Осокин-фольклорист

Валерий Буслов
ОСОКИН ЕВГЕНИЙ ВАСИЛЬЕВИЧ - это прозаик, который появился на свет сонетного февраля 1926 года в деревеньке Крутой Болотнинского района Союза Советских Социалистических республик. Подробнее - https://www.proza.ru/2019/05/23/252

"Тайна Зыбуна". Приключенческая повесть. Дата добавления восемнадцатого июля 2015 года. Страниц девятнадцать.

"Окаянный век". Роман, одна из ведущих тем которого, - это трагический финал истории русской крестьянской общины..., 2004 год.

"Окаянный век". Томск, 1996 год.
РЕЦЕНЗИЯ: В. Томилов "Удивительное рядом". - "Томский вестник", от четвёртого февраля 1997 года, страница пятая.

"Иринский бор". Повести и рассказы. Под редакцией Евгения Александровича Городецкого и В.М. Сердюк. Томск. Томское книжное издательство, 1986 год. Двести пятьдесят шесть страниц. Тираж тридцать тысяч экземпляров. Твёрдый переплёт. Обыкновенный формат.

"В семнадцать мальчишеских..." Повесть. Новосибирск. Западно-Сибирское книжное издательство, 1975 год. Сто двенадцать страниц с иллюстрациями.

"В семнадцать мальчишеских..." Повесть. (Иллюстрации Б. Лупачёва). Барнаул. Алтайское книжное издательство, 1971 год. Девяносто одна страница с иллюстрациями. Тираж сто тысяч экземпляров.
РЕЦЕНЗИЯ: Павлов Г. "О днях грозных и славных". - "Молодой ленинец" (Томск) от десятого ноября 1971 года.

"Томская нефть." - "Сибирские огни", №11, ноябрь 1968 года, страницы сто тридцать три-сто сорок.

"Тумадан и Капишка". Легенды и сказки. Для среднего школьного возраста.(Предисловие профессора Якова Романовича Кошелева. Иллюстрации П. Джуры). Барнаул, Алтайское книжное издательство, (Омск, "Омская правда"), 1967 год. Сорок шесть страниц с иллюстрациями. Тираж пятьдесят тысяч экземпляров.

"Вся жизнь и еще два года..." - "Писатели о себе". Сборник. Под редакцией Н. И. Созиновой. Новосибирск. Западно-Сибирское книжное издательство, 1966 год. Страницы сто-сто два с портретом автора.

"Легенды полуночного края". ("Законная сабля", "Мечта богатыря", "Анга", "Месяц и девушка", "Как появились лисы-огнёвки", "Созвездие Лося", "Жадный Саргач", "Легенда о счастье". Для детей. Иллюстрации О. Гинзбург). Под редакцией Б. Иванникова. Новосибирск. Западно-Сибирское книжное издательство, 1965 год. Тридцать шесть страниц с иллюстрациями. Отпечатана в типографии издательства "Омская правда". Омск, проспект Маркса, номер тридцать девять. Тираж тридцать тысяч экземпляров.

"Тайна Зыбуна". Приключенческая повесть. Томск. Книжное издательство, 1964 год. Сто двадцать две страницы с иллюстрациями. Тирад пятьдесят тысяч экземпляров (второй завод).

"Тайны Зыбуна". Приключенческая повесть. (Иллюстрации В. Туманова). Барнаул. Алтайское книжное издательство, 1964 год. Восемьдесят семь страниц с иллюстрациями. Тираж пятьдесят тысяч экземпляров.

"Судьбы людские..." Роман. (Иллюстрации А.А. Шумилкина). Книга первая. "Апулькины". Томск. Книжное издательство, 1964 год. Двести двадцать семь страниц с иллюстрациями. Тираж тридцать тысяч экземпляров.
РЕЦЕНЗИЯ: Сафронова Е. "Судьбы людские и ответственность писателя". - "Красное знамя" (Томск) от первого декабря 1964 года.
Л. Баландин "Лёгкость руки" - "Сибирские огни", номер три, 1966 год, страницы сто восемьдесят три-сто восемьдесят шесть.

