Нечистая сила на Руси, цикл

Оскар Хуторянский
ПРОЛОГ

Нечистой силе не отмыться,
Душе нечистой не взлететь.
Но можно ложью ей прикрыться
И ложь в доверие втереть. 

Слова елейные, что сверху
Прикроют низость дум и чувств.
Честь презирают там со смехом,
Там важен тот, кто борз и крут.

С трибуны сахарная пудра
Присыплет грязные слова
И то, что говорит он утром,
Совсем другое, чем вчера.

Костюм прикроет шерсть густую
А шляпа сядет на рога...
Не разглядеть его вплотную,
Ну разве взглянешь на дела. 


ИЕРАРХИЯ НЕЧИСТОЙ СИЛЫ В РОССИИ

В России дьявол - Сатана.
Он ада страшный повелитель,
Есть воплощение он Зла
И слабых душ он искуситель.

Пониже рангом служит чёрт -
Нечистый, с похотью игривой.
Обманщик, льстец а также вор -
Он чёрной магии есть силой.

Задача перед ним проста -
Забрать побольше душ невинных.
Ловушки ставит неспеша -
Кому любви, кому насилия.

Кого почетом и деньгой,
Кого-то подтолкнёт к измене,
Вот тот в политике герой -
Контракт подписан. Путь проверен.

А есть ещё и младший чёрт
Иначе - бес ему название.
С пути сбивает, портит счёт
Порой вселяется в сознание.

На перепутье всех дорог,
При выборе любых решений,
Между добром и злом порог
Он контролирует все двери. 

Что ж, иерархия проста,
Просты задачи их и цели.
Нужна бессмертная душа...
Что вам её ещё заменит?

В христианстве нечистая сила рассматривается как падшие ангелы. По апокрифичным христианским представлениям, отчасти нечистая сила сотворена Богом, отчасти сатаной. Другие её разновидности появляются из так называемых «заложных покойников» — некрещёных детей, самоубийц или умерших другой неестественной смертью (например, утопленники). В нечисть могли превратиться люди, похищенные нечистыми силами (лешим, водяными, русалками) и дети, проклятые родителями. Нечистью также могли стать дети, прижитые с нечистой силой



ЧЕРТИ

В России черти добродушней,
Чем демоны в других краях
У них сочувствие к тем душам,
Кого забрать они хотят.

С ними не прочь мужик поспорить
И победитель будет тот
Кто здесь героем верховодит -
Иван и он же дурачок.

В земле другой - попался к бесу
Иль демон знак свой положил -
И не проси, пощады нету,
Суров их демон господин.

Мне кажется, что лишь в России
Чертям, нечистым хорошо -
Природа им и люди близки...
Чуть что и лес недалеко.

Дороги вовсе не помеха,
Спиртной угар им по душе. 
Посмотришь новости - от смеха
Их кандидат готов уже.

Там есть политики, что душу
Продали много, много раз
И продадут других, лишь случай
Им подвернётся в нужный час.

Булгаков правильно подметил
И Маргариту распознал.
Кому нужна другая ведьма,
Когда такой есть идеал. 


БЕСЫ

Известно вам что у славян
Есть слово “Весы" (или Бесы)?
А называли так селян
Кто не крещённы были, местны.

Деревня - это было “Весь"
И там языческие корни
Держались дольше, так как здесь
До князя далеки дороги.

Там чтили дедовских богов,
Чудились новой веры странной.
На протяжении веков...
Вот вам и “бесы” просто справкой.

Там жили леший, домовой,
Русалка с водяным дружила.
И "весь" там дружною гурьбой
Дары им часто приносила. 

И новый бог на небесах
Не возражал. Обычай местный -
Какой-то лес или река
И местный дух. Им всем не тесно.

Из сказок к нам пришли они
Те духи добрые и злые,
Сейчас, ты в тёмный лес войди
И может встретишь их и ныне.


КОМУ НУЖНЫ БЕСЫ

Кому нужны все эти бесы?
Все черти, демоны - зачем?
Быть может пристращать повесу?
Спасти кого-то от измен?

