ИЗО. Посвящения художникам. 30 стихотворений

Владимир Мальчевский
А Н Д Р Е Ю
Р У Б Л Ё В У


Ни тайну древнего Канона,
ни силу, равную мечу
в твоих трудах, в твоих иконах
я не ищу – я трепещу.

Стальной опорой небоскрёба,
навек закованной в бетон,
клянусь, что самый умный робот
свихнётся у твоих икон,

и самый яснозвёздный гений,
на Землю присланный творить,
замрёт и встанет на колени...

Он перестанет говорить.
 

_____________________

М И Х А И Л У
 В Р У Б Е Л Ю
_____________________________
        по мотивам «Сирени»


Твоей сирени цвет
потусторонний
в агатах,
обрамлённых в изумруд...
в ней - что-то за печалью отдалённой...
благая весть,
что чувства не умрут.

И тихий смех,
и затаённый шёпот,
и невесомый бег
по шелесту листов,
где словно брызги,
маленькие стопы
бегут от нас
на зов
волшебных сов,

и - оглянуться...
так, чтоб не разрушить
свой хрупкий Мир
о наш трёхмерный взгляд.

Кто знает,
что
спасает наши души,
и что
об этом в небе говорят,

чьи огоньки,
сплетённые цветами,
мерцанием зовут
в ночной провал –
в его Дворцы
с лиловыми кострами
в закатный свод

на Лунный карнавал.



_______________________

В А Н - Г О Г


Гаше, приятель, извини,
мне в этом жёлтом интересней;
ему холодный пурпур тесен.
Так зажигаются огни.

Гаше, приятель, посмотри,
как виридон в лазури дышит!
Он – чародей, он форму пишет
и рвёт сознанье изнутри.

Гаше, приятель, это – я.
Вот – ночь моя, а вот – дорога.
я здесь – не сам,
я здесь – от Бога.

И человек мне не судья.


_______________________

П О Л Ь
Г О Г Е Н


Плоды в сиреневых садах
уже поспели на Таити.
Другое солнце, извините,
и я уже – не в тех годах.

А тут вокруг – кромешный Рай,
и в тубах масло закипает –
оно меняет цвет и тает,
и выливается за край.

Уже начало декабря;
пылают ягоды как угли,
и Солнце учится у джунглей,
лучами радуги творя,

в тени смеётся алый пёс,
и «груды жизни» на подносах –
два переполненных кокоса -
под синевой густых волос...

К прохладе розовой реки
я привыкал, как вы, не сразу.

Меня сожгут;
я – сын проказы.
А вы – музеев знатоки.


____________________

* * *


Мудрец Гоген оставил ген,
а вот пророк Ван Гог не смог.

Осталось областью легенд,
КАКОГО ЦВЕТА
был курок.


___________________

Д А Н А Я


Ведь я когда-нибудь узнаю
и я когда-нибудь пойму,
с каким желаньем и к кому
ты обращаешься, Даная.

Что скажет бес, мне всё равно,
что скажут ангелы – не важно.
Здесь нет таких, кому не страшно,
и значит, всё предрешено;

и этот жест, и этот шёлк...
ведь я когда-нибудь узнаю
зачем и кто к тебе, Даная,
на эту землю снизошёл.


________________________

П У Р П У Р Н О М У
Л Е Г И О Н У


В большом уме подчас
живёт порок,
внезапно навалясь и побеждая.
И злимся мы, пороку угождая
и в страхе закрываясь на замок.

Там остаётся он с его армадой –
злорадствующий, глупый и пустой,

но мы живём волшебным словом «надо»,
в котором смысл и ясный и простой.

Нет грязи только в чистоте безлюдья,
отшельники уходят, чтобы жить
не тем, что есть,
а тем, что ЗАВТРА будет,
и прошлое не смеют ворошить.

В нём – ничего:
лишь – слабость лицемерья
и чувства, временем развеянные в прах.

Гоген и Диоген – любой был прав,
однажды хлопнув осаждённой дверью.


____________________________

Х У Д О Ж Н И К У



Напиши мне, художник, холодный гранит,
превратившийся в куб без дверей и без окон.
И того, кто – внутри
в размышленье глубоком
свою душу хранит.

Напиши мне, художник, то слово, что он
чертит пальцем на стенах, и стены алеют.
С каждым часом прозрачнее он и светлее
как несбывшийся сон.

Напиши мне охрану в железных чалмах,
их уменье молчать и сменять караулы,
как сидят генералы,
пьяны и сутулы,
а при них – две подруги:
Тюрьма и Чума.

Напиши мне как куб превращается в свет,
и охрана в ночи вызывает облаву,
как гранит растекается
огненной лавой,
и как страшен "преступник",
которого... нет.

И "подмога" войдёт,
никого не виня,
и увидит охрана, как Странные Люди
им протянут, смеясь, на сверкающем блюде
генеральских голов два обугленных пня.

Напиши мне, художник, зачем, почему
чтобы выстроить жизнь,
недостаточно чувства?