"Плещутся волны обские". Очерки. Томск, Книжное издательство, 1962 год. Тридцать две страницы с иллюстрациями. Тираж две тысячи экземпляров.

Абушаев Хайдар Юсупович и Осокин Евгений Васильевич "Звезда над Сангалькой". (Очерк). Томск. Книжное издательство, 1961 год. Шестьдесят четыре страницы с иллюстрациями. (Герой наших дней). Тираж одна тысяча пятьсот экземпляров.
РЕЦЕНЗИЯ: Тимофеев К. - "Молодой ленинец" (Томск) от тридцатого августа 1961 года.

"Разведчики будущего". (Очерк о первой бригаде коммунистического труда в городе Томске). Томск. Книжное издательство, 1961 год. Двадцать восемь страниц с иллюстрациями. (На обложке: Герои наших дней). Тираж две тысячи экземпляров.
РЕЦЕНЗИЯ: Сергеев В. - "Молодой ленинец". (Томск) от шестнадцатого июня 1961 года.

"Тайна Зыбуна". Приключенческая повесть. (Иллюстрации В.В. Черёмина). Томск. Томское книжное издательство, 1961 год, девяносто две страницы с иллюстрациями.
РЕЦЕНЗИЯ: Хрипункова Л. "Дети сурового края". - "Молодой ленинец" (Томск) от четвёртого апреля 1962 года.

"Это было на Чулыме". Рецензия на повесть Ивана Захаровича Елегечева "На Чулым-реке", которая была издана в Москве издательством "Советская Россия" в 1960 году. - "Молодой ленинец" (Томск) от четырнадцатого мая 1961 года.

"Будни Героя". Рассказ о знатном строителе, Герое Социалистического Труда А.Т. Астратове. Томск. Книжное издательство, 1960 год. Двадцать восемь страниц с иллюстрациями. (На обложке: Опыт передовиков семилетки). Тираж две тысячи экземпляров.
РЕЦЕНЗИЯ: Мирошин В. - "Молодой ленинец". (Томск) от тридцать первого мая 1961 года.

"Алеет Восток". Повесть. Томск. Книжное издательство, 1959 год. Страниц сто двадцать семь.
РЕЦЕНЗИЯ: Иванов В. "Первая повесть". - "Молодой ленинец". (Томск) от двадцать седьмого декабря 1959 года.

Первая повесть "Падение Номура" писалась в 1948-1950 годах. Была издана позже под названием "В семнадцать мальчишеских..."

Первый рассказ был опубликован в 1946 году в Забайкальском крае. - В своих воспоминаниях 1965 года "Всю жизнь и ещё два года..." Евгений Васильевич пишет: "Со времени опубликования первого рассказа скоро минет двадцать лет..."

           ОБ ЕВГЕНИИ ВАСИЛЬЕВИЧЕ ОСОКИНЕ И ЕГО ТВОРЧЕСТВЕ

Архив Томского Государственного Педагогического Университета: Фонд. пятьсот

      

Малые народы Севера, бассейна Оби, - это в основной своей части селькупы, Ханты, манси (устаревшее название вогулы) и кеты. Их численность в советское время достигала нескольких десятков тысяч человек. Они относились к большой группе народов Севера, в которую кроме них входили: алеуты, вепсы, долганы, ительмены, иганасаны, коряки, нанайцы (гольды), нечидальцы, ненцы (самоеды, юраки), нивхи (гиляки), ороки, орочи, саамы, селькупы, тофолары, удэгейцы, ульчи, чуванцы, чукчи (луораветланы), эвенки (тунгусы), эвены (ламуты), эскимосы, юкагиры (одулы) Севера Евразии, Сибири и Дальнего Востока, которые были объединены не только схожими природно-географическими условиями, но и общим культурно-хозяйственным типом. Этим и объясняется то, что в их устном народном творчестве встречаются сходные сказочные образы, близкие поэтические мотивы.

В самом начале хантыйской легенды "Созвездие Лося" (так народы Севера называли созвездие Большой Медведицы) из книги Е. Осокина "Легенды полуночного края" рассказывается, по каким рекам проживали роды народов Обского Севера:  "Эвенки - по Кети, селькупы и манси - в низовьях Оби, а по Тыму, Васюгану, Чае - ханты жили". И действительно, это реки бассейна Оби: Кеть, Тым, Чая - правые её притоки, а Васюган - левый приток.

