Мы не рабы! Рабы ли мы? - цикл

Оскар Хуторянский
СЧАСТЛИВЫЙ РАБ

Известно случаев немало -
Хозяину был предан раб
И жизнь свою так отдавал он,
Как будто рабству был он рад.

Он с радостью носил оковы,
Гордился рабским он клеймом,
Был сыт. Всегда в обносках новых
Лакеем рьяным был во всём.

Всегда к утру была похлёбка,
Очерчен круг его забот.
Раб равный средь других холопов
И равной жизнью жизнь ведёт.

Он восхвалял и кнут, и пряник,
Ждал зрелищ, где других рабов
Друг с другом драться заставляли
Всех обезглавив их потом.

Гордился тем, что жил он в самой
Рабовладельческой стране,
Где все от края и до края
Слагали песни о царе.

Тот раб считал себя свободным,
Что мог он восхвалять сполна,
Среди других себе подобных.
Зачем им воля. Не нужна.


НАВЕРНО САМЫЙ ЛУЧШИЙ РАБ

Мечтает не о воле раб,
А о своих рабах.
             Юрий Нестеренко,
              «Поэма пощёчин»

Наверно самый лучший раб
Тот, кто считает, что свободный.
Он пропаганде хитрой рад,
Работать будет за похлёбку.

Он разрушает старый мир -
Ему не жаль, не он же строил,
И на руинах правит пир,
Но новый мир он не построит.

Он научился говорить,
Вождей цитируя пристрастно,
"Врагов народа” уличить
Врагов своих, пусть непричастных.

Стуча багровым кулаком,
Пошлёт других рабов в забои.
Серпом и молотом, пером
Всё воспевать  и только строем.

Идея главная нужна, -
Чтоб хорошо потом, для внуков
И чтобы пела вся страна:
“Как хорошо…”    Какая скука.


СТРАШНЕЕ НЕТ ТОГО РАБА

Все четверо - проклятье нам,
Но все же в списке том   
Авгур поставил раньше всех
Раба, что стал царем.
       Стихи Редьярда Киплинга
       в переводе Льва Блуменфельда

Так было испокон веков -
Под именем другим
Боролся яростно холоп
Чтоб был сам господин. 

Чтобы других, таких как он,
В ярмо своё загнать,
Заставить их пахать под стон...
Ему ли то не знать!

Он много лучше кандалы
И лучше плеть создаст.
И улучшение тюрьмы,
И лагерей каркас.

Из тех, которых сам бежал,
Закроет выход, брешь.
Науку в Шушенском познал,
Таких попробуй, срежь. 

Страшнее нет того раба,
Кто вырвался в князья.
И было то не раз, не два...
То помним вы и я. 


ПСИХОЛОГИЯ РАБА

Чем психология рабов
Так отличается от многих -
Всё начинается с основ
В душе заложенных - убогих.

Возможно быть рабом привычек,
Уютной тёплой сытой жизни,
Рабом вельможей или нищим
И от рождения скудной мысли.

Раб унизителен пред властью,
А тех, кто ниже - унижает.
Своим болотом горд со страстью,
А из другого - презирает.

Он верит новостям эфира,
И горячо их повторяет...
Всегда созвучна его лира
И с властью мнение меняет. 

Во всех невзгодах - есть виновный!
Не он, конечно, а другой -
Желательно, чтоб инородный
И чтобы веры был иной.   

Не жаждет перемен он вовсе,
Ну разве лучшего царя...
И может водки много больше,
Все остальные споры зря.

Он первым пнёт ногой и плюнет
В того, кого он обожал,
Лишь убедившись силе пули,
Ударившей под сердце льва. 

Чем психология рабов
Так отличается от многих -
Всё начинается с основ
В душе заложенных - убогих.


НАДО ПОКОЛЕНИЕ

Мы знаем, надо поколение
Свободу в рабство превратить:
Сменить режим, ограничения
К учебе, к прессе применить.
Создать секретную охрану
Всех запугать и затравить...
И пропаганду, пропаганду
Из рупоров, экранов лить.
Создать надежные застенки
Для тех, кто посмотрел не так,
Слезам не верить, сразу к стенке
И знать - палач всегда есть прав.
Взрастить надежные резервы
Что верят в божество вождя,
Всегда готовых встать на смену
Тех, кто расстреливать устал.