Я отвечу тебе:
"В мире света не густо;
что светлее холста,
неподвластно уму."


_____________________________

Г А У Д И


Прокляни меня, покарай,
я пойму, я приму.
Но всё же
где-то Гауди строит Рай
то ли собственный,
то ли Божий.


_______________________

О Т Р А Ж Е Н И Я 
        Художнику Игорю СНЕГУРУ
        (К циклу работ "Плавни". Третьяковская галерея.)



Отражённый отвесный берег.
Отражённое небо – ширится.
Отражённому надо верить –
в отражениях больше видится.

В отражения можно бросить
отражённый в полёте камень –
в отраженье качнётся проседь
над глубинами – над Веками...

и – мальков золотые брызги
канут россыпью отражений
в омут пламени – в искаженье
отражённого в волнах диска

или тонкого силуэта
на песчаной ладони мола... –

отражённое
в плавнях
лето
хлынет в память водой тяжёлой!

 ... И останутся отраженья,
чтоб заполнить
судьбу и вены –
отраженья, увы, нетленны:
вся Вселенная – Отраженья.


_____________________________

Ю Р И Ю
М Е Т Е Л Ь С К О М У



Дождём
завешено окошко
с фигуркой детской на углу,
и клёна жёлтая ладошка
прижата
к мокрому стеклу.

Прозрачна даль
и призрачен пейзаж.

... Иллюзии художника тревожны.

Его надежды в Мире невозможны,
он не торгуясь платит за мираж.

Он пьёт вино Вселенского заката
как собеседник, что пришёл на пир.
Кто знает,
чем
реален Мир!

Вселенная богата.


_____________________

Л Е В И Т А Н У


Нет утешенья нам:
наклон Земной Оси,
смещенье Полюсов,
дыра в озонном слое,
распад Культур,
падение Руси –
последний шаг
до "Вечного Покоя".


____________________

С А Л Ь В А Т О Р У
Д А Л И



Накоплю я рубли
и куплю тебе роз –
Сальвадору Дали –
повелителю коз,

поджигателю снов,
разрушителю тел,
лиходею кино,
чей трамвай улетел,

чей горящий жираф
ускакал и потух,
ибо Гоголь был прав,
а Бетховен был глух.

Если души горят –
по частям или все,
значит Рай как и Ад –
на одной полосе;

задымятся шасси,
колокольчик кольнёт
и душа повернёт
против хода Оси,

и взорвутся вдали
шесть диковинных звёзд...

Я – непрошенный гость.
Вы ведь тоже, Дали?



_____________________________

"Л Е В Ы Е"

        Московской "Двадцатке"
        посвящается.


Избит, поставлен на колени, –
беспечен,
одержим,
ничей,
любой из нас -
бессильный пленник
очарования вещей...

В дождях нам грезятся брильянты,
в июньских травах – изумруд,
друзья богов,
рабы талантов,
мы видим свет
и верим в труд.

Вдыхая запахи палитры,
шагая вдаль по лепесткам,
неся мольберты и пюпитры,
не верим мудрым старикам,
служа друг другу отраженьем,
стремимся быть
затем, чтоб стать.

Мы созидаем разрушенье,
ломая Мир,
чтоб Мир понять.



_________________________

П Е Й З А Ж
                Художнику Александру. А. Грицаю.


Меж двух пространств стоят врата,
и здесь был двор, а там – простор.
Меж них – условная Черта
И – доброй воли Договор;

Туда – Закат.
Сюда – Восход,
а между ними был забор.
И чист был дом и свят народ,
и за забором – злобный вор.

Меж двух пространств, меж двух миров
врата стояли. Не стена.
Здесь предлагали тёплый кров
и чарку доброго вина.

Два мира: "Выжить" и "Создать"
и две цены в победный час.
Стучится вор.
Рыдает мать,
в ночные ткани облачась.

Чужая жизнь и жизнь своя;
платить чужой или своей.
за два пространства бытия.
– Стучат!
– Открой. И пожалей.



_____________________

Художнику Борису Тихонову

                На смерть учителя и друга.
                «Строгановка», 1978 г.



На Протве в полуночной лодке
пело... нечто из древних снов
сильным голосом самородка
из иных краёв и основ

песней ёмкой, ненарочитой,
песней светлой былых времён... -
стёртых, выжженных, непрочитанных.

И откуда их помнил он?

А какие цветы, танцуя, –
будто возгласы из мечты –
дочь на майке отцу рисует,
и на солнце горят цветы!

Чайник,
чай...
сахарок на чашку.
Самовар да скатёрка льна.
Говорят, «допустил промашку».

И сегодня там – тишина.

Только сотня холстов в чулане
пачка графики да мольберт,
да измятый в сердцах конверт:

«Деньги высланы. Ждём в Милане».


__________________________

О
« Л Ж И »
        Ответ П. Пикассо.


Эмоции не лгут
в реальности и сне.
Все наши жизни – их материал.
Чего в них нет
никто не потерял.

