Пенаты Репина

Вадим Константинов 2
                Дом, на другие
                Непохожий...

                Какой-то статный,
                Как вельможа,
                Что благородную
                Осанку
                Не смог утратить
                За года...

                Сюда, на Репинскую
                Среду,
                Средь многих прочих,
                Я приеду...

                И буду очень торопиться...

                И опоздаю, как всегда!..
                31.05.2019.


В 1899 году, когда Репин приобрёл участок земли, где позже будет выстроена усадьба «Пенаты», он уже был прославленным художником, автором «Ивана Грозного» и «Царевны Софьи», «Бурлаки на Волге» и «Крестного хода», «Отказа от исповеди» и «Ареста пропагандиста», «Заседания государственного совета», портретов Серова, Мусоргского, Бородина, Глазунова, Пирогова, Витте и Николая II. Много лет он являлся членом Товарищества передвижных художественных выставок. Вскоре после того как Репин обосновался в Пенатах, он стал профессором и руководителем художественной мастерской в Академии художеств, а с 1898 года — ректором Академии.

Эти многочисленные обязанности и заставили Репина искать дом в окрестностях Санкт-Петербурга: с одной стороны, из Куоккалы было удобно добираться до города, с другой — место на берегу Финского залива было достаточно уединённым, и Репин мог работать спокойно и без помех. Усадьбу назвали «Пенаты» в честь римских богов-хранителей домашнего очага. Изображения этих божков, пенатов, можно увидеть на расписных деревянных воротах усадьбы, созданных по рисунку Репина. Уникальным, ни на что не похожим остается и дом Репина. В доме два этажа, и на первом из них находится скульптурная мастерская, а также жилые комнаты: кабинет хозяина, гостиная и столовая.

В доме на знаменитых «репинских средах» бывали Максим Горький, Корней Чуковский, сюда приходили Маяковский, Есенин, Леонид Андреев, Давид Бурлюк, Короленко, Куприн, народоволец Морозов, композиторы Лядов, Глазунов и многие другие. Репин прожил в усадьбе 30 лет, здесь он умер и здесь же был похоронен.

В XXI веке усадьба является памятником культурно-исторического наследия федерального уровня охраны, включающим 3 объекта (жилой дом, могила И. Е. Репина, парк) и наследием ЮНЕСКО в целом на основании:

Мемориальный музей в доме Репина был открыт в 1940 году, но во время ВОВ здание сгорело дотла. После Победы дом был восстановлен, и музей открылся вновь 24 июля 1962 года.

Усадьба названа «Пенаты» в честь римских богов-хранителей домашнего очага. Изображение этих божков, пенатов, можно видеть на расписных деревянных воротах усадьбы, созданных по рисунку Репина. Гора за усадьбой названа «Чугуевской» в честь малой родины художника. Возле дома рабочими-латышами пробурен артезианский колодец названный «абиссинским». У колодца «Скамья великого гнева», где Репин критиковал молодых художников. С деревянным садовым театром-беседкой «Храм Осириса и Изиды» и расположенной перед нею площадью Гомера связана общественная жизнь Репина. Здесь летом по воскресеньям устраивались собрания жителей Куоккалы, проходили лекции и танцы под гармонику и балалайку… Площадь Гомера была украшена гранитными глыбами и вывороченными корнями деревьев, покрытых Репином смолой. В глубине сада расположена смотровая башня «Беседка Шахерезады». В конце жизни Репин изъявил желание навсегда остаться в «Пенатах» и быть похороненным в своём саду без гроба, с посадкою дерева.https://ru.wikipedia.org/wiki/()