Глиняные сосуды

Юрий Коклемин 2
Глиняные сосуды: - Иеремия 18:1-6.
«Слово, которое было к Иеремии от Господа: "Встань и сойди в дом горшечника и там Я возвещу тебе слова Мои". И сошел я в дом горшечника, и вот, он работал свою работу на кружале. И сосуд, который горшечник делал из глины, в руке его; и он снова сделал из него другой сосуд, какой горшечнику вздумалось сделать. И было Слово Господне ко мне: "Не могу ли Я поступить с вами, дом Израилев, подобно горшечнику сему? – говорит Господь. Вот, что глина в руке горшечника, то вы в Моей руке, дом Израилев»

Бог говорит Своему народу о том, что Он хочет видеть его подобным сырой, мягкой и податливой глине. И, как горшечник изготавливает из глины свои сосуды, такие, какие он хочет, так же и Господь волен поступать со Своим народом, как горшечник со своей глиной, до тех пор, пока форма сосуда не станет совершенной, пока Бог не добьется нужного Ему результата в отношении Своего народа.

Однако, если у глиняного сосуда можно не спрашивать желания меняться, то, что касается народа, или отдельного человека, то изменить их невозможно без их желания меняться. Поэтому в народе Нового Завета Бог производит Духом Своим, живущим в нас, хотение и действие по Своему благоволению, вкладывая в нас это желание меняться в образ Иисуса Христа Сына Божия.

Даже сам Господь Бог, для которого ничего невозможного нет, не станет прилагать усилии изменить тебя, Если увидит  твое сопротивление переменам. Он не станет насиловать личность человека, которого он сотворил по Своему Образу и подобию, но создаст тебе такие условия, при которых ты без перемен, просто существовать  не сможешь, потому что написано: Рим 8 : 29 «Ибо, кого Он предузнал, тем и предопределил (быть) подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братьями».

Это произойдет с тобой обязательно, раньше или позднее, если ты действительно возрожденный верующий, тот, кем ты себя считаешь. Но сопротивление Воле Божией может стать причиной многих скорбей и страданий - как душевных – так и физических. Непослушание Воле Божией и неспособность осознавать свою вину перед Ним, влекут трагические последствия, как в жизни народа, так и в жизни отдельного человека. Это можно наблюдать на примерах Библейской истории.

Что бы продолжить размышлять на эту тему дальше прочитаем Иеремия 19:1, 2, 10, 11, 12: «Так сказал Господь: пойди и купи глиняный кувшин у горшечника и возьми с собой старейших из народа и из старейшин священнических, и выйди в долину сыновей Енномовых, которая у ворот Харши, и провозгласи там слова, которые скажу тебе, и разбей кувшин пред глазами тех мужей, которые придут с тобой, и скажи им: так говорит Господь Саваоф: так сокрушу Я народ сей и город сей, как сокрушен горшечников сосуд, который уже не может быть восстановлен и будут хоронить их в Тофете, но и будут хоронить их в Тофете, по недостатку места для погребения».

Итак, мы узнали, что здесь речь идет ни о сырой глине, а о готовом обожженном и расписанном глиняном сосуде (кувшине), который есть прообраз народа Божьего, сделанный искусной рукой горшечника Господа Бога Израилева, доведенный до совершенства, но возгордившийся своей красотой и величием, отвергнув даже своего создателя. Такой кувшин, если разбить, то он уже не подлежит восстановлению, потому что он был подвергнут обжигу и его уже нельзя размочить и сделать из него новый кувшин, тем более, что кругом достаточно глины, материала еще невостребованного Господом.

Поразмышляем немного о Тофете, что это такое? Чтобы быть  в курсе. Тофет, это место в долине сыновей Енномовых, о котором идет речь идет в этой главе.- Место, где народ Божий, отвергнув Своего Бога, поклонялся богу огня «Молоху» и приносил ему в жертву своих детей. «Молох» представляет собой истукана с большой бычьей головой и с человеческими протянутыми вперед руками. Он нагревался изнутри до высокой температуры, а потом в его руки бросали детей, где они и сгорали.

Благочестивый царь Иосия, во время своего царствования, уничтожил эти мерзости и осквернил это место – каким образом он осквернил его, Библия не уточняет, но это не имеет для нас особого значения, важно, что с тех пор Евреи стали относиться с пренебрежением и отвращением к этому месту. Потом оно стало свалкой для городских нечистот и там постоянно поддерживался огонь.

Эта долина получила название «Огненная Гиена». Она стала символом вечной муки и вечного осуждения. В таком значении это название употребляется и в Новом Завете: например: Мат 10:28 «Не бойтесь убивающих тело; а бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в Геене» - Итак, кого мы должны бояться более всего? Конечно же Господа Бога! Только в Его власти спасти нас или погубить в Геене Огненной.