И Мир фантазий - тоже не извне.


_________________________

Г И М Н
А П О Л Л О Н У



Люблю художников
в их целях и исканьях!
Художников в познанье
не люблю:

ночные звёзды
в сказочном блистанье,
увы, не курс,
что нужен кораблю.

Художник – тот,
кто на камнях причала
восславит море,
чей солёный вкус –
слеза любви богов.
       
Но он сначала
создаст закон,
где точный вывод – КУРС.


_______________________

СУПРЕМАТИЗМ
                Художнику Сан Сану
             (в знак полного с ним согласия).


- Где он, «Чёрный Квадрат»,
Вы видели? –
Под микроскопом ли, в «Чёрных Дырах»,
на белом фоне стены квартиры... –
соотношенье не объясните ли?

Всё, что вижу я в этой раме,
если – искренне и – «по делу»,

нечто ЧЁРНОЕ ВМЕСТЕ С БЕЛЫМ.

Знак двухцветный.
Почти что – знамя.

Вся двухмерность – от тройки точек.
(Можно – в раму, и – с трёх сторон.)
И – без белого.
Это – точно.

Или – ЧТО
открывает он?



_________________________

Ч У Д В И Щ А

"Сон разума рождает чудовищ"
                Ф. Гоя.

Сон Разума рождает... нас –
в которых спит уставший Разум,
замкнулся круг, увы, не сразу,
но он во сне уже хрипит.

Златая плоть его давно
увяла, призрачно синея,
и Мир синеет вместе с нею
у мониторов и в кино.



___________________________

Художнику Юрию Миронову


Как это так –
в освещении – розовым!
И охра...
медью горит в тенях.
Как – чтоб в небе
бордо и... звёзды,
чтоб цветы  - на златых камнях!

... Там спирали уходят в воду,
что за льдины висят в дыму?

Как же так, чтоб – одна СВОБОДА;
вся, без меры, и – одному!



_______________________

« Т А Н А Т О С »
            Художнику Яцеку Мальчевскому.



Я камней натаскал в поле
с поднимающих небо гор,
дом построил, и жив, доколе
окружает меня забор

острокаменный, вековечный,
охраняющий дух и род.
Только Путь надо мною Млечный
да в полях кружит хоровод.

Засмеялась одна, златая,
отпорхнула от белых стай
дева тонкая, молодая:
"Приласкай меня, приласкай".

Мне под праздники – девяносто;
не иссяк ещё Божий дар.
Тут рукой подать до погоста,
только я-то ещё не стар.

А она меня украшает;
разноцветный венок на грудь,
не мешает мне, разрешает:
"Я – твоя, ибо долог путь".

Я с травы её поднимаю,
из-под ног исчезает твердь.
Не расстаться с ней, понимаю...

Смерть.


_____________________

О Б Л А К А
        /На выставке примитивистов/


Небо синее в реке,
и по небу – лодки...
По веслу – в одной руке,
а в другой – по водке.

И скользят по облакам,
розовым да белым,
чтобы волю дать рукам,
чтобы к телу – телом,

искупаться да в песке
тёплом схорониться...

Пляшут лодки на реке,
а в реке – зарница.

Тут такой лежит покой –
сутки что минутки...
Песня – птицей над рекой,

в поле – незабудки.



_____________________

А. Шилову


Вам о законах цвета не сказали
и в тайны форм не посвятили Вас,
но труд зачтён:
Вы всё же доказали...
что фотообъектив точней
чем глаз.

________________________

« Г Е Н И Й »



Ограниченность – как органичность.
Композиция - как тупик.

Чтоб, отстаивая привычность,
быть обычным как горный пик,

в чём гарантия – как вторичность,
превратившаяся в Канон.

Не новатор, ни даже личность,
но зато между всеми – «ОН»!



_________________________

П О Л Ь
С Е З А Н И С Т



- Наш век, Сюзанна, -
СЕЗОН СЕЗАННА.
... Вы из Рязани?

Как несказанно!

 

__________________

Э П И Г Р А М М А
__________________
 (плагиатору)



Слизал картинки из Инета,
устроил выставку, и вот –

стоит, визитки раздаёт
девчонкам.

На правах брюнета.


__________________________

* * *


Красивый хвост!
А где рога? –
опять, наверное, под шляпой!
Не лапай краски и не ляпай,
раз не учился ни фига.

В кругу «опознанных своих»
ты можешь «зашибить монету»,
но не о ней – искусствоведы;
суд Академий – не о них.


____________________

Дилетанту


Ваш глаз – не точный аппарат,
(рука художника - не циркуль),
Ваш мир «фантазии» – для цирка,
но к Вам идут как на парад.

От складок ткани до голов –
в «рисунке» плачет дилетантство,

а он гармонией углов
вершит конструкцию пространства.

Кто «срезал путь» тот впопыхах
уже не может оглянуться,
чтоб сделать подвиг и... вернуться,
притормозив в учениках.



__________________________