Напомнить, что не всё проходит,
И что проступки не вернуть?
Что черти очень долго помнят
И за тобой собрались в путь?

Быть может раньше помогало
В царя Гороха времена,
Ведь их придумали недаром,
Мудра народная молва.

Сегодня к бесам нет почтения
Когда примеры здесь и там
Продавшим душу уважение,
При жизни им везёт.  Не нам.


БАБА ЯГА

В далёком детстве я сполна
Наслушался былин и сказок.
Там персонаж - Баба Яга
Была злодеем в тех рассказах.

Но что мы знаем про неё
Про детство или, скажем, юность?
Ведь не всегда её жильё
На курьих ножках к лесу ткнулось.

Когда-то равных две ноги
Имела и была пригожа,
Любила маму, пироги
И в доме помогала тоже. 

Быть может сглазили враги:
«Какая миленькая крошка»?
А может не везло в любви,
И мир нелюб стал, что в окошке?

В пиратах может быть была
И там нога её осталась.
Она не нажила добра -
Ступа, избушка, бедность, старость.

А может в магию ушла
Приворожить кого-то с страстью?
А наказанием - душа
Ушла к нечистым с чёрной мастью.

Но невзлюбила белый свет
И молодцов, детей особо...
И русский дух всегда в избе
Определяла и без слова.

"Кошмар-Апа" - баба Яга;
Так по татарски звучит имя -
Здесь уважение сполна
И к возрасту, и к званию, к силе. 


ДОМОВОЙ

Знакомо чувство дома всем,
Гнездо, нора, дупло, берлога.
Там, где укрыться насовсем,
Где может ждут тебя немного.

Безлики окна небоскрёбов,
В чужих домах - чужой уют.
И что тебе - теплом, то строго
Другие точно не поймут. 

Нас окружают безделушки,
Из разных стран,  далеких мест,
Для нашей памяти игрушки:
Событий, лиц, моментов, встреч.

Пусть дом пустой, в нём дух былого;
Знаком там каждый уголок.
Ну как не верить в “домового”,
Кто дух от прошлого сберёг?

Домашний Дух, хозяин Дома,
Хранитель мира, очага.
Был у славянских он народов
До христианства - друг всегда.

Но христианству он - соперник,
Нечистой силой назван был.
Из падших ангелов он - в черти…
Жилище б освятить от них.

Он у славян считался - предок,
И дому без него - конец…
Крестом изгнали, ясно дело,
А дом пустой.  Защиты нет.

Когда-то  стены помогали,
А это всё был домовой!
А в Риме был двуликий Янус
Всё ту же роль играл святой. 

“Январь” от “Януса” родился.
Дом и для римлян важен был.
Он жертвы ждал, он не постился,
Но для семьи он другом стал.
 
Одним лицом смотрел наружу,
Другим внутри хранил покой.
У иудеев есть Мезуза,
Для Бога знак, мол в доме свой. 

И тем, которым тесно в доме,
Кто рвется мир познать, открыть,
Нет, нет, а об родном пороге
Уверен - будет он грустить. 

В русской мифологии происхождение нечистой силы (домовые, лешие и тому подобные), восходящее к апокрифической легенде о детях Адама и Евы, рождённых после грехопадения и скрытых от Бога.


ЛЕШИЙ

Бояться леших - недостойно,
Тем более страх от домовых. 
Им, домовым наш дом, как стойло -
Очаг хранить от духа злых. 

Он наш союзник в этом смысле
И постоит за нас горой
Пока о доме наши мысли,
Пока не сманит дом иной. 

Он добрый дух для ребятишек
И любит в прятки поиграть,
Но увлекается он слишком -
Он - невидимка!  Как сыскать?

Он помнит всех кто жил здесь раньше,
Кто строил, кто хранил очаг.
Всё то, что было, то не раньше,
То для него лишь малый шаг.

А леший - тот же домой
Для леса, он его обитель.
Хранит зверей, лесной покой,
Природы он большой любитель. 

