Деревянные кружева

Алла Д
Фасад дома – это лицо, а окна – глаза. Почему же на один дом хочется смотреть, а мимо другого взгляд скользит равнодушно? Ответ прост. Наш поселок может похвастаться образцами старинного декоративно-прикладного искусства, которое уже исчезло с улиц многих городов, переполненных однообразными многоэтажками. Резные, яркие наличники на окнах наших домов восхищают и привлекают внимание, а материал, из которого они сделаны, – дерево – самый близкий по духу для русского человека.
На Руси наличники всегда были украшением зданий. А еще наши предки приписывали магические свойства охранным знакам и символам. Каждый хозяин стремился обезопасить свое жилище, обращаясь к мастеру-резчику или столярничая самостоятельно. Люди желали оградить себя от злых духов, невзгод, природной стихии, привлечь удачу, богатство, здоровье и любовь.
Наличник – это настоящая картина повседневной жизни. Вот солнце торжественно, размеренно шествует по небосклону, а его расходящиеся, всепобеждающие лучи рассеивают тьму, даря радость и энергию всему живому. Вода – это жизнь. Волнообразные узоры, сбегающие ручейками по боковым сторонам наличника, устремляются вниз, к ромбам и квадратам, символизирующим вспаханное и засеянное поле.
В разных регионах нашей страны мастера вырезали на наличниках змей и драконов. Казалось бы, зачем изображать на самом видном месте персонажей, ассоциирующихся с опасностью и несущих угрозу? Но в традиции резчиков змеи и драконы, одинаково хорошо чувствующие себя на суше и в воде, связывали эти две стихии, символизировали плодородие. Единение же человека и природы олицетворяли диковинные цветы и причудливые листочки. Нередки на наличниках изображения птиц. Крылатые существа: аисты, голуби, ласточки, гуси – оберегают жилище от бед. По народным поверьям, души умерших родственников могли вселяться в птиц и в таком обличье представать перед людьми. Деревянные фигурки словно соединяли два мира – живых и мертвых. А разве возможно, чтобы не защитили, не помогли своим детям, внукам и правнукам далекие предки?
Даже если забыть о древних смыслах, наличник выглядит необыкновенно –тонкое, словно работа кружевницы, изделие мастера, в которое вложена часть души и таланта, изумительно украшает и оттеняет добротную простоту сруба. В старину невозможно было найти два совершенно одинаковых узора: столяры в каждой губернии, селе и даже дальней деревеньке использовали собственную, самобытную технику украшения оконных проемов.
Не всякое дерево годилось для такой работы. Не использовали мастера древесину деревьев, одиноко стоящих и растущих на заброшенных участках или перекрестках – считалось, что такой материал не принесет удачи. Столяры отдавали предпочтение сосновым и березовым доскам, а для тонкой ажурной резьбы и мелких накладных украшений выбирали древесину ореха, яблони и черешни.
Сегодняшние мастера вместе с современными инструментами по старинке используют десятки ножей, резаков и стамесок для разных типов резьбы. Под их опытными и уверенными руками ажурные элементы гармонично переплетаются с геометрическим узором. Им нет нужды прибегать к краскам, которыми раньше покрывали наличники – прозрачные лаки и пропитки позволяют показать особенности дерева во всей красе.
Восстановить и сохранить историческое наследие, познакомить новое поколение с красотой этого искусства – с такой целью совсем недавно, в 2017 году, в г. Киржач Владимирской области открылся первый в мире Музей наличника на открытом воздухе. Появился и виртуальный музей – без сомнения, любой посетитель сайта получит удовольствие, погрузившись в удивительный мир резного дела. Обилие снимков с наличниками из разных областей нашей необъятной страны приятно порадует и специалиста, и любителя. Историки, краеведы, фотографы, просто неравнодушные люди помогали в организации этих музеев. Поражающие своим разнообразием и выдумкой, наличники выступают настоящим памятником русского деревянного зодчества. Давайте и мы, жители Санчурского района, сбережем это поистине народное искусство, чтобы им могли любоваться наши дети и внуки, чувствуя связь с предками и минувшими временами.
                С. Александров.