Намного дольше и труднее
Освободиться от раба...
Пророк когда-то иудеев
В пустыне сорок лет держал.
Кто раб в душе - им не поможет
В законе новая статья,
Вождя все ждут, мол он все сможет,
Зачем же надрывать себя.
Пусть в клетке, но тепло и сыто,
Пусть духота, но запах свой.
Пусть двери все на ключ закрыты,
Не нужен берег нам чужой. 

Пока ещё не научились
От рабства душу излечить.
Но способ есть - попробуй вылезть
Туда, где мир под словом "жизнь”.


СМЕНИТЬ РУБИЩА НА ТОГИ

Демократия должна требовать для граждан равного старта,
а не равного финиша.            
             - Роджер Прайс

За равенство боролось много:
Мол "все равны, даешь дележ",
И свои рубища на тоги
Сменить им было невтерпеж.

Они не равенства хотели,
А поменять места свои
Стать власть имущими на деле...
Права качали лишь свои.

За перемену мест боролись
Спартак, плебеи и рабы.
А строй устраивал их вроде,
Девиз их был: "рабы не мы".

Свободу, равенство и братство
Трубил Руссо, Монтень, Вольтер,
Нигде оно не состоялось,
И негде мне найти пример.

Маркс поступил умнее сразу -
Он гегемона возбудил:
На диктатуру пролетариата
Он братский лозунг перешил.

И даже это не свершилось,
Другой элитой у руля,
И строй любой как лыком шитый,
Есть избранные, а есть тля.

От перемены мест мы знаем
Тот результат неизменим...
А мы политику латаем:
"Равны, равнее, уравним".

Так с каждой новой революцией
Ужесточается режим.
Нет, не становится нам лучше,
Коль бывший раб наш господин.


СМЕРТЕЛЬНА ПЕРЕМЕНА МЕСТ

"От трех трясется земля, четырех она не может носить:
Раба, когда он делается царем, Глупого, когда он досыта ест хлеб,
позорную женщину, когда она выходит замуж,
и служанку, когда она занимает место госпожи своей".
               Книга притчей Соломоновых Гл. 30, стихи 21-23

Призывы к равенству звучали
Во всех краях, во всех веках
И первыми к нему взывали
Те, кто внизу к тем, на верхах.

В системе той - материальной
Для уравнений передел -
Твоё - моё, как ни печально
Бывало. Есть у нас пример.

Но схеме разума и знаний,
И интеллекта - уравнять
Возможно, утолив желание
Лишь тем, что гениев убрать.

Под гильотину иль в изгнание
Намного проще их послать,
Чем тех, вопящих о признании
Немного умственно поднять.

Им можно звания, зарплату
И почести поднять легко,
Но не закрыть и не заплатать
Нехватку тех, "кому дано".

Лавуазье нашёл кончину
На гильотине. Нет его.
Вавилова толчками в спину
В Сибирь.  Но это для чего?

Расчистить Лысенкам дорогу,
Невеждам, жаждущих наград.
Загнать Эйнштейнов всех в берлогу
И указать - "один из нас".

А ведь они - продукт творения
Тысячелетий.   Равных нет.
Не возродить приказом гения.
Смертельна перемена мест.


ЧТО БЫЛО НОРМОЙ

Что кажется сегодня диким,
Во всё былые времена
Считалось правильным. Возникшим
С веления Высшего сполна. 

Считалось рабство просто нормой.
Считал хозяин так и раб.
Желания были и не спорны -
«Царя бы доброго». Вот так. 

Рабы из Африки - те позже,
Но был Египет, был Исход.
Славяне в рабство были гоже
Для греков, римлян, на восток.

Шли как разменная монета
На Шелковом Большом Пути.
И в Византии знали это -
Пенька, пушнина и ... они.

Религия не возражала -
«Раб божий» - хорошо звучит.
И в гены, в душу проникало...
Воспитывался инвалид. 

Профессиональный раб душевный!
Как много я таких встречал,
Не «За», не «Против»... всюду средний
Царя б получше - идеал!