Но 1 Тим 2:4 написано, что Бог хочет чтобы все люди спаслись и достигли познания Истины и мы должны молиться ни только о спасении людей, но и о том, чтобы они достигли познания истины, потому, что только через познание Истины мы обретаем спасение. Без познания Истины Израильский народ утратил свое привилегированное положение среди других народов, потому, что не слушал своих пророков и поступал по суетности ума, как народы не знающие Бога.

Поэтому Бог сказал: Иер 19:11 «Так сокрушу Я народ сей и город сей, как сокрушен горшечников сосуд, который уже не может быть восстановлен». Многие, сравнивая себя с горшечниковым сосудом, подумают, что лучше всего оставаться не обожженным глиняным сосудом, который при необходимости можно размочить, размять и сделать такой сосуд, какой нужен. Всякие испытания сопряжены с некоторыми неудобствами, с душевной и физической болью, однако ту боль, которую человек испытывает в мире,едва ли можно сравнить с теми испытаниями, через которые проводит Своих детей Бог Отец.

Написано 1 Кор 10-13: «Вас постигло искушение не иное, как человеческое; и верен Бог, который не попустит вам быть искушенными сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести».Но князь этого мира – сатана, он приходит только для того, чтобы украсть, убить и погубить, от него нельзя ждать пощады. А наш Господь Он Человеколюбивый и Милосердный пришел, чтобы спасти Своих избранных и дать им жизнь и жизнь с избытком. Но Он испытывает Свой народ, как гончар испытывает и закаляет огнем свои сосуды.

Тем более, возможно ли использовать сосуд, который не прошел обжига? Такой сосуд размокнет, едва в него попадет жидкость. Нужны ли Богу или кому-либо другому такие сосуды? Конечно же нет! Разве что разрисовать его и любоваться как произведением искусства. Но Богу нужны сосуды благопотребные, годные на всякое доброе дело для славы Своей.

Апостол Павел пишет 1 Тим 2:20-21: «А в большом доме есть сосуды не только золотые и серебряные, но и деревянные и глиняные; и одни в почетном, а другие в низком употреблении. Итак, кто будет чист от сего, тот будет сосудом в чести, освященным и благопотребным Владыке, годным на всякое доброе дело» Есть богатые дома, в которых ездят и пьют только из золотых и серебряных сосудов и даже ночные горшки их из чистого золота. Так что не важно из какого материала сделан сосуд, главное то, для чего его используют  - для почетного употребления или для низкого – испражняются в него или из него едет и пьют.

Чтобы быть сосудом в чести, необходимо самому, с помощью Духа Святого, постоянно омываться и очищаться от всяких скверн, соблазнов и похотей этого мира. Чтобы ничто нечистое не прилипло и не присохло к тебе, и чтобы ты сам не прилепился, и не пришлось бы Господу отдирать это с кровью прямо от сердца. Испытания - Это болезненная, но полезная и чрезвычайно необходимая процедура, потому что, ничто нечистое в Царство Божие не войдет. 1 Фес 4:3-5,7. «Ибо воля Божия есть освящение ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; чтобы каждый из вас умел соблюдать ваш сосуд в святости и чести, а не в страсти похоти, как и язычники, не знающие Бога; Ибо призвал нас Бог не к нечистоте, но к святости».

И самое главное: твой глиняный сосуд должен пройти  обжиг – испытание огнем при высокой температуре. При такой температуре золотые и серебряные сосуды просто расплавятся и сгорят, поэтому Господь и использует для Славы Своей глиняные сосуды, испытанные и закаленные в горниле Огня Святого Духа. Павел пишет:2. Кор 4:7 «Но сокровище сие мы носим в глиняных сосудах, чтобы преизбыточная сила была приписываема Богу, а не нам». Бог будет использовать твой глиняный сосуд в полную меру при условии, если ты будешь стараться содержать его в чистоте и святости.

Причина, по которой Бог разгневался на Свой народ состоит в том, что этот народ поступал "как язычники, незнающие Бога, по суетности ума своего". Но, если язычники поступали так по причине невежества и ожесточению сердец своих, то Израильский народ сам отстранился от Своего Бога, и как язычники, "дошедши до бесчувствия, предавались распутству, так, что всякую нечистоту делали с ненасытимостью".

Так это описывает Павел в своем послании Ефесянам 4 гл.Эти человеческие жертвы,блуд и такие, самые неестественные пороки, как мужеложество и  совокупление с животными. Это было частью богослужений у народов окружающих Израиль и что народ Божий перенял у них для себя. Когда Бог дал землю в наследие Своему народу, Он повелел истребить все народы, которые некогда владели этой землей и разрушить их алтари и храмы. Но Израиль ослушался своего Бога и как следствие, эти народы сделались для них сетью и падением, как предрекал им Господь.

