Кукольный домик

Вадим Константинов 2
                В нём прошлое таится!..

                И оно,
                Столь остроумно
                Запечатлено...

                Столь ярко воплотилось...

                И сумело
                Быть с нами...

                Все конфликты разрешив!..

                Так в человеке привлекает
                Тело,
                Пока в нём ярок огонёк
                Души!..
                16.06.2011.



Традиция создания миниатюрных домов, дворцов и даже городов, наполненных копиями предметов, существует в Европе с конца XVII — начала XVIII века. В музеях Голландии и Германии и поныне хранятся замечательные кукольные домики. Один из наиболее ранних, датируемый 1690 годом, находится в Амстердаме. Он представляет собой собрание уменьшенных предметов богатого дома не только с жилыми комнатами, но и кабинетом искусств, коллекциями картин, библиотекой, составленной из миниатюрных книг, и многим другим. В нашей стране интерес к искусству создания миниатюрных вещей-игрушек впервые проявился в царствование Петра I. Уникальным по своим масштабам является кукольный дом княгини Августы Доротеи фон Шварцбург (1666—1751), получивший название «Монплезир», который находится в Арнштадте, в Тюрингии. В нем воспроизведены 26 домов, 84 комнаты, 411 кукол.

В России первой такой миниатюрной копией стал так называемый Нащокинский домик. По числу сохранившихся предметов (611) он не превосходит многие подобные ему модели, но в нем такое количество вещей пушкинского времени, какого нет ни в одном историко-бытовом или литературно-мемориальном музее первой трети XIX столетия. Среди русских аналогов с ним сопоставим созданный уже позже Сельский приказной дом, подаренный в 1848 году императором Николаем I его супруге Александре Федоровне в день рождения и хранящийся ныне в Петергофе.

При жизни Пушкина другу его, Павлу Воиновичу Нащокину, пришла на ум счастливая мысль скопировать в уменьшенном виде свою квартиру со всеми находящимися в ней предметами обстановки.
Неизвестно какую именно квартиру воссоздавал Нащокин — за годы работы над моделью он несколько раз переезжал. Возможно, что первоначальная затея Нащокина переросла в желание воспроизвести богатый дворянский особняк типичный для эпохи 1820 х — 1830-х годов. По словам Николая Ивановича Куликова актера, близкого знакомого Пушкина и Нащокина, «предположив себе людей в размере среднего роста детских кукол он (Нащокин — Г. Н. ) по этому масштабу заказывал первым мастерам все принадлежности к этому дому». Так появился на свет знаменитый Нащокинский домик.
домик Пав­ла Вой­но­ви­ча Нащо­ки­на — умень­шен­ная копия сто­лич­ной квар­ти­ры хозя­и­на. Вся мебель в нем, разу­ме­ет­ся, была выпол­не­на на заказ.Над этим доми­ком тру­ди­лось мно­же­ство искус­ных масте­ров — как мало­из­вест­ных, так и леген­дар­ных… Рояль рабо­ты Вир­та был дей­ству­ю­щий — на нем мож­но было разыг­ры­вать пье­сы спе­ци­аль­ны­ми палоч­ка­ми. Обе­ден­ный стол, кото­рый раз­дви­гал­ся, был выпол­нен извест­ней­шим масте­ром Гамбсом. А посу­да из хру­ста­ля и фар­фо­ра для сер­ви­ров­ки сто­ла была зака­за­на луч­шим заво­дам Рос­сии. Домик Нащо­ки­на до сих пор удив­ля­ет непод­дель­ной под­лин­но­стью быта, запе­чат­лен­но­го вплоть до таких мель­чай­ших дета­лей, как сафья­но­вые туфли, остав­лен­ные у кро­ва­ти, или насто­я­щая коло­да карт, лежа­щая на лом­бер­ном сто­ли­ке в гости­ной, мас­ля­ная лам­па туск­ло осве­ща­ла ком­на­ту, а в само­вар­чи­ке мож­но кипя­тить воду…