Стихотворение месяца 75 - Обзор Ларисы Ладыки

Тм Гуси-Лебеди
1. "Прощение"

Красивый логаэдный ритм, чётко выдержанный на протяжении всего стихотворения. Рифмы хорошие, несколько сомнительной показалась только одна: «коллапс – грязь». Общий смысл стихотворения ясен, очень хороши завершающие строки, подводящие итог сказанному.

Однако построение некоторых предложений спорит с грамматикой русского языка и местами затемняет смысл.

Так во фразе «оберегом буду от бед судьбы» явно не хватает указания, оберегом для кого (для себя? вообще для всех? для любимой?) То же самое с выражением «освещу весь путь» – чей? для кого? Глагол «предстать» требует послелога «перед» (предстать перед кем-то).

В сочетании высказываний «Постоянство чувства равно нулю, и бесстрастно сердце в её груди» – смысловое противоречие: ведь нулю равно не чувство, а постоянство чувств, значит – чувства в изменнице играют, и сердце её не может быть бесстрастно.

Все эти неточности снижают художественное впечатление.

4\4

-------------------
2. "В северной деревне"

Замечательное стихотворение, если его слушать: и картинка возникает, и мысли невесёлые «за жизнь». И язык хорош, почти разговорный, вместе с тем образно-поэтический:

«За непутёвой косою шёл неумелый косарь» – !!!

И ударение «тр;ву» воспринимается как естественный местный говор.

Особенно понравился мудрый оптимизм заключительных строк.

Но вот читать это произведение глазами – сплошное расстройство: автор с пунктуацией не дружит, и это местами превращает текст в непроходимые дебри. Например, я долго не могла вникнуть в смысл строк «Если кому и обидно было за нашу державу, то косарю городскому, местному люду не жаль», пока не расставила знаки вот так:

«Если кому и обидно было за нашу державу,

то косарю городскому. Местному люду – не жаль»

И так – по всему тексту. Например: «Местный - старик со старухой, да инвалид отсидевший, да развесёлый пропойца спал с поросёнком в хлеву». Если «старик со старухой», то должно быть – «местные». Ах, автор имел в виду местный ЛЮД! Но тогда в соответствии с авторской расстановкой знаков получается, что весь этот люд спал в хлеву с поросёнком!

Наплевательское отношение к знакам препинания превратило отличное стихотворение в кашу. Поэтому:

3\5

-------------------
3. "* * *"

Настроенческое, без названия, очень понравилось. Ну, нЕ к чему придраться!

5\5

-------------------
4. "Дорожное"

Хорошо! Есть картинка и мысли под перестук колёс. Короткие строки и логаэдный ритм помогают созданию зримых образов. «Сосны за руки взялись» – !!!

Посоветовала бы автору всё-таки использовать букву Ё.

И ещё чуть царапнула строка «Сколько б ни было их много». По-русски правильнее не «сколько много», а «как много». Т.е., «Как бы ни было их много».

5\5

-------------------
5. "Таинство танца"

 Как будто бы с техникой всё в порядке. И рифмы хорошие, вот разве что «тысячелетья – речи?». Да ещё несочетаемое сочетание «в трансе… на ушах».

«Какие чувства будит танец?» – интересуется автор, но не отвечает на вопрос. И непонятно, что даёт ему основание предполагать, что человечество возвратится в первобытное состояние. Поэтому я задала вопрос себе: «Какие чувства пробудило во мне это стихотворение?» Честно отвечаю: «Никакие». Поэтому –

4\3

-------------------
6. "Четырнадцать"

Считала слоги, чертила палочки, но так и не поняла, логаэд это или тоника. Во всяком случае, стихотворение ритмично гармонично. Такие размеры любят песенники. Легко и светло, просто и чудесно!

5\5

-------------------
7. "Дуэт"

Ни к ритму, ни к рифмам не придраться, но всё-таки впечатление, что стихотворение не додумано и не доделано: образы противоречивы. Так, в первой строфе неудачно выбрано слово «момент» для обозначения длительного отрезка времени:

«шагаю» – действие длительное (глагол несовершенного вида); «момент» – краткий точечный миг.

Странный образ солнца ПРИСЕВШЕГО кому-то на плечи. Это уже не «ласковый луч», а испепеляющая Хиросима!

Не стыкуются образы «ветер» и «кровь».

И опять о пунктуации. Поскольку содержание шёпота ветерка кавычками не обозначено, читатель понимает, что весь оставшийся текст – тоже речь ветерка. И без того неокончательные по смыслу заключительные строки становятся ещё неопределённее.

4\3

-------------------
8. "Пробуждение"

Откровенно не понравились подробности похмельного утра. Кто умер во рту? Как ОДНА мысль сходилась в ряды? Корячившийся кран, знавший свой черёд? Ну, и – моральный урод, оравший из тела – ! И как оставалась белой стена, которой уже «доверили» чёрт-те какую гадость? И зачем делиться с читателем ощущением такой мерзости?