Далее следует описание бытования данных народов. "Эвенки кочевали по тайге, питались сырым мясом, живой рыбой. Селькупы строили берестяные чумы, жарили лосятину на вертелах. Ханты жили в небольших карамо (землянках), а мясо варили (то есть вели кочевой образ жизни и оседлый, который начинал преобладать). Все худо жили и не дружно. Войнишки часто были".

Гидроним "Кеть" подтверждает, что эвенки, действительно вели кочевой образ жизни, а на берегу данной реки до них бытовала народность, получившая по реке название КЕТЫ. К тому же, у кетов были и свои названия Оби - Чу и Ю. А гидроним "Васюган" (левый приток Оби) происходит от слов двух народностей: от кетского слова "вас (вассис)" и хантыйского "юган" - "река". Это уже говорит не только об оседлости, но и о долгом соседском мирном бытовании разных родов.

Сам же Евгений Васильевич не производит подобного разбора, ибо задача, которая стоит перед ним, другого рода. Он просто, как совестливый человек, Во-первых, в примечании указывает, что данная легенда записана в деревне Юрты Тайные, которая на Кети, в 1951 году со слов Сербина Василия Филимоновича, во-вторых, что это хантыйская легенда, то есть принадлежит хантыйскому народу, и на основании этого он, Осокин, освоив культуру народов Севера, уходит от схематизма пересказа, возвращая утраченные поэтические украшения, социальные детали и глубинный смысл надежд и чаяний маленькой, но определённой в своей родовой замкнутости национальности.

Произведения устного народного творчества Обского Севера, собранные специальными экспедициями (в частности, известными учёными А.П. Дульзоном, доктором филологических наук Я.Р. Кошелевым и самим автором в поездках) подверглись тщательной и кропотливой литературной обработке.

Сам Евгений Васильевич в октябре 1972 года по этому поводу вспоминал: "Запись, литературная обработка да и создание новых произведений по мотивам устного народного творчества приучают искать и ценить слова, дошедшие из глубин веков, обязывают в меру сил доносить до современников образы, мысли и чувства, не подвергающиеся эрозии времени. А это, в конечном счёте, самое главное для художника".

...Но вернёмся к "Созвездию Лося"... В легенде далее идёт повествование о том, как в одном из урманов сошлись три богатыря, три представителя от разных народностей Обского Севера: эвенк, селькуп и хант. Увидели они лося и пустились гнать его. При этом "каждый своё искусство, силу выказать хочет", то есть от скуки и безделья пустым бахвальством занимаются, как нынче в своих притязаниях на свою особую божественность прогнившая с ног до головы штатия.

Снег глубокий, лось устал. Эвенк ближе всех к нему оказался. Оглянулся он, значит, всех сильнее. Зачем ему делиться мясом и шкурой с селькупом и хантом?

У ханта же был лук со стрелой. Значит, в вооружении был самым продвинутым, как англичане когда-то. Он подумал так: "Пока эвенк не достал лося рогатиной своей, я пущу стрелу, убью зверя и буду с добычей..."

Понял селькуп, который был с ножом, что ничем не взять ему лося. И про себя решил: пошлёт хант свою стрелу, эвенк всадит рогатину, а он, оказавшись умнее всех, возьмёт и убьёт обоих, тогда все, всё достанется ему одному...

"Чего, однако, ссориться? - думали и тогда простые мудрые люди. - Тайга вокруг - не обойдёшь, тундра - на оленях рогатых не объедешь. Рек - названий не упомнишь. Птицы, рыбы, зверя - не переловишь... Чего ссорится, воевать?.." И через легенду связали порочную и преступную ситуацию с главным мифическим божеством селькупов - Номи Торум. Ведь ни для кого не секрет, что сама Солнечная система была создана позже всей Вселенной. Значит наличествовала какая-то ОСОБЕННАЯ сила в её иерархии развития, которая и создала, и Солнце, и планеты, и саму Землю... В разных районах Земли, у разных народов этот небесный Создатель, то есть творческая сила, именуется по разному.