Ломка и закалка. Рассказ

Анатолий Страхов 3
           Тебе бы, молодой человек, не надо идти в Армию, - по - матерински улыбаясь, сообщила мне старушка - терапевт после того, как прослушала биение моего восемнадцатилетнего сердца и замЕрила давление, заботливо обворачивая мягким надувным рукавом моё предплечье. Не нравится мне работа твоего сердечка, - добавила она и спросила, - Куришь? Нет, - ответил я, краснея, хотя, конечно же, изредка баловался по вечерам, приходя в клуб центральной усадьбы нашего совхоза.
           Вообще - то, делал я это по бОльшей части не из - за особой тяги, а для бравады перед своими сверстниками,  а, если честно - перед девчатами, чтобы казаться им взрослым и самостоятельным.
           Ну - ка, дай - ка мне свою ладонь! - попросила терапевт перед тем, как сделать заключительную запись в моём призывном формуляре. Подержав секунду мою ладонь в своей, она с грустинкой сказала, - Ну вот видишь? Ладошка - то твоя влажная... а это признак слабости, не совсем крепкого самочувствия... ты не выдержишь нагрузок, какие тебе придётся преодолевать в Армии.
          От этих слов у меня не только ладони, но и вся спина повлажнела, я невольно вытер капельки пота над верхней губой. Это что же, - пронеслось в голове, - все про меня в совхозе будут судить " да он больной! Что с него взять, если в Армию не годен?". А что будут шептать за моей спиной девчата?.. " додик", " задвохлик", - такие эпитеты, какие доходили до меня о других, мне не пережить, если не пойду в Армию.
          И я стал просить старушку- терапевта поставить в призывном формуляре отметку, завершающую итог комиссии, " Годен". Я заверял врача, что выдержу. Она улыбнулась как мать и написала " Годен".
           Надо сказать, что я рос в многодетной семье и все мои старшие братья служили, закалившись крестьянским трудом, выдерживали армейские нагрузки и возвращались со значками отличия и лычками. Я брал с них пример и,  с  одиннадцатилетнего  возраста не отдыхал в летние каникулы. Ходил на работу " на наряд" в отделение совхоза, то есть " куда пошлют": грузить  25-ти килограммовые мешки с суперфосфатом, ловить на птичнике кур и возить их в ящиках на птицецех районного мясокомбината, рыть ямки под столбики ограждения и обматывать колючей проволокой, складировать сенажные кипы... С достижением пятнадцати лет уже уверенно работал на уборке зерновых, управляясь самостоятельно на СК-3.
          В сорокоградусную жару 17- ти часового рабочего дня на полевой " загонке" у меня (чего я сам не сразу заметил) пошла из носа кровь и комбайнер, ветеран войны, " отдыхавший" после похмелья в лесной полосе, изрядно перетрусил, когда поскользнулся на лужице крови, взбираясь на мостик комбайна. Это носовое кровотечение было от перенагрева у меня и всего - то один раз. Никому об этом не говорил, но на призывной комиссии опытная старушка - терапевт меня " раскусила".
                * * *
         Имея рост 166 см., я попал служить не в десант, а в часть ПВО, где (как обещал бравый " покупатель" на областном призывном пункте), из нас сделают людей. Он говорил это нам, полусотенной команде моих земляков. Служить предстояло три года, но, забегая вперёд, скажу, что наш призыв попал под 2- х летний срок службы. Об этом мы узнали позже, что, естественно, привело нас в неописуемый восторг. Это был весенний призыв 1969 года.
          А пока, следуя в поезде, настроясь на три года, мы слушали загадочно- шутливые откровения нашего " покупателя". У него была одна лычка на погонах, но широкая  (старший сержант), мундир сиял начищенными пуговицами и значками. Нам он говорил, улыбаясь мечтательно, что его незамедлительно демобилизуют, как только он доставит в часть нашу разношерстную команду молодого пополнения. " Дембель" неизбежен, как крах капитализма! - декларировал старший сержант, отслуживающий последние, счИтанные часы или дни 3- х летнего срока.
          Вам надо постараться пережить на первом году службы три препятствия: П, П, П и один досуг Д, - со знанием дела и загадочно улыбаясь, советовал старший сержант  (без пяти минут " дембель"), - Если на первом году выдержите трёх " П" и одно " Д", то считайте, что службу вы " сломаете".
           Его подпоили в вагоне, накормили из домашних припасов, оставшихся в рюкзаках- котомках, пытаясь вЫведать значение названных аббревиатур, но сержант был непреклОнен и отвечал только одно,- Сами скоро узнаете! И улыбался загадочно, сверкая как медный начищенный пятак.
           Были разные догадки и мнения на этот счёт. Например - Поесть, Поспать и По...дить, но насчёт таинственного " Д" ничего не могли предположить. Не знал никто из нас и то, куда нас везут. Военная тайна, - со своей ослепительной улыбкой отвечал наш сопровождающий " покупатель"
                * *  *   
К трем часам дня прибыл наш поезд на вокзал города N и старший сержант, до последнего скрывавший конечный пункт следования, слегка под хмельком от угощения призывников, скомандовал, - На перрон с вещами! Он уже праздновал свой 3 - х годичный " дембель", подводя нашу колонну к широким воротам воинской части, на обоих половинах которых были большие и выпуклые красные звёзды.
           На КПП открылась дверь, вышел солдат со штык - ножом на ремне. Увидев нашу колонну по четыре, он через минуту открыл ворота,  и мы вошли.

                Продолжение следует.