Дмитров и канал имени Москвы

Вадим Константинов 2
                Какие идеальные обводы!
                Как плотно камни сложены, без трещин и щелей.
                Такой укладке никакие годы
                Не навредят, хоть океан налей.
                Заморские диковины не снятся,
                Не кажутся и не у нас в гостях,
                Они как братья кровные, роднятся,
                Они ведь тоже на крови и на костях.
                Павел Каминский



                *****
                Налюбуюсь им в Дмитрове...

                Даже слов будет мало,
                Чтоб хотя бы отчасти
                Передать весь масштаб...

                Но историю зная,
                Красотою канала
                Восторгаться без меры
                Всё ж душа не смогла б!..
                09.09.2019.



               

Идея создания канала была проста: привести к столице самую великую русскую реку — Волгу. Решение о строительстве было принято в 1931 году. Так одним махом убили сразу трех зайцев: напоили Москву и Северное Подмосковье, проложили водный путь от Москвы до Волги, и спасли от гибели Москву-реку и Яузу.
За 4 года и 8 месяцев был выполнен огромный объем работ: построено 11 шлюзов, 8 земляных плотин, 3 железобетонные плотины, 8 ГЭС, 7 железнодорожных и 12 шоссейных мостов, 2 туннеля и множество других сооружений. Пять насосных станций были поставлены для подъема Волжской воды почти на 50 метров Клинско-Дмитровской гряды. А для строительства Химкинского, Клязьминского, Пяловского, Пестовского, Икшинского и Учинского водохранилищ пришлось перенести с места на место более 200 миллионов м3 грунта.
Подсчитано, что если бы его погрузили в железнодорожные вагоны, такой состав мог опоясать Землю по экватору 5,5 раз.
Большинство строителей канала Москва — Волга были заключенными ГУЛАГа. Их труд был дешев, а работали они самоотверженно. Для этого в системе Главного Управления лагерей ОГПУ-НКВД СССР был создан ДМИТЛАГ с центром в Дмитрове. В то время он был крупнейшим лагерем с большим количеством «филиалов» по всему протяжению канала и 1 200 000 заключенных в начале 1933 года.
Когда нужны были технические специалисты, их доарестовывали. Например, для крупного ученого, заключенного ДМИТЛАГа, а в прошлом — министра Временного правительства и последнего генерал-губернатора Финляндии профессора Николая Некрасова построили дом, выделили обслугу и машину с личным шофером. А с 1935 года профессор работал на строительстве уже в качестве вольнонаемного сотрудника.
Одновременно с каналом заключенные ДМИТЛАГа строили два закрытых аэродрома под Подольском, а в Москве — спортивный комплекс «Динамо», Северный и Южный речные порты, жилые дома для начальствующего состава ОГПУ-НКВД.
До 1935 года техники на строительстве канала Москва — Волга почти не было. При этом на одной только Глубокой выемке возле деревни Хлебниково к этому времени вручную вынули более 2 миллионов м3 грунта. Людей, вывозивших на тачках землю из котлованов, было так много, что приходилось ставить регулировщиков движения.
Говорят, что измученные непосильным трудом заключенные сами вместе с тачками срывались в котлованы, падали в бетон и оставались в нем замурованными. Иногда «доходяг» увозили в лагерные больницы. А часть зеков хоронили еще живыми. Поначалу медики называли истинные причины смерти, но потом это запретили. И каждое утро из Дмитрова, Яхромы, Орева, Деденева, Икши выезжали телеги, груженные трупами. А в лесах устраивались массовые безымянные захоронения. Лишь иногда умерших «ДМИТЛАГовцев» закапывали на окраинах кладбищ. А зимой трупы укладывали на дне вырытой ямы штабелями, присыпая очередной «слой» песком.
О том, в каких условиях находились узники ДМИТЛАГа, можно судить по воспоминаниям неназванных современников: Тысячи грязных измученных людей барахтались на дне котлована по пояс в грязи. А был уже октябрь, ноябрь, холода стояли страшные! И главное, что запомнилось: заключенные были истощены предельно и всегда голодны… Смотрим: то один, то другой зэк в грязь падают. Это они умирали от слабости: предел сил наступал… Ближе к ночи, чтоб не было случайных свидетелей, … тянулись с канала целые караваны «грабарок» с трупами, облаченными в нижнее рваное белье. Лошадей погоняла специальная похоронная команда. Ямы, длинные и глубокие, выкапывались в роще заранее днем. Людей сбрасывали в могильники как попало, один на другого, будто скот. Только уедет один караван — за ним приезжает другой…
Строительство канала Москва — Волга завершилось как раз к моменту открытия навигации. 2 мая 1937 года из Горького (Нижнего Новгорода) к Северному Речному Вокзалу по каналу прошла флотилия теплоходов и катеров, специально построенных для работы на этом водном участке. Канал Москва — Волга длиной 128 километров, глубиной 5,5 метра и шириной водного пути 85,5 метра был торжественно открыт.
Ну а жизнь ДМИТЛАГа подходила к концу так же, как и жизнь многих его заключенных. С 8 августа 1937 года начались массовые расстрелы под Москвой на «спецобъектах» Бутово и Коммунарка. Сюда для исполнения приговоров привозили и осужденных из ДМИТЛАГа.