ПРЕДСТАВИТЬ МОЖНО ГОСУДАРСТВО

Представить можно государство,
Где добровольно гражданин
Дела с другим решает каждым
Без принуждения и обид.

Не так, как раб или хозяин,
Не так, как жертва и палач,
А как свободный горожанин
Кому нельзя всё приказать.

Задача - бенефит взаимный,
Без силы, власти и угроз.
Где государство укрепило
Свободу слова, всё без розг.

Где сила в применении только
К преступникам, врагам извне…
А к экономике нисколько
Не применяется нигде.

Как строй такой вы назовёте?
Он идеальный, знаю я…
Но приближается в расчёте
К капитализму.   Так друзья.

Учили нас - эксплуатация,
И там друг другу каждый волк…
Слова фальшивы, провокация...
Коллективизм - вот рабства столп.   

Слова стираются, меняют
Свой смысл, идею и без прав
Все применяют их не зная,
Бездумно логику поправ.


РАБ - РАБОТА

Заметил я, случайно, мигом,
Что корень раб-работа тот же
Лишь в русском языке великом
В других - ты их смешать не можешь.

Как получилось, так некстати,
Что у других славян - народов
Другие корни отличают
Рабов от всех других, свободных?


Раб – Работа (рус)
Slave –Job (англ)
Esclavo – Trabajo (исп)
Servus – Officium (лат)
Esclave – Emploi  (франц)
Sklave – Arbeit  (нем)
Schiavo – Lavoro (итал)
Rab – Pracy  (пол)
Раб – Праца  (белорус)
Раб – Праця (укр)
Sklavo – Laboro (есперанто)


МЫ НЕ РАБЫ!

Мы вспоминаем каждый год
Исход от рабства из Египта,
Как уходил тогда народ.
Он шёл в пустыню, полной риска.

Кто мог, тот шёл. Детей несли.
Больных и дряхлых - на повозке.
Похоже все тогда ушли,
Не все дошли - идти то вёрсты.

Не знали, хватит ли воды,
А шли в пустынные барханы.
Но главное - “Мы не рабы…”
Себе твердили все упрямо.

Назад закрыты все пути,
Не видеть предков их могилы,
Им остаётся лишь идти,
А ветер то в лицо, то в спину.

“Мы не рабы!” - причина та
Вела людей через пустыню.
Из царства, там где Нил, вода
И кущи райские и ныне.

Их сорок лет водил пророк,
Ждал поколения другое.
Не верил в “…не рабы”  урок,
Свободным лишь родиться стоит!


ВОССТАВШИЕ РАБЫ

Нет ничего страшнее
Исчадия из тьмы,
Когда идут зверея
Восставшие рабы.
У них нет страха смерти,
Им жизнь не дорога
О них не плачут дети
И их не ждет жена.
И не проси пощады,
Порвавши кандалы
Они свободе рады
От воздуха пьяны.
Смерть их не на арене
Иль в шахтах Воркуты,
Или в Варшавском гетто...
Восставшие рабы.
И будь то Стенька Разин,
Спартак иль Пугачев,
Вождя народов жертвы -
Прощение их не ждет.
И смерть или победа
Одна на всех - вперед
Распятию подвергнут,
На дыбу иль в костер.
И без заград-отрядов,
Медали не нужны,
Идут, идут в атаку
Восставшие рабы.

К тиранам всех окрасок
Вопрос:   Готовы вы
На суд прийти, где судьи
Восставшие рабы?

«В 1949 году на станции Обязь заключенные восстали, разоружили охрану, побили всех и направили в сторону Воркуты освобождать каторжников-шахтеров. Восставшие прошли около 80 километров с боями, освобождая лагерь за лагерем. К ним примыкали все новые и новые силы из освобожденных лагерей, и, в конце концов, число восставших достигло более 70 тысяч… Были приняты меры. Самолетами высадили десант, "подтянули" минометы, артиллерию, и началось уничтожение этих заключенных с воздуха и земли. Две недели шли бои, пока всех их не уничтожили».

(Из статьи, подготовленной Ринатом Саитовым по материалам  журнала "Ямальский Меридиан", газеты "Красный Север", документов из архива Окружного краеведческого музея ЯНАО http://www.yamal.org/501/doc/5.htm)