Цикл Лесные Хроники. Мудрое решение

Рамиро Лебедев-Толмач
Ёжик Пафнутич был очень стареньким. Никто в лесу понятия не имел, сколько ему лет, но все были уверены, что мудрость его не знает границ. Если среди зверей возникал какой-нибудь спор, то за советом они шли к Пафнутичу. И он мог рассудить и помирить любых спорщиков.
Допустим, собирает белка грибы на полянке, аккуратно складывает их в лукошко, а мимо пробегает заяц и толкает её. Видимо, случайно. В результате, грибы рассыпаны по полянке, белочка безутешно рыдает, а заяц с невинным видом уверяет, что он это сделал не нарочно, и белочка сама во всём виновата.
Пафнутич внимательно всех выслушает, а потом отведёт косого в сторону и напомнит ему, как белка не раз его предупреждала о появлении волка и, таким образом, спасала его от крупных неприятностей. А что будет, если она обидится и перестанет помогать ему? Вот то-то и оно. После этого разговора заяц извиняется перед белочкой, помогает ей сложить грибы в лукошко и тихо удаляется.
Или, например, лягушки на речке очень громко квакают. Кому-то их песни нравятся, а кому-то и не очень. Коту Доне они мешают проводить репетиции перед Днём Военно-морского Флота. Возникает конфликт. Устав от бесконечного кваканья, кот начинает орать в ответ. Тут уже не выдерживают бобры – им работать надо, а на речке такой шум поднялся, что голова раскалывается.
Благодаря Пафнутичу, кот соглашается проводить репетиции, когда у лягушат тихий час. в результате, все очень довольны: и кот, и лягушки и, тем более, бобры.
Самое интересное, что за свои мудрые советы Пафнутич не берёт ни копейки. Ни к чему это. Все в лесу соседи и должны помогать друг другу. А у ежа и так всё есть, да и подарки класть некуда – норка у него совсем крохотная. Дети и внуки давно выросли, вот и живёт он тихо и скромно и жизни радуется.
И вот как-то пришла к нему в гости ежиха Фёкла. Она давно уже была бабушкой, но с Пафнутичем дружила с младых иголок, ещё с тех пор, когда в школу ходили и сидели за одним пеньком. Тогда он был страшным проказником и частенько подшучивал над ней, доводя до слёз. Но это дело прошлое, да и рассказ наш не об этом.
Фёкла пришла не с пустыми руками – принесла с собой малиновое варенье. Посидели, попили чайку, повспоминали старых знакомых. Видит Пафнутич – хочет его подруга чем-то наболевшим поделиться, но никак не решается.
- Ладно, подруга дней моих суровых, - сказал он, глядя ей в глаза, - выкладывай на чистоту, что случилось.
- Ох, ничего от тебя не скроешь, - вздохнула она, - кабаны совсем совесть потеряли, в лесу всю землю перерыли – ищут свои желуди.
- Ничего особенного - они всегда так делают. Ведь для них жёлуди самое лучшее лакомство.
- Я тоже не против, пусть ищут. Но не под дубом же и осиной! Головой думать надо. А  последнее время житья от них нет совсем. Всё в лесу своими пятачками перевернули вверх дном. Сколько ягод и грибов сгубили… Скоро жителям леса надо делать запасы на зиму, а где их взять? – везде всё вытоптано.
- То есть этой зимой зверям в лесу грозит голод? – сделал вывод Пафнутич.
- Именно так! – воскликнула Фёкла и смахнула накатившуюся слезу.
- Да, задала ты мне задачу, - вздохнул ёжик, провожая подругу домой. – Постараюсь что-нибудь придумать.
На том и расстались.

