Закаты покаты -4...

Кариатиды Сны
закаты в бухте
солнце тонет в море как
раньше корабли*


------------------

*) На снимке Памятник Затопленным кораблям. Фото автора.

"Одним из самых загадочных и удивительных памятников является памятник Затопленным кораблям в Севастополе. Изображение этого памятника по праву считается эмблемой города, его можно также увидеть и на современном гербе Севастополя.

Памятник Затопленным кораблям — исторические события, которые сподвигнули к его созданию.
В сентябре 1854 года под Евпаторией высадилась огромная армия союзников, в которую входили англичане, французы, турки, итальянцы. В неравном бою на реке Альма русские проиграли, и над городом Севастополем нависла реальная угроза прорыва неприятельского флота на внутренний рейд. Силы вновь были не равными: у неприятеля — пароходы, а у нас в основном старые деревянные парусники.

К тому же при проверке эффективности севастопольских береговых батарей произошла неприятность: небольшое торговое судно, специально превращенное в мишень, отправили дрейфовать, расстреливая со всех береговых орудий. Но шаланда получила только небольшие повреждения, а вот в фортах появились заметные трещины от выстрелов!

На военном совете 9 сентября 1854 года начальник штаба Черноморского флота вице-адмирал В.А. Корнилов призывал выйти в открытое море и всеми силами атаковать корабли противника, а при необходимости пойти на абордаж и умереть со славой, взорвав себя вместе с неприятельской армадой. «Умереть мы всегда успеем», — возражали другие члены совета. Нельзя ли применить знаменитую суворовскую хитрость?

И тогда командир линейного корабля «Селафаил» капитан 1 ранга Зорин решил осмелиться озвучить перед командованием оригинальную идею, которую уже обсуждали в кулуарах: что если затопить поперек входа в бухту часть старых судов? А моряки сойдут на берег, чтобы защищать Севастополь на бастионах!


Скрывая сильную дрожь в голосе, Зорин предложил первым затопить собственный корабль. С ним сразу согласился вице-адмирал Павел Степанович Нахимов. Однако Корнилов был непреклонным: пустить на дно собственные боевые корабли? Он на такое не сможет пойти!

И только после озвученной угрозы главнокомандующего — князя Александра Меньшикова, который в случае неповиновения приказал Корнилову сдать полномочия и покинуть город. Владимир Алексеевич скрепя сердцем заявил:

Печально уничтожить свой многолетний труд: много было потрачено усилий, чтобы держать корабли, обреченные на гибель, в завидном свету порядке, но необходимо покориться судьбе. Москва горела, а Русь от этого не погибла.

Итак, чтобы преградить пути вражеским судам было решено опустить на дно поперек фарватера парусные корабли, побывавшие во многих морских сражениях. Все тяжелые орудия сняли и отправили на берег, ими усилили батареи и редуты.

Некоторые из этих пушек можно увидеть и сегодня, например, на Историческом бульваре, где в первую оборону Севастополя, располагался легендарный 4 бастион, в числе командира которого был артиллерийский офицер Лев Толстой.

Нахимов в приказе по эскадре писал:

Я в необходимости нахожусь затопить суда вверенной мне эскадры и оставшиеся на них команды с абордажным оружием присоединить к гарнизону. Я уверен в своих командах, что каждый из них будет драться, как герой.

Это предсказание сбылось абсолютно полностью. Команды затопленных военных судов пополнили ряды защитников города Севастополя. "-