Причал светлых чувств

Тамара Петровна Бабушкина
               

Я стою на берегу Волги в районе Казани.

Передо мной огромные массивы воды слияния Волги и Свияги, там на горизонте остров-град Свияжск.

Справа от меня Свято-Вознесенский Макарьевский мужской монастырь. Памятник истории, архитектуры, православной культуры, хранилище святых икон, собранных на протяжении многих веков подвижниками, понимания вечности, сохранения их для последующих поколений.

Макарьевский монастырь — причал уединенных сердец, спокойных мыслей и светлых чувств. Здесь особенно чувствуется иной ход времени: он замедляется, захватывая и увлекая даже случайного путника, словно осенний лист, падая с высоты, летит плавно и неторопливо.


История его создания уходит глубоко в прошлое.

Свято-Вознесенский Макарьевский монастырь был заложен в 1439 году преподобным Макарием Желтоводским, Унженским и Свияжским чудотворцем.

Первая церковь в обители была воздвигнута во имя Вознесения Господня — именно в этот великий праздник (празднуется христианами на 40-ой день после Пасхи) преподобный Макарий получил свободу от ордынского хана Улу-Махмета.

А далее в XVII веке, на месте, где за II века до этого молился преподобный Макарий Желтоводский, Унженский и Свияжский чудотворец, благодарил Бога за своё освобождение из Казанского плена (в 1439 г.) в том самом месте, где сам Макарий хотел остаться и возвести монастырь, но этому помешал Казанский хан, запретивший оставаться преподобному на его территории.

Умирая, Святой заповедал духовным чадам своим в память избавления от рабства устроить монастырь, как только это станет возможно, на берегу устья реки Свияги, на том месте, которое он сам выбрал и освятил молитвой.

После взятия Казани Иваном Грозным, (1552г.) монах Исаия из Унженской обители начал возведение Свято-Вознесенского Макарьевского монастыря.

В 1918 года Макарьевская Пустынь была разграблена, а монастырь, позднее, в советский период отдали под санаторий для детей, больных туберкулезом. Во время Великой Отечественной войны детей сменили раненые солдаты, в это время в зданиях монастыря размещался военный госпиталь.

Главный Храм, иконостас — всё веет глубокой стариной, многие иконы собраны и сохранены с тех времен, на протяжении вот уже более шести веков. Стены, своды потемнели от времени. Иконы тоже подвергнуты изменением временем. Толщина стен и сводов более метра.

Сам Храм, его позолоченные купола, как Белая Птица взметнулся в небеса своей безупречной красотой и ажурностью среди этих бесконечных водных просторов как море, и изумрудной зелени лесов на красивом откосе Волги.

Главной святыней монастыря является икона преподобного Макария с частицей мощей.

В настоящее время Храм ремонтируется. Перед Храмом — памятник Святому Макарию, в черной мантии, устремленный взглядом к великим просторам Руси.

Гидом нашим был монах с удивительно чистыми глазами и шелковой душой.

Вспоминая его повествование, приходишь в благоговейные чувства и тихую печаль: как же можно приводить свою душу в чистое состояние трудом, аскетизмом, молитвой, служению Богу.

Здесь в тишине Святого Храма осознаешь, что чем дальше в жизнь, тем больше её понимаешь. Иногда осознаешь, что вроде и осталась только душа, а воли не осталось.

Храм расположен на откосе реки Волги, в трудно доступном месте, нет хороших подъездных путей, вдалеке от населенных пунктов, но целеустремленные подвижники находили себя и творили чудеса в любых ситуациях, жизнь не рушилась, а продолжалась!

Это наглядно и продемонстрировали с Божьей Помощью подвижники строительства Храма. И несли и несут Свет Божественных Крупиц и Святынь для жаждущих Света.

И ты понимаешь, что после посещения Святынь, делаешься другим человеком.
Время, посещение исторических мест преображают душу. Значит, мы поднялись на одну ступеньку выше в своем развитии, не сожалея ни о чем.

