промыслами.Село, едва успев закончить ранние посевы овса, пустело: работники уходили, почти поголовно, на грабарский промысел и возвращались только к Казанской, 8 июля, то есть к страдной рабочей поре.
  Страдная пора уборки хлебов сменялась оживлённым посевом ржи, после чего снова заскрипят обозы парных «грабарок» (телега несколько ниже обыкновенной, на которой
грабари отправлялись на свой промысел), а возвращались они поздней осенью. На весь этот период село оставалось с одними слабыми стариками и детьми.
  Грабарский промысел считался одним из важнейших по обеспеченности и размеру заработков. Таким промыслом могли заниматься только крестьяне с достатком. На заработки они ходили на юг, в Харьков, в Таврическую губернию. Крестьяне для поездки должны были иметь 10–15 рублей, плюс одну-две лошади с полной упряжкой и телегой.
  Выезжая из деревни, грабари соединялись по нескольку пар. Искали себе работу, которая заключалась в прорытии канав, выкапывании ставков, сооружении плотин. Средний заработок за один период составлял от 40 до 80 рублей. Кроме грабарского, некоторые мужчины занимались и подсобными, кустарными промыслами. Благодаря тому, что вокруг села росли большие леса, крестьяне занимались обработкой дерева. Главными из этих промыслов считались колёсный и бондарный. Женщины занимались огородничеством. Во многих хозяйствах имелись парники, в которых выращивали рассаду капусты, баклажанов, летних цветов. Женщины собирали и продавали семена огородных растений.
  Постепенно, из года в год, численность жителей села увеличивалась.
  Строились новые дома. В 1882 году в селе было 246 изб, 238 из которых принадлежали надельным и четвертным домохозяевам. На территории села проживало 180 домохозяев с наделом земли, в семьях которых проживало 647 мужчин
и 608 женщин, а также девять мужчин и тринадцать женщин безземельных. Всего: 1277 жителей. Земля находилась в личном пользовании. 61 двор арендовал землю, 4 хозяина обрабатывали землю наймом, 18 хозяев обрабатывали частично. В личном хозяйстве почти у каждого был скот. Всего в крестьянских хозяйствах имелось 255 коров, 157 телят и 778 овец. Кроме занятия скотоводством, некоторые жители
разводили пчёл, так в пяти дворах насчитывалось 105 колодок. Главным занятием населения являлось земледелие. При обработке земли крестьяне использовали простой сошный инвентарь, изготовленный из дерева. Лишь изредка встречались бороны с железными зубьями. В этот период времени в селе уже находилось три промышленных заведения.
Эти данные взяты из «Сборника статистических сведений по Обоянскому уезду», но в нём не указано, какие это были заведения. В эти года в селе было двое грамотных мужчин и две женщины.
  Как видим, основная масса крестьян жила хорошо, имея в хозяйстве одну, две, три, а то и более голов скота. Этому способствовали широкие луга, окружавшие село.
  В пореформенные годы широко развернулось железнодорожное строительство. Коснулось оно и зоринских земель.
  В январе 1882 года от села Зорино и села Знобиловка с согласия крестьян было отчуждено пять десятин 1705 саженей земли для строительства узкоколейной железной дорогимежду городом Обоянь и станцией Ржава Курско – Харьковско – Азовской железной дороги. Со стороны крестьянства препятствий не было. В сентябре этого же года было выделено вознаграждение обществу крестьян за отчуждённую землю в размере 1/3 части от 114 рублей 21 копейки, поступивших в Обоянскую уездную земскую управу.
  К концу девятнадцатого века численность жителей села возросла до 1489 человек. В 1894 году в Зорино открылась винная лавка.
