Обзор летнего лонга от Светланы Шильниковой

Литературный Фестиваль Рунета
Прочитав лонг (анонимный*), я отчетливо поняла, вернее приняла его за еще одно подтверждении того, что поэзия уходит от глубинного внутреннего я, собственного слуха и зрения. Уходит к созерцанию и наблюдению стороннего человека, соседа всему живущему и происходящему. Хорошее аккуратное письмо, приличная версификация, безличные акценты и интонации, определенная игра в слова, но игра часто чужая и отстраненная.  Это не плохо и не хорошо, просто данность. Но лично мне, и это абсолютно субъективно, важен именно я-мир, я-вопрос, я-ответ даже в том случае, если такое стихотворение будет чуть менее ровно написано.  То Я, которым делишься, отдаешь без остатка, если берут, но не навязываешь и не подсовываешь. И это Я - не местоимение.
От стихов я жду свободы, такого «выхода из себя» за себе же самому установленные рамки.
Не так - я не жду от стихов, но когда слышу такую свободу - ликую.
Вот как об этом пишет Ольга Седакова: «Примета таких слов, аккумулировавших самоотдачу, – их близость к абсурду, иногда опасная, иногда они своими значениями туда-таки и перелетают. Вот пример – импровизация пятилетнего сочинителя:

Я знаю, ветер, ты мой друг,
ты веешь без обмана.
Вот бабушки идут с ведр;ми
за водичкой яркой –
золотая уж навеки
умирает с горя.
И скушно дню, и скучно ветру,
и скушно бабушке с ведром.

Всем, конечно, понравится яркая водичка. Но это еще удачное наблюдение, а не выход из себя. Настоящий поэтический экстаз – следующие две строчки (золотая уж навеки и т.д.), которые, закрыв глаза, скачут в абсурд – и совершенно правдивы.»

От некоторых текстов лонга возникло ощущения инерции. Мастеровитые, но невозможно скучные стихи. От иных текстов - я это уже читала и не раз или видела или слышала, не конкретно этот текст, сюжет, мысль или даже образы, а разработанный каркас, готовую форму, которую остается лишь заполнить словами.
И последнее, известное - стихотворение должно торкать, иначе зачем оно вообще случилось. Гибкость или ломкость  слова, музыка, тишина, обрушивающаяся на читающего или отстоящая в стороне - главное, торкать. Понятное или, напротив, непонятое, согласное или отрицающее - важно, чтобы читатель не остался равнодушен к написанному.

Итак, ШОРТ:

4. Сибирский Волк «Если долго стоять у реки»
http://www.stihi.ru/2019/06/17/4997
Вспышка - твердая, упрямая, стучащая, будто вода горной реки, преодолевающая каменные пороги. Плотный и в то же время свободного дыхания текст. Блестящая концовка, разжимающая кулак, как должно.  На мой взгляд, лучшее стихотворение в лонге.

7. Сергей Скловский «Светлячок»
http://www.stihi.ru/2017/02/17/520
Прекрасное стихотворение для детей, запоминающееся, образное, познавательное. Ощутила себя светлячком заряжающимся.

9. Люся Пикалова «быличка»
http://www.stihi.ru/2019/06/11/46
Это стихотворение мне понадобилось прочитать много раз, чтобы от «О, нет»  дойти до «О, да». Волшебный ритм, действительно шаманящий, нарастающее раскачивание в такт, некоторое замедление в середине, как бы застывание, далее усиление звука, который так четко и вовремя обрывается с последним словом и наступает оглушительная тишина. Автору удался именно хоровод с бубном, чудо диафильма, панорама в движении без перенасыщения словами и конструкциями. И все это вышеперечисленное подсвечено изнутри.

10. Юрий Октябрёв «Жажда»
http://www.stihi.ru/2019/06/08/7560
Ни одного лишнего слова, мягкая гибкая образность, попробую угадать - мужская.  То сложное в простом, которого так сегодня недостает.  И что мне показалось особенно важным - стихи эти о том, что хорошо - не больно, не трудно, не нервно, не ровно, а именно хорошо. Хотелось бы пожелать  автору интересных рифм.

11. Ульяна Валерьевна «Черновик»
http://www.stihi.ru/2019/05/23/2737
Острые фигурки, из которых надлежит складывать слово «Вечность», обретают у автора плавные изгибы, ранящие уже не так сильно. Черновик ли? Много женского оберегающего и отпускающего начала, от чего этот текст только выигрывает. Но есть место, которое, на мой взгляд, выбивается из общего звучания стихотворения - «Ивашкой на лопате». Вроде и встраивается эта фраза  в тело и мысль текста,  но ощущается несколько стертой и смазанной.

17. Зинаида Палайя «AMEN!»
http://www.stihi.ru/2015/01/25/7754 
«И помнить друг о друге лишь на слух» - спасибо за эту строку. Несколько «бродское» и местами «тарковское», но все же со своим авторским слышанием и звуком, текучее, иногда охлаждающее, иногда приближающее и согревающее стихотворение. Немного бы того самого выхода за свои рамки, чуть больше свободы, отсутствия боязни совершить ошибку, которая может обернуться удачей.

18. Липа Липовая «Крутится-катится»
http://www.stihi.ru/2019/01/08/6628
Написанное масляными красками с минимальным количеством полутонов, яркое, живое, выпуклое стихотворение. Его элементарно интересно читать, взахлеб  - катишься сам яблоком по строкам, их переплетениям.  Предметы быта - натюрморт, звуки быта - то, что обычно фоном и не замечаемо, образуют единую звучащую интерактивную картину. Или все же катишься, глядя в «яблоко»( какое из двух) или «андроид». Замечательная словесная и смысловая игра.

27. Ирина Чуднова  «КРУГОВОРОТ»
http://www.stihi.ru/2019/05/31/7156
Научило/

30. Елена Таганова «напролом»
http://www.stihi.ru/2019/05/23/3092
Покачивание метро или просто поезда, набирающего ход.  И вот он, сквозняк или бьющий в лицо заоконный ветер. От частного и личного и частностей к общему финалу. Тот случай, когда название стихотворения полностью совпадает с содержанием и ты это «напролом» ощущаешь всем нутром читателя. Удача.

32. Игорь Мальцев «Июньский пух висит, почти не весит»
http://www.stihi.ru/2019/06/01/3966 
Серебряная лирика, чистая,  с отличной концовкой. И время, и пространство прописаны в минутном личном наблюдении.

35. Дмитрий Близнюк «я жгу черновики в твоем животе»
http://www.stihi.ru/2019/03/29/6396 
Каюсь - столь длинные и широко написанные тексты для меня трудны. Этот внезапно заворожил - хорошее чувство слова, хватающее на такое долгое метафорическое дыхание. Наверное, поток, но управляемый, что и отличает стихи от поточности.

40. Арсений Загаевский «Песенка к столетию А.И.Фатьянова»
http://stihi.ru/2019/04/02/4570  
Рада, что такое стихотворение есть в лонге. Невероятно живое, легкое,  своеобычное. Прекрасная работа с рифмами, где и достаточное количество глагольных на своем месте, ибо песенка. Здесь только и остается сказать - настоящее.

__________________________
* ссылки на произведения восстановлены редакцией

О нашем эксперте:
СВЕТЛАНА ШИЛЬНИКОВА
Родилась в Москве в 1968 году. Закончила МИРЭА. В 2018 году в издательстве «Стеклограф» вышла книга стихов «Речитатив».
Страничка на стихи-ру http://www.stihi.ru/avtor/vetash