Через неделю после этого разговора сам кабан Костик пришёл к нему в гости. Он был смущён и взволнован одновременно.
- Тут такое дело, колючка, - начал он нерешительно. – Мои ребята откопали в лесу весьма странную вещицу, – и он предъявил табличку с тремя треугольниками. – И таких мы нарыли три штуки. Пятачком чую, не к добру это.
Пафнутич задумчиво поцокал языком и повертел находку в лапках.
- Плохие новости, любезный мой Костик. Это знак, предупреждающий о радиационной опасности. Слышал о такой?
- Что-то слышал, - буркнул Костик, не совсем понимая, куда клонит ёжик.
- Эх, рассказывали мне старики, а я не верил, - продолжал размышлять вслух хозяин норки.
- Какие старики?
- А ведь говорили, - словно не замечая вопроса, бубнил себе под нос ёжик, - увидишь такую табличку, беги, не оглядываясь.
- Не темни, Пафнутич! – взвизгнул вконец запуганный кабан, - не говори загадками, растолкуй, что случилось.
На Костика было жалко смотреть: в глазах тревога, пятачок дёргается, хвостик спрятался между задних лапок.
«Клиент созрел», - решил ёжик и начал свой рассказ.
- Было это давно, когда соль стоила три копейки, а из нашего ручья можно было воду пить, не опасаясь за здоровье. В общем, лет 50 назад была в нашем лесу тайная лаборатория.
- Что такое «лаборатория»? – перебил Костик.
- Это такой домик, где работают лаборанты и лаборантки, - важно пояснил Пафнутич, и кабан кивнул головой: ну да, теперь и дураку понятно.
- Итак, умные люди в белых отглаженных халатах проводили тайные опыты день и ночь. Работа у них была ответственная и поэтому, чтобы им не мешали, они везде расставили подобные таблички. Вы же их в разных местах находили?
- Ну да: на поляне, возле речки, на заячьей опушке.
- А у старого орешника не находили?
- Нет, ничего подобного там не находили.
- Вот про это мне мой прадед говорил. В те времена у старого орешника жило семейство ваших родственников, и их грозный вид напугал учёных. Поэтому местность вокруг орешника люди обходили стороной.
- Так нам-то что делать? – не выдержал Костик.
- Открою тебе страшную тайну, только ты никому не рассказывай.
- А кабанам можно?
- Им обязательно нужно. Договорились?
- Чтоб мне в холодец попасть, если кому постороннему проболтаюсь! – поклялся кабан и подставил своё ухо поближе к ёжику.
- Получается, что во всём лесу земля заражённая. Если в ней копаться, то могут возникнуть большие неприятности.
- Это какие, например? – кабан даже рот приоткрыл.
- У тебя может вырасти второй хвостик, или третье ухо.
- Да ты что! – опешил Костик и плюхнулся на пятую точку. Потом подумал и спросил:
- А где ж нам жёлуди искать?
- Рядом с орешником земля хорошая, - успокоил его ёжик. – Скажи спасибо своим родственникам. Если бы не они …
- Да, наших все боятся, - довольно хрюкнул повеселевший Костик. – А другие звери об этом догадываются?
- А зачем им, глупеньким, знать об этом? Пусть они и дальше живут, как ни в чём не бывало. – с хитрецой в глазах ответил ёжик, и оба заговорщески рассмеялись.
- А ты, колючка, не так прост, как все думают, - с нескрываемым уважением произнёс Костик. – Если будут какие проблемы, обращайся к нашим.
- Всенепременно, - заверил его Пафнутич, и его гость довольный поспешил домой.


Через какое-то время в гости опять пожаловала Фёкла. Вид у неё был цветущий, а кроме чая она принесла с собой сушёных яблок.
- Ты не поверишь, - начала она без предисловий, - кабанов как будто подменили. За пределами орешника землю не роют. Просто не могу поверить в такое счастье. 
- Всё правильно, - подтвердил хозяин норки, - в другие места они теперь долго свой пятачок совать не будут.
- А почему? – удивилась ежиха.
- Скорее всего, боятся заражённой почвы. Их пугает радиация и всё такое … - он неопределённо махнул лапкой.
- С чего они это взяли?
- Они таблички нашли, - и он показал ей ту, которую Костик оставил в его норке.
- Ерунда, не может быть, - забормотала удивлённая Фёкла, - уж, где-где, а в нашем лесу экология будет получше, чем в Москве. У нас отродясь никакой химии в почве не было. Все грибы и ягоды вкусные, сочные и безвредные.
- А кабаны уже несколько дней думают по-другому, - хохотнул Пафнутич, - и поэтому за пределы орешника выходить опасаются.
- Так что теперь, наш лес погибнет? – ужаснулась Фёкла.
- С чего ты взяла? – на этот раз удивился ёжик.
- Таблички просто так люди в лесу ставить не будут.
- А люди здесь совсем не при чём, - невозмутимо заявил Пафнутич и отхлебнул душистого чая. – Это я их в лесу разбросал.
Увидев недоумённый взгляд гостьи, ёжик пояснил:
- Я должен был их как-то убедить, что нельзя копаться за пределами орешника. Вот я и придумал трюк с табличками. Пару дней их мастерил, а потом бродил по лесу и закапывал их, но не глубоко. Из десяти штук кабаны нашли только три, но, надеюсь, им и этого хватило.
Когда Пафнутич закончил свой рассказ, Фёкла сотрясалась от хохота:
- Ну ты, приятель, и хитрец! Всё просчитал: и что таблички найдут, и к тебе за советом обратятся, и что непонятной радиации испугаются.
Они ещё долго пили чай, шутили и распевали любимую песню своей молодости:

Есть в лесу кабаны,
Как в саванне слоны,
Всюду бродят огромно толпой.
Им перечить не смей,
Как увидишь, скорей
Убегай без раздумий домой!

Эх, ма, Хохлома,
Пятачок, копытца,
Нету проблесков ума
На свинячьем рыльце!



Конец