Из Забытого. Мысли о кинематографе 41-45, 1997

Анжар
***
столько сложных и хитроумных инструментов
чтобы обрести то что всегда рядом
но это лишь слова
и это рядом на самом деле так далеко
что приходится идти к нему всю жизнь
и чем дольше идёшь
тем меньше надеешься дойти
тем оно дальше

12.07.2019



***

41

Когда начали репетицию по литературному произведению, сразу возникло множество вопросов, на которые там не было ответов, и снова возникла мысль, насколько литература упрощённее живого представления.


42

Чем обыденнее сюжет, тем большей глубины возможно достичь — ничто не отвлекает и не уводит от погружения.


43

/Из обсуждение фильма Стеллинга «Стрелочник»/

Герой не совсем человек, он человек-зверь. Практически все связи с людьми разорваны.
Такое впечатление, что он и родился, и живёт на необитаемом острове.
И всё же нет — скорее, он похож на собаку, которую посадили на цепь охранять дровяной сарай.
И все его отношения с «обществом» этим ограничиваются.

Но ведь он всё же человек.
И потому — крик.


44

Фильм подобен сновидению, в котором крик боли, крик пронзительной боли рождает ощущение живого человека.

Ясность, в которой был виден тот, кто обычно скрыт за привычкой и обыденностью — собственно человек.


45

Необходимость «жили-были», «в некотором царстве», «давным-давно», необходимость экспозиции.

Аналогия с нашим реальным зрительным восприятием — от общего плана к среднему и крупному, а затем к деталям, наведение резкости, поиск фокуса внимания.


1997