В нём прошлое таится!..
И оно,
Столь остроумно
Запечатлено...
Столь ярко воплотилось...
И сумело
Быть с нами...
Все конфликты разрешив!..
Так в человеке привлекает
Тело,
Пока в нём ярок огонёк
Души!..
16.06.2011.
Традиция создания миниатюрных домов, дворцов и даже городов, наполненных копиями предметов, существует в Европе с конца XVII — начала XVIII века. В музеях Голландии и Германии и поныне хранятся замечательные кукольные домики. Один из наиболее ранних, датируемый 1690 годом, находится в Амстердаме. Он представляет собой собрание уменьшенных предметов богатого дома не только с жилыми комнатами, но и кабинетом искусств, коллекциями картин, библиотекой, составленной из миниатюрных книг, и многим другим. В нашей стране интерес к искусству создания миниатюрных вещей-игрушек впервые проявился в царствование Петра I. Уникальным по своим масштабам является кукольный дом княгини Августы Доротеи фон Шварцбург (1666—1751), получивший название «Монплезир», который находится в Арнштадте, в Тюрингии. В нем воспроизведены 26 домов, 84 комнаты, 411 кукол.
В России первой такой миниатюрной копией стал так называемый Нащокинский домик. По числу сохранившихся предметов (611) он не превосходит многие подобные ему модели, но в нем такое количество вещей пушкинского времени, какого нет ни в одном историко-бытовом или литературно-мемориальном музее первой трети XIX столетия. Среди русских аналогов с ним сопоставим созданный уже позже Сельский приказной дом, подаренный в 1848 году императором Николаем I его супруге Александре Федоровне в день рождения и хранящийся ныне в Петергофе.
При жизни Пушкина другу его, Павлу Воиновичу Нащокину, пришла на ум счастливая мысль скопировать в уменьшенном виде свою квартиру со всеми находящимися в ней предметами обстановки.
Неизвестно какую именно квартиру воссоздавал Нащокин — за годы работы над моделью он несколько раз переезжал. Возможно, что первоначальная затея Нащокина переросла в желание воспроизвести богатый дворянский особняк типичный для эпохи 1820 х — 1830-х годов. По словам Николая Ивановича Куликова актера, близкого знакомого Пушкина и Нащокина, «предположив себе людей в размере среднего роста детских кукол он (Нащокин — Г. Н. ) по этому масштабу заказывал первым мастерам все принадлежности к этому дому». Так появился на свет знаменитый Нащокинский домик.
домик Павла Войновича Нащокина — уменьшенная копия столичной квартиры хозяина. Вся мебель в нем, разумеется, была выполнена на заказ.Над этим домиком трудилось множество искусных мастеров — как малоизвестных, так и легендарных… Рояль работы Вирта был действующий — на нем можно было разыгрывать пьесы специальными палочками. Обеденный стол, который раздвигался, был выполнен известнейшим мастером Гамбсом. А посуда из хрусталя и фарфора для сервировки стола была заказана лучшим заводам России. Домик Нащокина до сих пор удивляет неподдельной подлинностью быта, запечатленного вплоть до таких мельчайших деталей, как сафьяновые туфли, оставленные у кровати, или настоящая колода карт, лежащая на ломберном столике в гостиной, масляная лампа тускло освещала комнату, а в самоварчике можно кипятить воду…