Лыжи у печки стоят...

Игорь Пресняков
"А день... Какой был день тогда? Ах да - среда!.." Как ни странно звучали в 70-е годы 20 века эти строчки в контексте одной из моих любимых песен Владимира Высоцкого, но просчитав по "вечному" календарю в начале 21 века, я понял, что какой-то (и совсем не мистический) смысл в этом есть: и 9 мая 1945 года и 12 апреля 1961 года были именно этим днём недели - "средой". Долго я искал третье событие в истории нашей страны, которое было бы тоже "средой" и найти не мог, пока на Кумысной поляне не предложил друзьям отметить 50 лет со дня рождения песни "Домбайский вальс", которую я любил и пел с 1971 года каждый год и не один раз, как на кухнях, когда разъезжал по всей стране, так и на Кумыске или на слётах, и, конечно, в горах! Благо сам Юрий Визбор в начале 80-х рассказал историю создания песни и даже назвал дату: 19 апреля 1961 года. Сам я с Юрием Визбором не встречался: не сложилось. Мне посчастливилось ночевать на хижине только летом 1974 года и она выглядела примерно так, как на снимке. Над дверью плохо, но видна  надпись "Высокогорная ХИЖИНА Альпинистский лагерь "Алибек". С 1978 года стал работать горнолыжный лагерь "Алибек" (150 путёвок), а Хижина стала его филиалом, куда попасть было невозможно, поскольку на весь Союз продавалось (скорее распределялось) всего 36 путёвок. Я был в первом заезде в новый горнолыжный лагерь и в последствии в 80-е почти каждый год бывал там, но на Хижине зимой так и не побывал, поскольку посещение Хижины участником без путёвки каралось отчислением из горнолыжного лагеря. Однако в 1986 в горнолыжном лагере "Алибек", к ведению которого относилась Алибекская Хижина, (где была написана и впервые прозвучала эта песня), я познакомился с  доктором наук из Москвы, который присутствовал в свите физика Игоря Евгеньевича Тамма, с которым и поднимался в апреле 1961 года на хижину Юрий Визбор. В те годы там катались на Алибекском леднике, но идти на хижину надо было пешком, да ещё с рюкзаками. По его рассказу выходило, что Юрий Визбор, которому тогда ещё не исполнилось и сорока лет, пел свои песни, сидя на верхнем (втором) ярусе нар (там было теплее), свесив ноги вниз. Вот так и была исполнена в первый раз автором эта великая песня. Да-да, уважаемые, 19 апреля 1961 года тоже "среда", как и 20 июня 1934 года - день рождения Юрия Визбора! Неудивительно, что песня " Лыжи у печки стоят..." в исполнение космонавта "Салюта 6" Александра Иващенкова стала первой песней, которая была спета, как сказал Юрий Визбор: "...из космоса в направлении Земли", чем автор очень гордился.
   Уже в середине 90-х мне посчастливилось побывать в горнолыжном Терсколе, где мы каждый вечер пели сотни песен и, конечно, "Лыжи у печки стоят...". А жил я с друзьями-москвичами в высотной гостинице "Металлург", которая находится за военно-спортивной базой "Терскол" около склона Баксанской долины и в окне каждый день за горой медленно гас закат. Когда кто-то заметил, что наши лыжи у печек не стоят, сочинилась песня, которую мы с удовольствием пели в дополнение к классическому варианту.

Вот опять за горою закат догорел,
Ну совсем, как в той песенке старой,
И трещит, догорая, свеча на столе
И звенит над Баксаном гитара.

   Наши лыжи у печек давно не стоят,
   Даже здесь уже печки не в моде,
   Только этот волшебный за окнами март
   Не кончается и не проходит.

Быстро тает оплывший огарок свечи,
Песни лучше поются без света,
Завтра снова на гору, так чего ж мы молчим,
Ведь ещё столько песен не спето.

   Наши лыжи у печек давно не стоят,
   Даже здесь уже печки не в моде,
   Только этот волшебный за окнами март
   Не кончается и не проходит.

И опять над Баксаном гитара звенит,
И поём мы, конечно, про лыжи,
Про лавины, про март, что за окнами спит,
И о том, что разлука всё ближе.

   Наши лыжи у печек давно не стоят,
   Даже здесь уже печки не в моде,
   Только этот волшебный за окнами март
   Не кончается и не проходит.

P.S. Возможно, кто-то обратил внимание, если нет, то сообщаю, что сегодня 19.06.2019 года тоже "среда".

Фото неизвестного автора взято из Интернета. Единственное, что показало изучение фотоснимка - сделан он после 1965 года, о чём свидетельствует две цифры на стене Хижины на правой стороне снимка рядом с лыжами, но до появления горнолыжных ботинок без шнуровки.