Мы ведь приобретаем только тогда, когда отдаем тепло и радость,
правда иногда остается непонятная печаль, глубокое раздумье о предназначении человека, но это чувство не такое плохое, только оно и ведет к творчеству.

Как же хорошо от увиденного на душе. Появилась благодать и благодарность к нашим предкам, зодчим, что могли своим упорным трудом, молитвами воздвигнуть, сохранить и приумножать Великие Творения Бога и Духа человеческого, когда он наполнен служению Богу, Вечности! Служению последующим поколениям. Наверняка они задумывались, что через века к ним будут приезжать вот такие ищущие и страждущие люди, будут искать Истину и крупицы Божественного.

И находить в их творениях успокоения Души и Веру в то, что всё у нас будет хорошо. Веру в русского человека. Эта Вера не раз спасала Русь в трудные времена: и во времена Монголо-Татарского ига (1243-1480.), во времена Куликовской битвы с теми же монголами (1380г) проведенным великим князем Московским и Владимирским Дмитрием Донским, и во времена Побед Суворова Александра Васильевича, прославивший себя в битвах с турками. Во времена нашествия Наполеона-1812 год, но с позором проигравшую войну.
Во времена нашествия Гитлеровских полчищ, но в конечном итоге, сложившие сотни поверженных знамен к стенам Кремля в 1945году.

Ничего случайного не бывает.  Бог, Святые, Подвижники, лучшие люди народа помогают через великие потери и испытания пройти смутные времена, которые случались в истории нашего народа.

Почему случаются эти смутные времена? Я много перечитала исторических книг, пересмотрела исторических фильмов, но ответа не нахожу, наверное, в доброте нашей. Хотя добродетель христианством приветствуется. Но не до такой степени, что уходят из жизни несчетное количество людей?!

А может в отсутствии одухотворенности в душе, выполнение многих процессов жизни
по принципу: сделать бы и ладно, в отсутствии целеустремленности, ответственности
за свою жизнь, за жизнь общества, за жизнь потомков.

Не знаю, на этот вопрос должны ответить психологи, социологи, аналитики, историки, другие общественные структуры.

Нужно просто трудиться, много трудиться для своих родных, для себя, для страны.
Только труд выведет нас на правильные и праведные дороги. И защищать интересы народа, страны, через духовное возрождение нравственности! Чтить традиции своего народа. Я уверена, что появятся подвижники, новые Минины и Пожарские, которые найдут пути выхода из смутных времен.

Духовники говорят, что труд физический, одухотворенный творческим зерном, творит с человеком великое состояние — делает его святым. Т.е. очищает душу и тело от скверны греха.  И не только физический труд, произведения искусства – если они созданы на высоте духовного подъема, будут вас одухотворять и дальше.  Т.е. делать чище в поступках, в отношениях, в культуре, в стремлениях.

Родина наша не только Москва, или Санкт-Петербург, но и бесконечные веси,
создавшие и сохранившие святыни для последующих поколений. И великие люди, приравненные церковью к лику святых. Они творили историю, объединяли княжества Руси, строили церкви и монастыри, города, облагораживали и обустраивали жизнь, которым мы поклоняемся, чтим их великой благодарностью.

Застыла история в камнях,
Бессмертие в ликах святых.
Величие Славия в храмах,
Да Русь в покаянных крестах.

В страданьях намолено время,
Надежд во спасение, боль.
О Боже, во тяжкое бремя,
Душе умереть не позволь.

И дай Бог, чтобы жизнь наша и всех, за кого здесь молятся, становилась простой и чистой, как этот, словно горный хрусталь, чистый воздух. Чтоб в наших сердцах навсегда поселились любовь, взаимопонимание и вера нашего народа, прежде всего русского, созидающая и возрождающая нашу Родину, свой род, понимая, что живём на Земле для созидания, для любви, не для славы и не для существования.

23.07.2019.


(((