Охтенка

Вадим Константинов 2
                С кувшином охтенка спешит,
                Под ней снег утренний хрустит.
                А.С.Пушкин


                В ней динамичность
                Ощущается...

                И это...

                Пусть не пришедшее
                К нам всем
                Из строк поэта...

                Но подразумеваемое
                В них...

                Глубинно-женское!..

                Особого порядка...

                Когда оно волнующе
                И сладко...

                И образ сам и трепетен,
                И тих!..
                19.08.2019.




Открыта 6 июня 2003 г. Установлена в парке «Нева» (на пересечении шоссе Революции и Среднеохтенского пр.), около д. 53 по Среднеохтенскому пр. Скульпторы Ян Янович Нейман и Валентин Дмитриевич Свешников, архитекторы Станислав Макарович Короленко и Владимир И. Морозов. Бронза, гранит. Высота фигуры 215 см, высота постамента 45 см. Рядом со скульптурой установлен гранитный камень с надписями: «С кувшином охтенка спешит. А.С.Пушкин», «Архитекторы С.М.Короленко, В.И.Морозов. Скульпторы В.Д.Свешников, Я.Я.Нейман. 2003 год».
Воплощение пушкинских строк: «С кувшином охтенка спешит, / Под ней снег утренний хрустит» («Евгений Онегин», гл. I, строфа XXXV). Кувшин — высокий округлый сосуд с ручкой (Ожегов СИ. Словарь русского языка. М., 1963. С. 303), распространенный в изобразительном искусстве женский атрибут (см., например, статую П.П.Соколова «Молочница с разбитым кувшином» в Екатерининском парке Царского Села; картину П.В.Кузнецова «Портрет Е.М.Бебутовой», 1922). Протообразом кувшина является vagina [ср. со скульптурой «Женщина с  кувшином» (1985-2000) Л.Я.Колибабы (экспонировалась на персональной выставке художника в Центральном выставочном зале в Петербурге в окт. — нояб. 2003 г.), в которой вагинальный смысл кувшина выявлен прямолинейно (прижатый к низу женского живота и образующий с телом женщины единую нерасчленимую массу, кувшин обращен открытым горлом к зрителю); см.: Золотоносов М. Обнаженные в натуре: Гендерология в новейшей монументальной скульптуре Петербурга // Город: Петербургский журнал. 2003. № 43.10 нояб. С. 20].
Охта (восточная часть Петербурга, по-фински называвшаяся Оха) была заселена финнами, снабжавшими жителей Петербурга молочными продуктами; поэтому в кувшине, который охтенка держит в руке, подразумевается молоко (см.: Набоков В.В. Комментарий к роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин». СПб., 1998. С. 171; Лотман Ю.М. Роман А.С.Пушкина «Евгений Онегин»: Комментарий: Пособие для учителя. 2-е изд. Л., 1983. С. 165). В начале 1998 г. статую планировалось установить к пушкинскому юбилею 1999 г., однако эти планы не реализовались. 24 декабря 2002 г. объект был принят градостроительным советом, 6 февраля 2003 г. его осмотрел губернатор В.А.Яковлев, посетивший мастерскую скульпторов. На лепку и литье средства выделил спонсор. «Территориальным управлением будут проведены благоуст-роительные работы по установке скульптуры „Охтинка" в парке „Нева" (Среднеохтинский пр., 52)» (Инфор- ф мационный бюллетень Администрации Санкт-Петербурга. 2003. № 16. 28 апр. — 11 мая. С. 53). При создании объекта скульпторы преодолевали противодействие районных властей, в частности главы администрации, который потребовал срубить с камня надпись о том, что скульптура отлита на средства В.А.Евдокимова и АО «Русский дом». Объект открыт в 204-ю годовщину со дня рождения Пушкина.
«Не случайно выбрано и место установки памятника — он обращен в сторону бывшей до 1911 года на Охте переправы к Смольному. В зимнее время по льду, а летом — на весельных яликах охтинские молочницы добирались через Неву к Смольному монастырю, а затем появлялись на городских рынках и в домах петербуржцев» (Спешащая с кувшином охтинка // Санкт-Петербургские ведомости. 2003. 7 июня). Место установки выбрано неудачно — у самого шоссе Революции, в то время как статую надо было установить внутри парка, на пленэре. Архитектурное решение объекта (постамент, круг с мощением) противоречит стилю натуралистически сделанной парковой скульптуры, не являющейся памятником по смыслу и по динамике позы. Несмотря на натуралистическую установку, есть и ошибки: например, молочница идет зимой без рукавичек; изображенный кувшин ручки лишен, что также является ошибкой. Кроме того, динамической позе фигуры не соответствует статичное и скорбное лицо с опущенными глазами, странное для торговки, спешащей продавать молоко, но естественное, например, для надгробной статуи (у скульптора Свешникова тяжело болела и весной 2003 г., незадолго до открытия памятника, умерла жена; не исключено, что этот трагический опыт отразился в