Поэт и слава

Айша Курбанова
      В Сирагинских горах бытует легенда о том, как иноземец – воин Надыршаха – оказавшись на тропе, перегороженной с правой и с левой стороны защитниками горных аулов, вооруженных вилами и топорами, перепрыгнул ущелье и по склону перебрался к своим. Глядя на ущелье, носящее название Утёс врага, диву даёшься, как иноземцу удалось перепрыгнуть пространство длиною в 8-9 метров?
       Не верить легенде невозможно, так как очевидцы передали последующим поколениям случившееся в деталях, указали путь, по которому врагу удалось избежать казнь.
       По сохранившимся преданиям, жители сёл Аяцимахи и Карбачимахи оказали небывалое сопротивление войскам иноземного завоевателя Надиршаха, совершившего в 1741 году два похода в Сирагинские горы Республики Дагестан. Но силы оказались неравны. Горцы были вооружены только вилами, топорами, лопатами, поэтому многочисленным войскам шаха удалось сломить сопротивление небольшой кучки горцев. А за их неповиновение Надыршах разрушил селение Аяцимахи до основания, а в селе Карбачимахи перебил почти всё мужское население, отнял у матерей младенцев и растоптал их на току под копытами лошадей. С тех пор это место, то есть, ток «Мизла дурези», считается святым местом.
        После разгрома данных сёл Надыршах расположился на плато Дурчидаг, но отправлял воинов на грабёж отар, спрятанных от него. Зная, что воины Надыршаха отправляются за провизией по узкой тропе, выжившие в бою карбачимахинцы устроили засаду. Они надеялись отомстить им за смерть младенцев, растоптанных на току, однако врагу удалось избежать мести, перепрыгнув через пропасть, которому позже дали название Утёс врага.
        Сюргинцы всё же отомстили своим обидчикам, приняв участие в сражении против Надиршаха на плато Дурчидаг. Отразив атаки совместно с другими народами, горцы обратили Надиршаха в бегство. Однако эта победа не помешала горцам восхититься смелостью неизвестного воина Надыршаха,которому удалось перепрыгнуть пропасть длиною в 8-9 метров. Он и не думал прославиться, но отчаянная храбрость увековечила его подвиг.

                ***
         Одарённый и патриотичный поэт тоже не думает о славе или о подвиге. Он живёт болями и чаяниями народа, поэтому известность приходит к нему сама. Потому что в душе подлинного поэта не жить поэзия не может, как не может не биться сердце в теле живого человека. Потому что он жить спокойно, не тревожась за будущее человечества, не может. Потому что он старается жить с гордо поднятой головой, не краснея за прошлое, настоящее и будущее.