Пугает в шутку, не со зла.
И если в вас нет злого духа,
Коль в лес по ягоды, дрова...
То вам он лишь протянет руку. 

Он знает всё, он помнит всех,
Рассказчик сказок он и басен,
Он любит слышать детский смех. 
Поверьте - вам он не опасен. 

Владимир Даль записал в толковом словаре: «По выражению крестьян, нежить не живет и не умирает. У нежити своего обличия нет, она ходит в личинах. Всякая нежить бессловесна».


ВЕДЬМЫ

За знания выгнали из рая,
За знания падали с небес...
Так повелось, все понимают,
Кто много знает, значит - бес.

Всегда боялись тех, кто знает,
Кто ведает больше других.
Тех женщин ведьмами прозвали
И часто сторонились их. 

Но за советом, за снадобьем
К ним приходили со стыдом...
Потом они ж смывали кровью
За помощь плата им - костром.

Ну а пока, чтоб сняли порчу,
Приговорили жениха
И погадали тёмной ночью.
Но это до того, пока...

В России ведьмы не делились
По рангу - добрых или злых...
Но и дымы костров не вились -
В Европе фей жгли тех, иных.

За то, что с дьяволом в сношениях
И за шабаш, за колдовство.
За гордый взгляд, за отвращение,
А очень часто ни за что.

Сожгли десятки тысяч женщин -
Жён и подруг, и матерей -
Кто родинкой судьбой отмечен,
А кто наветом их друзей.

Да и сейчас не очень любят,
Когда умны не по годам. 
Соседи сразу же осудят -
"А, это ведьма. Стыд и срам".


СЧАСТЛИВАЯ ЧЁРТОВА ДЮЖИНА

Средь чисел всех стоит одно,
Что незаслуженно и ныне
И с предрассудками оно
Обвинено и в чертовщине.

Число тринадцать - знаем мы
И в этот день все осторожны
А если в пятницу - черты
Нечистой силы видеть можем. 

А начиналось так светло -
Вот, например, у иудеев   
Считалось «Божее число»
И каббалистам нет милее.     (1)

В чести считалось и у греков -
Квадратов сумма чисел двух,   (2)
Число фигур всех Архимеда    (3)
В нём видели вселенский дух. 

Тринадцать было олимпийцев -
Богов, где правил первым Зевс.
Чертей не знали их провидцы,
И чертовщины для них нет.

Для христиан там, как ни странно,
Десятка с троицей слились -
В числе - Вселенная пространно
И тоже означает жизнь.    (4)

Так почему же число это
Как бы проклятием стало вдруг?
За что? Причина или метод
Оно оболгано вокруг?

Быть может Тайная Вечеря
На это даст простой ответ?
Тринадцать за столом сидели,
Похоже счастья в этом нет!  (5)

Оттуда чёрт, оттуда дьявол…
А неплохое ведь число -
В Китае, в Индии, арабам
Коль попадётся - повезло!

Болезнь известна в психологии,
Такой боязненный синдром -
Число тринадцать для них вроде,
Как направление в дурдом.  (6)

В нумерологии тринадцать -
Любовь и преданность, и дух!
И если эти числа снятся,
Они цыганкам лучший друг

(1) У евреев число тринадцать тоже имеет позитивное значение и является символом Бога.

(2) Сумма квадратов первых двух простых чисел:
13 = 2х2+3х3

(3) Существует ровно 13 архимедовых тел — выпуклых многогранников (полиэдров) — обычно замкнутая поверхность, составленная из многоугольников

(4)  В христианской традиции число 13 — это десятка и Троица, которые вместе символизируют Вселенную.

(5) По библейским преданиям Иуда Искариот во время Тайной вечери сидел за столом именно тринадцатым. В девятнадцатом столетии в Европе существовало поверье, что нельзя за одним столом собирать 13 человек, иначе один из гостей умрет в течение года. Также среди христиан было мнение, что тринадцатым «человеком» был сам Антихрист.

(6) Боязнь числа 13 называется трискаидекафобией.