Вражда и дружба

Владимир Сурнин
  Оказавшись на Кавказе, я вспомнил о своей профессии. Во мне проснулась страсть исследователя, попавшего в неизведанную страну. Наверное, с такой страстью Миклухо-Маклай изучал жизнь папуасов на острове Новая Гвинея, П.Н.Пржевальский – пустыню Гоби в Центральной Азии. Мне всё было ново и всё интересно, начиная с языка, одежды, музыки и кончая обычаями местного населения, карачаевцев.  Я не упустил возможность пораспрашивать Валиного дедушку о взаимоотношениях русских с карачаевцами. Из книг я знал непростую историю этого народа. Как и другие свободолюбивые горцы, карачаевцы с оружием в руках выступили против царской России в годы Кавказской войны (1817-1864). После замирения отношения с русскими складывались по-разному, но никогда больше не превращались в кровавую борьбу. На мой вопрос, не было ли у него конфликтов  с карачаевцами, Алексей Николаевич поведал такую историю.
  По его словам, уже после революции, будучи заядлым охотником, он подружился на охоте с одним представителем этого племени. Я не запомнил имени этого человека, но суть не в этом. Когда началась коллективизация и Алексей Николаевич вынужден был отдать в колхоз свой скот, семье пришлось подтянуть кушаки. А затем на всём Северном Кавказе начался голод. Его спровоцировали плохие погодные условия и ошибки в хлебозаготовках. Многодетная семья перебивалась с хлеба на воду, и тут в самый критический момент появился спаситель. Им оказался тот самый карачайский охотник, который принёс русской семье бурдюк айрана (кислого молока) и несколько хлебных лепёшек.       
  Дело в том, что основным занятием карачаевцев исстари было овцеводство. Как представителей национальных меньшинств, не связанных с земледелием, карачаевцев не стали загонять в колхозы. И голод их обошёл стороной. Узнав, что русские голодают, дедушкин друг пришёл его выручать. Всю осень и зиму 1932-1933 гг., в самый критический период, он под покровом ночи приносил в хату к дедушке драгоценный груз.  Благодаря его помощи семья Хранцовых не потеряла ни одного человека.               
  Прошли годы,  и Алексей Николаевич отблагодарил своего спасителя. Это произошло уже после возвращения карачаевцев из мест ссылки, где они оказались после депортации, проведённой по решению Президиума Верховного Совета СССР в ноябре 1943 года. Карачаевцев обвинили тогда в пособничестве немецким оккупантам и лишили автономии. Одиночные факты коллаборационизма со стороны карачаевцев действительно имели место, но пострадал за них весь народ. Только после ХХ съезда КПСС, в 1957 году, карачаевцев реабилитировали и вернули на прежние места проживания. К слову сказать, это решение касалось также других депортированных в годы войны: чеченцев, ингушей, калмыков. Их возвращения на местах ждали и боялись.
  Этот момент уже запомнила моя жена, которая в то время ходила во второй класс. Появление в Преградной когда-то сосланных карачаевцев стало ярким событием в её жизни. С этого года в школе стали учиться дети ссыльнопереселенцев, и с некоторыми из них Валентина подружилась. Психологически это оказалось несложно. Что касается взрослых, то здесь основные проблемы в отношениях между карачаевцами и станичниками были материального и правового характера. За время отсутствия высланных, в их домах поселились другие люди. Карачаевцам часто не было где жить и чем кормить семьи. Государство не осталось в стороне, но пока оно пришло на помощь, многим нуждающимся помогли русские. Дедушка поселил у себя семью друга-карачаевца, и они жили у него, пока не построились.    
  Однако не везде процесс переселения горцев на исторические места проживания проходил без эксцессов и столкновений. В Преградной мне показали дома беженцев  из Чечни в 1957 году: русских, осетин, аварцев, украинцев.  Им пришлось оставить свои дома, квартиры после того, как появилась угроза их жизни со стороны новоприбывших. В республике остро не хватало работы, жилья. Этим воспользовались чеченские шейхи, муллы и тейповые авторитеты, которые, воздействуя на молодежь в националистическом и религиозном духе, стремились оживить идеи мюридизма и повиновения законам шариата. В Грозном распространялись антирусские листовки, были зафиксированы и нападения чеченской молодежи на учащихся ремесленных училищ и офицеров Советской Армии.               
  Власти прохлопали ухудшение криминогенной обстановки в Чечне, продемонстрировали  неспособность реально защитить некоренных жителей. Это спровоцировало русское население Грозного на массовые беспорядки, произошедшие в городе в августе 1958 г.  Они стали классическим примером не раз описанного в исторической литературе "русского бунта", отчаянного и беспощадного.
  Как это не раз происходило при Хрущёве, восстание русских в Грозном было подавлено при помощи армии. Но сама проблема межнациональных отношений осталась. Центральные и местные власти, в силу своей идеологической зашоренности, не смогли объективно оценить причины вспышки народного гнева. Это аукнулось новыми потрясениями на Кавказе      на рубеже восьмидесятых-девяностых годов.