Картина Ренуара В ложе

Вадим Константинов 2
                Эта женщина - что в ложе
                Нам увидеть довелось...

                С бархатистой нежной кожей...

                С россыпью густых волос...

                В одеяниях, что сжали
                Грудь, хоть нежен их покров...

                И чью шею унизали
                Нити крупных жемчугов...

                Что своей повадкой царской
                Чужда суетной возни...

                Да написана с Монмартской
                Девки уличной Нини!..
                12.1991.


Пожалуй «Ложа» – одно из самых известных полотен Пьера Огюста Ренуара. Несмотря на название, ложа обозначена на картине лишь в качестве второстепенного плана, в виде нескольких выразительных элементов.

Основу произведения составляет двойной портрет. Передний план занимает женщина, опустившая одну руку с маленьким, театральным биноклем на бортик ложи, а вторую, с ажурным платочком, положившая на колени. За ней располагается мужчина в вальяжной позе, внимательно наблюдающий в бинокль за чем-то происходящим. Обе фигуры расположены почти в плотную друг к друга, но это не создает впечатление их общности.
 
Наряд дамы прописан во всех подробностях. Можно рассмотреть каждую складочку ее платья из материи с широкими вертикальными полосами, жемчуга, обвивающие шею и искусственные цветы, украшающие наряд. Все это создает образ прекрасной незнакомки, на которую обязательно бросит взгляд каждый, входящий в зрительный зал.

В отличие от блестящего наряда, выражение лица женщины сдержанное и несколько строгое. Уголки ее губ приподняты, но она скорее грустит, чем радуется чему-то. Взгляд женщины задумчив и не создается впечатление, что она увлечена действием. Скорее ее мысли витают где-то далеко от происходящего на сцене.

Несмотря на хорошо прописанные детали, они не бросаются в глаза и не отвлекают зрителя от любования лицом дамы: бинокль в ее руке практически сливается с бортиком ложи, платок – с белой перчаткой на ее руке.

Вся картина написана в желтых, жемчужных и почти черных тонах, струящихся по полотну снизу вверх. Это создает не только образ прекрасной, задумчивой незнакомки, но и того, что героиня находятся именно в театральной ложе. Сочетания черного и жемчужного цвета одна из находок Ренуара.

Примечательно то, что в качестве мужской модели для этой картины Ренуару позировал Эдмон – родной брат художника.