Мифология

Евгений Лейзеров
МИФОЛОГИЯ

Мифология правит миром. Это было всегда, начиная с древних времён. Помните в школе проходили мифы Древней Греции. Любой факт в истории человечества, неважно какой направленности, подвергается анализу, как живших в то время людей, так и последующих поколений. Сохранить в первоначальном виде факт практически невозможно да, наверно, и не требуется. Потому и возникла мифология. Но здесь же таится и опасность: миф может быть сконструирован так, что сам факт просто исчезает, не соответствует истине, превращаясь в антифакт.
Например, известный Октябрьский переворот 1917 года, названный так большевиками, с течением времени стал называться Великой Октябрьской Социалистической Революцией. А сколько мифов было создано за 70 лет Советского государства! Из них самый главный, конечно, о создателе СССР, о Ленине. Миф о нем в сознании советских людей превзошел все ожидания, поскольку он создавался и правящей партией, и государственными структурами, и творческой интеллигенцией на редкость энергично, добротно, трогательно. Сколько поэм, картин, песен, фильмов было о родном Ильиче!
Надо отметить, что наряду с мифом, в противовес ему, распространены были в то время анекдоты. Помню в 60-х годах меня, тогда еще подростка, поразил анекдот об апрельских тезисах Ленина – как можно над таким человеком насмехаться? А через несколько лет никак не мог понять, почему из 9000 ленинских документов 1000 до сих пор не была еще напечатана? И только в конце 80-х узнал, что ларчик довольно просто открывался. В этих документах 1917-1922 годов содержалось столько человеконенавистничества, что печатать их, выносить на широкую аудиторию, не представлялось возможным. Приведу лишь несколько из них:
5 июля 1918
Из речи В.И. Ленина на V Всероссийском Съезде Советов:
«Революционер, который не хочет лицемерить, не может отказаться от смертной казни <…> Ссылаются на декреты, отменяющие смертную казнь. Но плох тот революционер, который в момент острой борьбы останавливается перед незыблемостью закона. Законы в переходное время имеют временное значение. И если закон препятствует развитию революции, он отменяется или исправляется»
(Ленин, ПСС, т. 36, с. 503, 504).
22 августа 1918
Из телеграммы В.И. Ленина А.К. Пайкесу:
«…Временно советую назначать своих начальников и расстреливать заговорщиков и колеблющихся, никого не спрашивая и не допуская идиотской волокиты…»
(Ленин, ПСС, т. 50, с. 165).
6 февраля 1920
Отрывки из речи В.И. Ленина на IV Конференции губернских чрезвычайных комиссий:
«Хотя по инициативе т. Дзержинского после взятия Ростова и была отменена смертная казнь, но в самом начале делалась оговорка, что мы нисколько не закрываем глаза на возможность восстановления расстрелов. Для нас этот вопрос определяется целесообразностью <…> Мы до и после Октябрьской революции стояли на той точке зрения, что рождение нового строя невозможно без революционного насилия, что всякие жалобы и сетования, которые мы слышим от беспартийной мелкобуржуазной интеллигенции, представляют собой только реакцию <…> История показала, что без революционного насилия невозможно достигнуть победы. Без революционного насилия, направленного на прямых врагов рабочих и крестьян, невозможно сломить сопротивление этих эксплуататоров. А с другой стороны, революционное насилие не может не проявляться и по отношению к шатким, невыдержанным элементам самой трудящейся массы» (Ленин, ПСС, т. 40, с. 113-121).
16 июня 1920
В.И. Ленин – Отделу топлива Московского Совета Депутатов трудящихся:
«… Если не будут приняты героические меры, я лично буду проводить в Совете Обороны и в Цека не только аресты всех ответственных лиц, но и расстрелы…»
(Ленин, ПСС, т. 51, с. 216).
Что-то неизвестно о том, чтобы Наполеон, Гитлер или Сталин сами арестовывали и рас-стреливали своих нерадивых подчиненных…
Да, если бы в 60-х эти ленинские перлы напечатали? Был бы эффект – унтер-офицерская вдова сама себя высекла!