Каплантида - 2017

Евгений Лейзеров
«Я повторяю то, что слышу свыше…»

«У поэта – свои события, своё самособытие поэта».
« Эпос и лирика современной России», Марина Цветаева

Признаюсь: до февраля нынешнего года, к сожалению, я не знал поэта Юрия Капла-на. Поэтому был очень рад, когда узнал из Интернета о проводимом в Киеве конкурсе «Каплантида-2017» и там же, в сети, решил почитать стихи Каплана. И сразу же его стихотворениями был потрясён, взят ими в полон: пронзительные, сильные, необыкновенные. Особенно на слуху следующее:

Я словом никого не зазываю

Я словом никого не зазываю
(Поэт, не этим ремеслом кормись.)
Поэзия всегда сверхзвуковая,
Поскольку в каждом звуке –
Тайный смысл.

Пусть негодуют, что сорвало крышу,
Что безответственно несу свой крест –
Я повторяю то, что слышу свыше.
Я сам не понимаю
Тёмных мест.

Дальше – больше. Решил проникнуться творчеством этого незаурядного поэта и стал внимательно читать двухтомник стихов Юрия Каплана. Прежде всего, надо отметить неоценимый, благородный труд дочери Анны Мялковской по подготовке такого солидного издания: в двух томах представлено более шестисот двадцати стихотворений. И можно только догадываться, как тяжело она переживала все перипетии издания, когда после смерти мамы, через два года бандитами был убит любимый папа и каждое его стихотворение, каждая фотография отдавались в сердце непоправимой болью. А название двухтомника «Биоритмы ночного дождя» не только соответствовало безвозвратной потере, но оказалось еще по-новому раскрывающим вышеприведенное стихотворение:
«Мне кажется, что Бог предупреждает нас
Дождём, как временем, о пирровых победах.
И этот ровный шум не есть ли Высший глас,
Не есть ли общий смысл всего, что Он поведал?»
При чтении двухтомника на меня грянул гром открытий. Во-первых, нет, скорее, во-вторых, удивило расположение текстов стихов, как сам поэт предписывал – если придерживаться календаря лет, их надо читать, начиная с конца второго тома. Во втором томе стихи с 40-х по 90-е годы, а в первом томе с 2000 по 2009 год. А самое главное – большинство стихов первого тома бесспорно созвучны поэзии Серебряного века, более всего стихотворениям Бориса Пастернака. И сам Юрий Каплан это подтверждает:

* * *
     …несгораемый ящик
Разлук моих, встреч и разлук…
       Б.Пастернак

Рассыпались годы, как бисер,
Растаяли, как миражи.
Стихи – бортовой самописец
Разбившейся в буднях души.

Разлуки и встречи случайны,
Всё хрупко. Всё на волоске.
Но все подноготные тайны
Душа доверяет строке.

И даже для самых пропащих,
Чьи корни изъела тоска,
Строка – несгораемый ящик,
Тот чёрный – чтоб дольше искать.

Вот тычешься слепо, из тысяч
Найти свой единственный шанс,
А твой бортовой самописец
Фиксирует каждый нюанс.

Да, в жизни поэта было неисчислимое число встреч и разлук, но самой главной встречей остался тот единственный шанс, когда судьба подарила самого близкого человека, с которым – душа в душу – прожили сорок лет, несравненную кохану. Примечательно, что в первом томе раздел стихов, посвященных любимой суженой, Нине Мялковской: «В каждом выдохе – Нина», следует после раздела «Бортовой самописец».  Стихи своей искренностью, неповторимостью особенно запоминаемы и в этом, пожалуй, несомненное достоинство и профессиональное достижение автора, а в наш век повсеместных разводов еще достойное открытие неисчерпаемого союза любящих друг друга душ:

***
Забываем, греша, мельтеша…
Только старая помнит тетрадь:
Что такое родная душа? –
Та, которую страшно терять.

И действительно в старой тетради 60-х годов находим:

Забыл твое имя – запомнил: кохана.
Забило дыханье – ком в горле: кохана.
Как всплеск океана, как выдох вулкана,
Огнями, снегами, губами: кохана.
Из зева тюльпана, из сердца каштана,
Ветвями – невнятно, ветрами – гортанно,
Дождём долгожданной, росой рассиянной,
Листами, степями, стихами: кохана.
И верностью принца, и ревностью хана,
И солнечным полднем, и утром туманным,
И дроботом бубна, и бурей органа,
И дрожью далёкой мембраны: кохана.
Все звуки – забуду, но это – «кохана» –
В гудящей толпе и на пике чеканном…
Из петли аркана, из пепла урана –
Руками, зрачками: кохана, кохана…

А следующим открытием стал факт плодотворного сотрудничества Юрия Каплана и Ольги Бешенковской, благодаря которому появилась в 2003 году антология «Киевская Русь. Современная русская поэзия Украины». Знамечательно, что очень многое в их судьбах и творческих путях совпадает. Оба Поэта, несмотря на разницу в возрасте, были отважными шестидесятниками. Мне, близко знавшему Ольгу Бешенковскую, особенно дорого, что она и Юрий Каплан были настоящими Дон Кихотами, всю жизнь отважно сражавшимися с вет-ряными мельницами Системы, будь то Советский Союз, перестроечная Россия, Украина и даже Германия. Да, Система Союза ни в коем случае не допускала печатать их произведения, хотя оба Поэта стихи писали с детства. И шлюз открылся только с перестройкой, подтверждая название предисловия одного из составителей антологии Юрия Каплана «Поэзии оживший материк»: Ольга Бешенковская была признана одним из лучших женских Поэтов России, а Юрий Каплан стал Председателем Земного Шара и написал в тон Велемиру Хлебникову стихотворение – молитву:

Молитва Председателя
Земного Шара

Верую
ветру, воде и огню,
        глине и дереву –
Верую!

Звёздным зрачком,
сухожильями троп,
     руслами-венами –
Верую!

Ритмом аорты
и ритмом волны,
безднами, сферами –
Верую!

Слогом, стопою,
босою стопой,
фибрами, нервами
Верую!

Бог нам
за каждое слово воздаст
       полною мерою –
Верую!

Придирчивый критик скажет – уж больно много пафоса! А что вы хотите? Поэт по-вторяет слышанное свыше и тема Веры для него всегда была одной из главных в его твор-честве. Отсюда пронзительная исповедальность и эмоциональная Божественная энергетика. Хотя, если разобраться, в поэзии Юрия Каплана присутствует всё разнообразие тем: здесь и философские, и любовные, и производственные, и студенческие, и стихи о природе.
Последние запоминаются тем, что автор неоднократно говорит от ее имени:
«Смерть дерева, упавшего в траву,
Верхушкой сломанной воды касаясь.
Играется с волной листва босая,
Как будто утверждает: я живу». 

А до чего прелестны краткие философские стихи, например, такое:

***

«To be or not to be?» –
Ответ один: Люби!»

И ещё. Хочу привести строки из стихотворения «Парикмахер»:
«…А я признаться одного хочу:
Остаться навсегда самим собою,
Остаться бы навек самим собой…»

Марина Цветаева в статье «Поэты с историей и поэты без истории» писала: «Борис Пастернак – поэт без развития. Он сразу начал с самого себя и никогда этому не изменил».
Поэтому эпиграф Марины Цветаевой о творчестве Пастернака и её размышления о его поэзии вполне можно отнести и к стихам Юрия Каплана, поскольку поэт – достойный продолжатель поэзии Серебряного века и, прежде всего, Бориса Леонидовича. Это отнюдь не значит, что Каплан писал под «диктовку» Пастернака, у него, отличимый от других, свой собственный стиль письма, свои обоснованные повторы. И вглядываясь в его материк «Каплантида-2017», совершаешь целый ряд открытий:

***

Стихов пронзительные строки
невольно для себя открыл –
не знал поэта я до срока,
до отведенной мне поры,
когда сбывается былое,
когда поэзией объят,
когда подходишь к аналою
открытий… «Каплантиды» ряд…

25.03.2017