Как мы читаем в 19 главе книги пророка Иеремии, Бог сокрушил Израиль и город Иерусалим, как пророк Иеремия сокрушил глиняный сосуд на глазах  у всего народа. Разбитый глиняный сосуд, каким бы он красивым не был, он никуда уже не годиться, ни для почетного, ни для низкого употребления. Теперь его место среди отбросов и нечистот – на свалке, называемой «Тофет».

Иер 19:12: «Так поступлю Я с местом сим, говорит Господь и с жителями его и город сей  сделаю подобным Тафету».
И как нам известно из Писания, Иерусалим был разрушен, жители его были убиты, а те, что остались в живых уведены были в Вавилон. Однако, какой же урок из всей этой истории мы сможем извлечь для себя, ведь для этого мы читаем слово Божие изучает Его и размышляем над Ним. Я хочу обратить ваше внимание и сказать, что многие из нас еще не сосуды и даже не глина из которой Горшечник Бог будет изготавливать сосуды Свои. Но Он хочет чтобы мы стали, как глина, как тогда, в начале времен, когда Бог создал мир и сотворил человека из праха земного - из глины, и вдохнул в него жизнь.

Но теперь мы уже ни глина, мы уже плоть, противящаяся всякому воздействию изнутри и снаружи, которая ищет только приятных ощущений для себя и только положительных эмоций для души. Но, кроме чувств и эмоций, Бог наделил человека еще разумом и волей, чтобы прилагая усилия разума и воли, мы подчиняли свою волю Воле Божией. И только тогда Бог будет изготавливать из тебя и меня сосуды, благопотребные для Славы Своей, чтобы наполнить их Своим содержанием для почетного употребления - сосуды в чести, освященные и благопотребные, годные на всякое доброе дело.

Израильский народ явил нам отрицательный пример отношений с Богом. Он всегда противился Воле Его, и шел на поводу у своей плоти и в результате потерпел крах. Бог хотел сделать этот народ царственным священством Себе в этом мире,  но из-за своего упорства и гордыни, Израиль вызвал лишь гнев Божий на себя, так что последствия Его гнева распространились на последующие поколения Израильтян. За примерами далеко ходить не надо, ведь мы знаем о дискриминации и истреблении Евреев в годы Второй Мировой войны и в другие времена, о которых свидетельствует история. А так же многое другое, что постигло этот народ, за то, что «не узнали времени посещения своего», как сказал Христос Иисус, когда оплакивал Иерусалим на кануне своей казни.

Так же как он не узнал времени посещения Своего перед Вавилонским пленением, и занимался распутством и непотребствами, раздражая Своего Бога. Закаленный и обожженный огнем испытаний, как глиняный сосуд горшечника, этот народ оставался таким, какой он есть – его нельзя было уже изменить. И Богу ничего больше не оставалось, как только сокрушить этот народ, как сокрушен сосуд горшечника.

Так что, возлюбленные мои, избранники Божии, чтобы стать сосудом благопотребным, годным Владыке на всякое доброе дело, не противьтесь Господу, покоритесь Его Воле и станьте как глина в Его руках. Таким образом вы избежите многих скорбей. И как гончар, закончив изготовление сосуда, производит обжиг его при высокой температуре, так и Господь испытывает Свои сосуды Огнем Святого Духа. Это не очень приятная процедура, как и любое испытание, но она необходима – иначе, все наше хождение в Церковь, не имеет смысла.

Апостол Петр пишет 1 Пет 4:12, 13: «Возлюбленные! Огненного искушения, для испытания вам посылаемого не чуждайтесь, как приключения для вас странного, но как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь, да и в явлении Славы Его возрадуйтесь и восторжествуйте». Проходя испытания огнем, мы становимся соучастниками страданий Христовых, а следовательно и причастниками Его Славы. Поэтому мы можем радоваться и торжествовать во Христе о том, что наша человеческая судьба неразрывно связана с судьбой Сына Божия, навечно, что мы пришли в этот мир не напрасно.

Некоторые считают себя уже состоявшимися, испытанными и закаленными сосудами, готовыми к использованию, но почему-то ощущают себя невостребованными и ведут безрадостную, лишенную побед, жизнь. Это значит пришло время раскаяться и самому сокрушить свой сосуд у ног Господа, и отдать всего себя, какой ты есть в Его руки, как глина отдает себя в руки мастера горшечника, не пререкаясь и не сопротивляясь, и пусть Он делает из тебя ни такого, каким ты сам себе нравишься, а такого, каким Он хочет видеть тебя. А Он хочет, чтобы ты во всем был похож на Его Единородного Сына Иисуса Христа. Только такой сосуд Бог будет использовать в полной мере в своих Великих делах. Слава Нашему Господу!