Картина Э. Мане

Вадим Константинов 2
                Не то, чтоб
                Этот холст
                Взрывоопасен
                Очень...

                Но явственный
                Контраст
                Присущ ему
                Сполна!..

                И на картине всё
                Беснуется...

                Клокочет...

                И женщина, что здесь...

                Но и не здесь
                Она!...
                12.12.2011.



Бар в «Фоли-Бержер» - Эдуард Мане. 1882. Холст, масло. 96x130 см

   «Фоли-Бержар» было одним из самых известных заведений Парижа не только благодаря своему варьете и кабаре, но и тому, что здесь не редко собиралась художественная богема. Захаживал сюда и Эдуард Мане. Блеск ночной жизни, и одиночество вместе с отчуждением на фоне суеты и гуляний – вот основные лейтмотивы последней картины Эдуарда Мане.

   В качестве модели Мане просил позировать знакомую барменшу Сюзон и своего друга Анри Дюпре. Причём наброски художник делал прямо в баре, справа от сцены.

   У критиков возникло много вопросов с определением жанра этой выдающейся работы Мане. Если внимательно присмотреться, то можно найти черты и жанровой сценки, и портрета, и натюрморта – полнейшая эклектика. Помимо этого, работу отличают изящество исполнения и утончённая грусть.

   За мраморной стойкой молодая барменша, зеркало за её спиной отражает большое количество посетителей в зале. Кажется, стоит прислушаться, и можно ясно ощутить гул и смех гуляющей толпы, перемежённый криками особо шумных гостей. Напротив девушки молодой господин в цилиндре, но она смотрит не на посетителя – её взгляд направлен внутрь себя. Фигура задумчивой девушки словно зажата между двумя пространствами, отделяемыми друг от друга стойкой: мир настоящий и мир ирреальный.

   Едва попав на Салон 1882 года, картина приковала к себе всеобщее внимание – её пристально рассматривали, много обсуждали, высказывали мнения в трактовке, но единодушно признавали, что миру явился настоящий шедевр, с которым следует