Поскольку выбор лексики – дело техники,

3\3

-------------------
9. "Голуби"

Всё нормально с рифмами и ритмом. В последней строфе две лишние запятые: а) 2-ая строка после слова «домой», б) 4-ая строка после «в том» (если хотите выделить слово «блокадном», выделять его следует с двух сторон запятыми или тире).

Зачем сравнивать голубей с гусями-лебедями (птиц с птицами?) Дважды повторяется утверждение, что если голубям насыпать овса или накрошить хлеба, то они будут летать (взлетать), а не клевать. Несколько смущает и тавтологичное «кровли крыш», на что автор, конечно, может возразить, что это не совсем одно и то же. И всё-таки образ каких-то крыш за облаками размыт и неясен, как и летящий в довоенном кителе дед.

4\4

-------------------
10. "Обет молчания"

Чёрт-те что! Действительно, не сон, а просто жуть!

5\4

-------------------
11. "При дожде не видно слёз".

Глагол «твердить» – переходный, требует прямого дополнения (твердить что?)

Грёзы и мечты – синонимы. «Грезить в мечтах» или «мечтать в грёзах» – не по-русски. «Любовь справляет панихиду» – ещё одно неудачное выражение. Значит, любовь осталась живой? Кто (что) тогда умер((ло)?

Прямая речь (то, что он сказал, вздыхая тяжко), не выделена кавычками.

«От слЕда» неправильное ударение.

Ну, и содержание банальное, неинтересное. Поэтому

3\3

-------------------
12. "Кантата соловья"

Кантата по определению – торжественная хоровая песня с инструментальным сопровождением. У Вас же соловей один, он исполняет что-то другое (арию, серенаду, ноктюрн…) Очень простое слово для кантаты – «большая». «Дробью били» означает «стреляли дробью», а подковы, наверное, БИЛИ ДРОБЬ?

И, наконец, картинку портит глагольная рассогласованность: певец свистел, щёлкал, подковы били – все действия длительные (выражаются глаголами несовершенного вида). Логично предположить, что люди слушали и замирали (в то время, когда слушали). Автор же говорит, что они «замерли и забыли», т.е. одномоментно окаменели? Продолжали ли они слушать соловья?

Не будем представлять, кем были и что делали эти забывшие грехи люди на пустыре…

4\3

-------------------
13. "Ещё ничей"

Есть причина для… луны? Мне представляется, что причина может быть для действия, явления, состояния, но не для предмета. «… хлыст устало кричит, как сбрендивший старик» – образ противоречивый.

Первые две строфы – время настоящее, а вот «язычество глядело» – пошло прошедшее, несогласующееся с придаточными предложениями (должно быть: глядело, как овцы прядали ушами и воздух мяли…)

Первое предложение последней строфы вообще завёрнуто не по-русски: «Так объявлял себя спросонок к привычной тишине вещей рожденьем новый бог…» Почему «объявлял к…»? Почему «объявлял», если – немой?

3\3

-------------------
14. "Сыграть бы жизнь мне..."

Ну, и где чувство ритма? Почему красивая рамочная рифмовка первых трёх строф вдруг меняется?

По смыслу «сыграть задом наперед» – не означает «исправить». На каком инструменте собирается играть ЛГ? С кем садится автор играть в шашки? Откуда вдруг является судьба с шахматной доской? Некий сумбур образов присутствует.

4\4

-------------------
15. "Черёмуховые холода"

Стоит ли выискивать мелких «блошек» (например, пара недостающих запятых и «переползание» ударения в слове «её»), когда здесь такой набор «перлов»! «Заснежить назад»?

«Майский привет сплетен»?

«… лавиной прошлась незамужних подруг ледяная река»? «…оглянись, светотеней каприз»? «Мой черёмухи снег» – так мой или черёмухи?

Некоторые авторские находки мне представляются сомнительными, местами даже вычурными.

Финальная строка «Не прыжок, а путь веры с тобой» – лишняя по смыслу (в предыдущей уже есть намёк на прыжок, вместе с тем она оставляет и надежду на путь к свету – открытый финал лучше!)

3\3

-------------------
16. "Юность"

«Сполох зари пылал полоской алой» – есть смысловое противоречие: сполох– вспышка, полоска – нечто ровное и стабильное.

«… жизнь казалась мне тогда малиной» – выражение из блатного жаргона. По форме напоминает сонет, по смысловому содержанию не является таковым, поскольку не соблюдены условия «теза – антитеза – синтез».

4\4

-------------------
17. "В электричке"

Ну, вот какое настоящее, ладно скроенное и философски-оптимистичное – несмотря на печаль! – стихотворение! Всё мне в нём нравится: и картинки узнаваемы, и состояние героини очень понятно. Отлично! Спасибо, автор!
5\5

___________________
Лариса Ладыка