  Из воспоминаний Натальи Петровны Соловьёвой, жительницы села Зорино, 1906 года рождения: «Мы жили очень бедно. Часто ходили на базар в Обоянь продавать яйца, зерно. Работать приходилось с раннего утра и до позднего вечера. Основным занятием было хлебопашество, сеяли зерновые культуры. Одевались бедно, ходили в лаптях и зипунах». Жить крестьянам было нелегко. Дома были крепкие, строились из ольхи и дуба. Крыши крылись соломой, но дома были малы. На площади в 30 квадратных метров ютились семьи по 10–15 человек. Спали на кроватях и группках. Печи топили камышом, дрова приходилось покупать, так как дубовый лес,
который находился рядом, охранялся: он был во владении трёх баринов – Варварова, Чебурашкина и Боброва. В центре села, на месте сельского совета, находилась «съезжая» и стояло два амбара. Они назывались «наложными». Сюда по приказу старосты крестьяне сдавали налог зерном. Кроме старосты, за внутренним порядком в селе следил полицейский урядник, он жил здесь же в селе.
  «Перед революцией в селе Зорино появляются первые кирпичные дома, – вспоминает Иван Данилович Соловьёв, – такие дома построили себе священники, псаломщик и Еме-
льян Владимирович Хлудеев, владелец лавки, в которой продавали конфеты, селёдку, мыло, материю. В отличие от крестьянских хат, где полы были земляными, в этих домах пол был сделан из доски».
  Не обошла стороной село Первая мировая война. Из Зорино в армию было призвано 15 человек. Первыми ушли Григорий Трофимович Петров, Михаил Дмитриевич Аносов, Михаил Михайлович Кудинов, Яков Иванович Руцкой. Многие из них так и не вернулись с войны.
  Далее нам представляется необходимым отдельно остановиться на духовной жизни жителей села, которая была связана с церковью. В ней венчали молодых, крестили новорождённых, отпевали умерших, ставили свечи за упокой и здравие душ. Село Зорино входило в первый благочестивый округ. Кроме Зорино, в состав прихода входила деревня Знобиловка.
  Церковь в селе Зорино построена в 1772 году. Называлась она Николаевской и была построена из тёсаного дуба на Оношкином холме, на месте первого заселения. В 1898 году в церкви служили один священник, один дьякон, один псалмщик. В состав прихода входило 2150 прихожан. В 1882 году в селе была открыта начальная церковно - приходская школа,которая располагалась в церковной сторожке.
  В 1905 году Обоянское земство построило в центре села Зорино земскую школу. К 1908 году число прихожан уменьшилось до 1455 душ православных. Иноверцев в приходе не было. В своём владении церковь имела 4,3 десятины земли усадебной и 33 десятины земли полевой.
  Кроме основной деятельности, священнослужители занимались внецерковной деятельностью: ведением мелкого сельского хозяйства, работой в приходской школе, оказанием медицинской помощи прихожанам.
  Они были вынуждены заниматься этим, так как заработок сельского священника составлял не более 200 рублей годового жалования, у дьякона – 100 рублей. Тем более, что жалование выплачивалось нерегулярно.
  Церковно-приходская школа была трёхклассная. В ней преподавались чтение, письмо, арифметика, духовное пение и Закон Божий.
  Такая программа обучения включала физическое и духовное воспитание. Учебный год стоил в школе в год 50 копеек.Сохранились архивные данные о первых учениках, которые сели в класс церковной сторожки площадью двадцать четыре квадратных метра с тремя столами и пятью лавками. Первым учителем был Яков Васильевич Варавин, житель города Обояни. В селе было два годовых праздника: Скорбящая Мать –
праздновали 6 ноября и Никола Зимний – 19 декабря. На эти дни в Николаевскую церковь приходили люди из соседних деревень.
  Христианские праздники в Зорино праздновали всем миром. Масленицу встречали на «Поварошине», Рождество – на центральной улице, которая называлась «загородный куток». Вербную встречали в сосновом бору, а Благовещение – на выгоне, между селом и хутором. В эти дни люди преображались:крестьяне открывали сундуки и надевали самые красивые и нарядные одежды, веселились с утра и до позднего вечера.